Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Ford, 1586—1639) — англ. драматург. Семья его, владевшая недвижимостью в Девоншире, была связана узами родства с лордом Пофэм, что и открыло Джону Ф. дорогу в судебное ведомство. Первым поэтическим опытом его была элегия, написанная на смерть графа Девонширского, "Fame's memorial". Сотрудничество с Вебстером и Деккером натолкнуло молодого поэта на драматические опыты; в 1629 г. им написана драма "The lover's melancholy"; затем последовали "The brother and sister", "The broken heart", "Love's sacrifice", "The lady's trial", "Perkin Warheck", "The fancies chaste and noble". Вслед за этим имя Ф. исчезает из истории литературы; одни утверждают, что он вскорости умер, другие предполагают, что он вернулся из Лондона на родину, обзавелся семьей и дожил до глубокой старости. Хотя Ф. и усвояется почетное место в английской драматургии, но в его произведениях скорее сказывается сила ума, чем поэтический талант и драматическое чутье. В его пафосе замечается деланность, юмором он не обладает вовсе, а стихи его скорее напоминают рубленую прозу. Полное собрание сочинений Ф. издано в 1811 и 1840 гг.; биографические данные и критическая оценка даны для новейшего издания Гартлеем Кольриджем.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большой энциклопедический словарь

    ФОРД Джон (1895-1973) - американский кинорежиссер. Фильмы: "Дилижанс" (1939, в советском прокате "Путешествие будет опасным"), "Юный мистер Линкольн" (1939), "Гроздья гнева" (1940), "Табачная дорога" (1941), "Человек, который пристрелил Либерти Вэланса" (1962), "Осень чейеннов" (1964) и др.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедия Кольера

    (Ford, John)

    (1586 - ок. 1640), английский драматург, наиболее значительный из трагиков в царствование Карла I. Родился в Девоншире; крещен 17 апреля 1586. О жизни и творчестве Форда известно немного. Вероятно, несколько месяцев он провел в Эксетер-колледже Оксфордского университета, после чего с ноября 1602 учился в юридической корпорации "Миддл Темпл", членом которой продолжал быть и в 1617. Других сведений о его деятельности как юриста не сохранилось. Записей о смерти Форда также не обнаружено. Если не считать недостоверных сведений о некой пьесе, самостоятельно написанной Фордом в 1612, начало его работы для театра следует относить к 1621-1624, когда он написал пять пьес в соавторстве с Т.Деккером, в ту пору уже зрелым драматургом. Из них дошли только две - Эдмонтонская ведьма (The Witch of Edmonton, 1621) и пьеса-маска Любимец Солнца (The Sun's Darling, 1624), третьим автором которой был У. Роули (1585?-1642?). Сохранились две пьесы Форда для труппы "Слуги его величества". Трагикомедию Меланхолия влюбленного (The Lover's Melancholy, 1628) в духе Д.Флетчера отличают строгая продуманность сюжета и тонкий психологизм; в ней нашли отражение теории Р.Бертона (1577-1640), развитые им в Анатомии меланхолии (1621). В Разбитом сердце (The Broken Heart, опубликована в 1633, поставлена ранее) специфика драматургии Форда проявляется наиболее отчетливо. Это трагедия обманутых надежд, действие которой разворачивается в Спарте; брак по принуждению приносит в финале несчастье всем героям. Форд - автор пяти пьес для театра "Феникс". В своей самой знаменитой пьесе Нельзя ее развратницей назвать (T'is pity she's a whore, опубликована в 1633, поставлена ранее) Форд вернулся к приемам "кровавой трагедии" якобитской эпохи. Тема инцеста (любовь между братом и сестрой) развита с откровенным сочувствием, хотя трагический финал преступной страсти предрешен с самого начала. Другая романтическая трагедия, Жертва любви (Love's Sacrifice, 1633), построена на сложном конфликте чувств: ревнивый герцог - второй Отелло - убивает жену, которая осталась ему верна, сумев преодолеть свою любовь к Фернандо. Перкин Уорбек (Perkin Warbeck, опубл. 1634) - единственная заслуживающая внимания пьеса этой эпохи на сюжет из английской истории: самозванец выдает себя за короля Ричарда IV, однако это скорее трагедия личности, нежели историческая хроника. Изысканная простота этой пьесы резко контрастирует с написанной вслед за ней не совсем обычной, явно неудавшейся комедией Чистые и возвышенные мечты (The Fancies Chaste and Noble, опубликована в 1638). Сдержанна по сценической манере пьеса Суд над леди (The Lady's Trial, 1638): жена, ложно обвиненная в неверности, в конце концов оправдана. По новым данным, перу Форда принадлежит также трагикомедия Королева, или Женское совершенство (The Queen, or The Excellency of her Sex, опубликована анонимно в 1653). Форд работал в условиях спада в английской драматургии, когда круг тем и ситуаций, разработанных в период первоначального подъема, был уже исчерпан. Этим объясняется его пристальное внимание к занимательности сюжета и ориентация на традиции итальянского театра в построении интриги.

    ЛИТЕРАТУРА

    Форд Д. Разбитое сердце. - В кн.: Младшие современники Шекспира. М., 1986

  5. Источник: Энциклопедия Кольера



  6. Энциклопедический словарь

    Форд Джон

    (Ford), настоящие имя и фамилия Шон Алоизиус О’Фирна или О’Фини (O’Fearna, O’Feeney) (1895—1973), американский кинорежиссёр. Фильмы: «Дилижанс» (1939, в отечественном прокате — «Путешествие будет опасным»), «Юный мистер Линкольн» (1939), «Гроздья гнева» (1940), «Табачная дорога» (1941), «Человек, который пристрелил Либерти Вэланса» (1962), «Осень чейеннов» (1964) и др.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Энциклопедический словарь псевдонимов

    (наст. имя и фам. Шон Алоизиус О‘Фирна или О‘Фини; 1895–1973) – амер. кинорежиссер. Пост. ф.: «Дилижанс» (1939, в сов. прокате «Путешествие будет опасным»), «Юный мистер Линкольн» (1939), «Гроздья гнева» (1940), «Табачная дорога» (1941), «Человек, который пристрелил Либерти Вэланса» (1962) и др.

  9. Источник: Энциклопедический словарь псевдонимов



  10. Энциклопедия кино

    ФОРД (Ford) Джон (01. 02. 1895 — 31. 08. 1973), американский режиссер. Настоящие имя и фамилия — Шон Алоизиус ОФини или ОФирна.

    Тринадцатый, последний ребенок в семье ирландского иммигранта, владельца салуна. После окончания школы в 1913 уехал в Голливуд к брату, который работал в киностудии «Юниверсал» в качестве актера, сценариста и режиссера. Рабочий сцены и помощник реквизитора, затем трюкач и дублер своего брата, в 1915 Шон был одним из статистов в эпической ленте Д. Гриффита «Рождение нации» (The Birth Of A Nation). С 1915 — ассистент режиссера и актер в фильмах брата, взявшего псевдоним Фрэнсис Форд. В 1917—1920 в качестве режиссера снял для «Юниверсал» более 30 фильмов, большую часть из которых составляли вестерны с участием актера Гарри Кэри. В 1920 переходит в «Фокс» и до 1923 снимает под псевдонимом «Джек Форд», обращаясь преимущественно к жанру вестерна, более всего отвечавшему его восприятию мира и иерархии ценностей: четкие критерии добра и зла, верность долгу, дружбе, семейной традиции, мужество в самой безнадежной ситуации. Два фильма Джона Форда 20-х годов — вестерн «Железный конь» (The Iron Horse, 1924, эпическая история строительства трансконтинентальной железной дороги) и военная драма «Четыре сына» (Four Sons, 1928) относятся к числу лучших работ режиссера, но все же расцвет Форда приходится на звуковой период, когда он становится живым классиком американского кинематографа.

    Вопреки распространенному мнению Форд, поставивший 112 лент за почти 60 лет работы в Голливуде, снимал не только вестерны, но и детективы («Полицейский Рили», Riley The Cop, 1928), комедии («Вверх по реке», Up The River, 1930), спортивные фильмы («Приветствие», Salute, 1929) и фильмы о войне, такие как «Мужчины без женщин» (Men Without Women, 1930); «Потерянный патруль» (The Lost Patrol, 1934), исторические («Мария Шотландская», Mary Of Scotland, 1936) и приключенческие («Ураган», The Hurricane, 1937) фильмы. Однако слава Форда связана с вестернами, которые он ставил до конца жизни: «Дилижанс» (1939); «Моя дорогая Клементина» (My Darling Clementine, 1946); «Форт Апач» (Fort Apache, 1948); «Она носила желтую ленту» (She Wore A Yellow Ribbon, 1949); «Рио Гранде» (Rio Grande, 1950); «Человек, который застрелил Либерти Вэланса» (The Man Who Shot Liberty Valance, 1962); «Осень чейеннов» (Cheyenne Autumn, 1964), и с серией социально-критических фильмов конца 30-х — начала 40-х годов, таких как «Гроздья гнева» (The Grapes Of Wrath, 1940, по роману Д. Стейнбека); «Табачная дорога» (Tobacco Road, 1941, по Э. Колдуэллу); «Как зелена была моя долина» (How Green Was My Valley, 1941).

    Изображая социальные конфликты тридцатых, Форд противопоставляет хищническому прогрессу цивилизации идеалы рядового человека — веру в Бога, верность родственным узам, честный труд, любовь к природе. При всей идеализации прошлого Форд показывает неизбежность и законность бунта низов против безжалостно-безликого мира банков, монополий и больших городов. Все же идеальной средой для любимых персонажей режиссера — прямолинейно-наивных, непреклонных в симпатиях и антипатиях «рыцарей» добра, чести и справедливости — оказывается ковбойский фильм, атмосфера второй половины девятнадцатого века, эпоха освоения Дальнего Запада. В этом исторически реальном пространстве и времени, допускающем условную обрисовку людей и событий, находит приют мечта Форда, его Америка, извечная, по режиссеру, борьба между добром и злом, ставящая личность перед выбором и определяющая ценность человека вопреки официальной морали и «табели о рангах» (типичный и лучший пример — «Дилижанс»). Война и человек на войне также оказываются вполне реалистичной рамкой для эпического романтизма Форда. В годы Второй мировой войны Форд возглавлял киноотдел ВМС США и потерял глаз в ходе съемок документального фильма «Битва за Мидуэй» (The Battle Of Midway, 1942, премия «Оскар»). Среди работ Форда военных лет — документальный фильм «7 декабря» (December 7Th, 1943, премия «Оскар») и художественная лента об американцах в первые дни боевых действий на Филиппинах «Их было не вернуть» (They were Expendable, 1945).

    Награжденный впервые премией «Оскар» за фильм об ирландском восстании 1916 года «Осведомитель» (The Informer, 1935), Форд не раз удостаивался этой премии за фильмы «Гроздья гнева» (1940); «Как зелена была моя долина» (1941); «Тихий человек» (The Quiet Man, 1952, также приз МКФ в Венеции). В 1971 в связи с ретроспективой фильмов Форда на МКФ в Венеции был награжден почетной премией.

    Владимир Утилов

    1914 LUCILLE LOVE, GIRL OF MYSTERY реквизитор, исполнитель

    1914 THE MYSTERIOUS ROSE исполнитель

    1915 THE BROKEN COIN исполнитель

    1915 THE DOORWAY OF DESTRUCTION ассистент режиссера, исполнитель

    1915 THE HIDDEN CITY исполнитель

    1915 THREE BAD MEN AND A GIRL исполнитель

    1916 THE BANDIT"S WAGER исполнитель

    1916 CHICKEN-HEARTED JIM исполнитель

    1916 THE LUMBER YARD GANG исполнитель

    1917 BUCKING BROADWAY режиссер

    1917 CHEYENNE"S PAL режиссер, сюжет

    1917 A MARKED MAN режиссер

    1917 THE SCRAPPER режиссер, сценарист, исполнитель

    1917 THE SECRET MAN режиссер

    1917 THE SOUL HERDER режиссер

    1917 STRAIGHT SHOOTING режиссер

    1917 THE TORNADO режиссер, сценарист, исполнитель

    1917 THE TRAIL OF HATE режиссер, сценарист, исполнитель

    1918 DELIRIUM режиссер, сценарист, сюжет

    1918 HELL BENT режиссер, сценарист, сюжет

    1918 THE PHANTOM RIDERS режиссер

    1918 THE SCARLET DROP режиссер, сюжет

    1918 THIEVES" GOLD режиссер

    1918 THREE MOUNTED MEN продюсер, режиссер

    1918 WILD WOMEN режиссер

    1918 A WOMAN"S FOOL режиссер

    1919 THE ACE OF THE SADDLE режиссер

    1919 BARE FISTS режиссер

    1919 BY INDIAN POSTS режиссер

    1919 A FIGHT FOR LOVE режиссер

    1919 THE FIGHTING BROTHERS режиссер

    1919 A GUN FIGHTIN" GENTLEMAN режиссер, сюжет

    1919 GUN LAW режиссер

    1919 THE GUN PUSHER режиссер, сюжет

    1919 THE LAST OUTLAW режиссер

    1919 THE OUTCASTS OF POKER FLAT режиссер

    1919 THE RIDER OF THE LAW режиссер

    1919 RIDERS OF VENGEANCE режиссер, сюжет

    1919 ROPED режиссер

    1919 THE RUSTLERS режиссер

    1920 THE BIG PUNCH режиссер, сценарист

    1920 THE GIRL IN NUMBER 29 режиссер

    1920 HITCHIN" POSTS режиссер

    1920 JUST PALS режиссер

    1920 MARKED MEN режиссер

    1920 THE PRINCE OF AVENUE A режиссер

    1920 UNDER SENTENCE сюжет

    1921 ACTION режиссер

    1921 DESPERATE TRAILS режиссер

    1921 THE FREEZE OUT режиссер

    1921 JACKIE режиссер

    1921 SURE FIRE продюсер, режиссер

    1921 THE WALLOP продюсер, режиссер

    1922 LITTLE MISS SMILES режиссер

    1922 NERO режиссер

    1922 SILVER WINGS режиссер

    1922 THE VILLAGE BLACKSMITH режиссер

    1923 CAMEO KIRBY режиссер

    1923 THE FACE ON THE BARROOM FLOOR режиссер

    1923 HOODMAN BLIND режиссер

    1923 NORTH OF HUDSON BAY режиссер

    1923 THREE JUMPS AHEAD режиссер, сценарист

    1924 HEARTS OF OAK режиссер

    1924 THE IRON HORSE режиссер

    1925 THE FIGHTING HEART режиссер

    1925 KENTUCKY PRIDE режиссер

    1925 LIGHTNIN" режиссер

    1925 THANK YOU режиссер

    1926 THE BLUE EAGLE режиссер

    1926 THE SHAMROCK HANDICAP режиссер

    1926 THREE BAD MEN режиссер

    1926 WHAT PRICE GLORY? режиссер

    1927 UPSTREAM режиссер

    1928 ЧЕТЫРЕ СЫНА / FOUR SONS режиссер

    1928 HANGMAN"S HOUSE режиссер

    1928 MOTHER MACHREE режиссер

    1928 NAPOLEON"S BARBER режиссер

    1928 RILEY THE COP режиссер

    1929 BIG TIME исполнитель

    1929 THE BLACK WATCH режиссер

    1929 SALUTE режиссер

    1929 STRONG BOY режиссер

    1930 BORN RECKLESS режиссер

    1930 МУЖЧИНЫ БЕЗ ЖЕНЩИН / MEN WITHOUT WOMEN режиссер, сюжет

    1930 UP THE RIVER режиссер, сценарист

    1931 ARROWSMITH режиссер

    1931 THE BRAT режиссер

    1931 SEAS BENEATH режиссер

    1932 AIR MAIL режиссер

    1932 FLESH продюсер, режиссер

    1933 DR. BULL режиссер

    1933 PILGRIMAGE режиссер

    1934 JUDGE PRIEST режиссер

    1934 ПОТЕРЯННЫЙ ПАТРУЛЬ / THE LOST PATROL режиссер

    1934 THE WORLD MOVES ON режиссер

    1935 ОСВЕДОМИТЕЛЬ / THE INFORMER режиссер

    1935 STEAMBOAT "ROUND THE BEND режиссер

    1935 THE WHOLE TOWN"S TALKING режиссер

    1936 THE LAST OUTLAW сюжет

    1936 MARY OF SCOTLAND режиссер

    1936 THE PLOUGH AND THE STARS режиссер

    1936 THE PRISONER OF SHARK ISLAND режиссер

    1937 THE HURRICANE режиссер

    1937 WEE WILLIE WINKIE режиссер

    1938 THE ADVENTURES OF MARCO POLO режиссер

    1938 FOUR MEN AND A PRAYER режиссер

    1938 SUBMARINE PATROL режиссер

    1939 DRUMS ALONG THE MOHAWK режиссер

    1939 STAGECOACH режиссер

    1939 YOUNG MR. LINCOLN режиссер

    1940 THE GRAPES OF WRATH режиссер

    1940 THE LONG VOYAGE HOME режиссер

    1941 КАК ЗЕЛЕНА БЫЛА МОЯ ДОЛИНА / HOW GREEN WAS MY VALLEY режиссер

    1941 SEX HYGIENE режиссер

    1941 TOBACCO ROAD режиссер

    1942 THE BATTLE OF MIDWAY режиссер, монтажер, оператор, дикторский текст

    1942 TORPEDO SQUADRON режиссер

    1943 DECEMBER 7TH режиссер

    1943 WE SAIL AT MIDNIGHT режиссер

    1945 ИХ БЫЛО НЕ ВЕРНУТЬ / THEY WERE EXPENDABLE продюсер, режиссер

    1946 МОЯ ДОРОГАЯ КЛЕМЕНТИНА / MY DARLING CLEMENTINE режиссер

    1947 THE FUGITIVE продюсер, режиссер

    1948 3 GODFATHERS режиссер

    1948 ФОРТ АПАЧ / FORT APACHE продюсер, режиссер

    1949 EVERYBODY DOES IT исполнитель

    1949 MIGHTY JOE YOUNG продюсер

    1949 PINKY режиссер

    1949 ОНА НОСИЛА ЖЕЛТУЮ ЛЕНТУ / SHE WORE A YELLOW RIBBON продюсер, режиссер

    1950 РИО ГРАНДЕ / RIO GRANDE продюсер, режиссер

    1950 WAGON MASTER продюсер, режиссер

    1950 WHEN WILLIE COMES MARCHING HOME режиссер

    1951 BULLFIGHTER AND THE LADY не указанный в титрах монтажер

    1951 THE TALES OF HOFFMANN исполнитель

    1951 THIS IS KOREA режиссер

    1952 THE QUIET MAN продюсер, режиссер

    1952 WHAT PRICE GLORY? режиссер

    1953 HONDO постановщик 2-ой съемочной группы

    1953 MOGAMBO режиссер

    1953 THE SUN SHINES BRIGHT продюсер, режиссер

    1955 THE LONG GRAY LINE режиссер

    1955 MISTER ROBERTS режиссер

    1955 THE RED, WHITE AND BLUE LINE режиссер

    1956 THE SEARCHERS режиссер

    1957 THE GROWLER STORY режиссер

    1957 THE RISING OF THE MOON режиссер

    1957 THE WINGS OF EAGLES режиссер

    1958 GIDEON OF SCOTLAND YARD/GIDEON"S DAY продюсер, режиссер

    1958 THE LADY TAKES A FLYER режиссер

    1958 THE LAST HURRAH продюсер, режиссер

    1958 SO ALONE режиссер

    1959 THE HORSE SOLDIERS режиссер

    1959 KOREA продюсер, режиссер

    1960 SERGEANT RUTLEDGE режиссер

    1961 TWO RODE TOGETHER режиссер

    1962 HOW THE WEST WAS WON режиссер

    1962 ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ЗАСТРЕЛИЛ ЛИБЕРТИ ВЭЛАНСА / THE MAN WHO SHOT LIBERTY VALANCE режиссер

    1963 DONOVAN"S REEF продюсер, режиссер

    1964 ОСЕНЬ ЧЕЙЕННОВ / CHEYENNE AUTUMN режиссер

    1965 YOUNG CASSIDY режиссер

    1966 7 WOMEN режиссер

    1971 DIRECTED BY JOHN FORD исполнитель

    1971 VIETNAM! VIETNAM! исполнительный продюсер

    Лауреат Венецианского кинофестиваля в номинации «США за 1934 год

    Премия «Оскар» в номинации «Режиссер» за 1935 год

    Специальные медаль Венецианского кинофестиваля за 1936 год

    Премия «Оскар» в номинации «Режиссер» за 1940 год

    Премия «Оскар» в номинации «Фильм» за 1941 год

    Премия «Оскар» в номинации «Режиссер» за 1941 год

    Премия «Оскар» в номинации «Документальные картины» за 1942 год

    Премия «Оскар» в номинации «Документальные картины» за 1943 год

    Международный приз Венецианского кинофестиваля за 1948 год

    Международный приз Венецианского кинофестиваля за 1952 год

    Премия «Оскар» в номинации «Режиссер» за 1952 год

  11. Источник: Энциклопедия кино



  12. Большой Энциклопедический словарь

    ФОРД Джон
    ФОРД Джон (1895-1973) - американский кинорежиссер. Фильмы: "Дилижанс" (1939, в советском прокате "Путешествие будет опасным"), "Юный мистер Линкольн" (1939), "Гроздья гнева" (1940), "Табачная дорога" (1941), "Человек, который пристрелил Либерти Вэланса" (1962), "Осень чейеннов" (1964) и др.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  13. Источник: