(Ford, 1586—1639) — англ. драматург. Семья его, владевшая недвижимостью в Девоншире, была связана узами родства с лордом Пофэм, что и открыло Джону Ф. дорогу в судебное ведомство. Первым поэтическим опытом его была элегия, написанная на смерть графа Девонширского, "Fame's memorial". Сотрудничество с Вебстером и Деккером натолкнуло молодого поэта на драматические опыты; в 1629 г. им написана драма "The lover's melancholy"; затем последовали "The brother and sister", "The broken heart", "Love's sacrifice", "The lady's trial", "Perkin Warheck", "The fancies chaste and noble". Вслед за этим имя Ф. исчезает из истории литературы; одни утверждают, что он вскорости умер, другие предполагают, что он вернулся из Лондона на родину, обзавелся семьей и дожил до глубокой старости. Хотя Ф. и усвояется почетное место в английской драматургии, но в его произведениях скорее сказывается сила ума, чем поэтический талант и драматическое чутье. В его пафосе замечается деланность, юмором он не обладает вовсе, а стихи его скорее напоминают рубленую прозу. Полное собрание сочинений Ф. издано в 1811 и 1840 гг.; биографические данные и критическая оценка даны для новейшего издания Гартлеем Кольриджем.
ФОРД Джон (1895-1973) - американский кинорежиссер. Фильмы: "Дилижанс" (1939, в советском прокате "Путешествие будет опасным"), "Юный мистер Линкольн" (1939), "Гроздья гнева" (1940), "Табачная дорога" (1941), "Человек, который пристрелил Либерти Вэланса" (1962), "Осень чейеннов" (1964) и др.
(Ford, John)
(1586 - ок. 1640), английский драматург, наиболее значительный из трагиков в царствование Карла I. Родился в Девоншире; крещен 17 апреля 1586. О жизни и творчестве Форда известно немного. Вероятно, несколько месяцев он провел в Эксетер-колледже Оксфордского университета, после чего с ноября 1602 учился в юридической корпорации "Миддл Темпл", членом которой продолжал быть и в 1617. Других сведений о его деятельности как юриста не сохранилось. Записей о смерти Форда также не обнаружено. Если не считать недостоверных сведений о некой пьесе, самостоятельно написанной Фордом в 1612, начало его работы для театра следует относить к 1621-1624, когда он написал пять пьес в соавторстве с Т.Деккером, в ту пору уже зрелым драматургом. Из них дошли только две - Эдмонтонская ведьма (The Witch of Edmonton, 1621) и пьеса-маска Любимец Солнца (The Sun's Darling, 1624), третьим автором которой был У. Роули (1585?-1642?). Сохранились две пьесы Форда для труппы "Слуги его величества". Трагикомедию Меланхолия влюбленного (The Lover's Melancholy, 1628) в духе Д.Флетчера отличают строгая продуманность сюжета и тонкий психологизм; в ней нашли отражение теории Р.Бертона (1577-1640), развитые им в Анатомии меланхолии (1621). В Разбитом сердце (The Broken Heart, опубликована в 1633, поставлена ранее) специфика драматургии Форда проявляется наиболее отчетливо. Это трагедия обманутых надежд, действие которой разворачивается в Спарте; брак по принуждению приносит в финале несчастье всем героям. Форд - автор пяти пьес для театра "Феникс". В своей самой знаменитой пьесе Нельзя ее развратницей назвать (T'is pity she's a whore, опубликована в 1633, поставлена ранее) Форд вернулся к приемам "кровавой трагедии" якобитской эпохи. Тема инцеста (любовь между братом и сестрой) развита с откровенным сочувствием, хотя трагический финал преступной страсти предрешен с самого начала. Другая романтическая трагедия, Жертва любви (Love's Sacrifice, 1633), построена на сложном конфликте чувств: ревнивый герцог - второй Отелло - убивает жену, которая осталась ему верна, сумев преодолеть свою любовь к Фернандо. Перкин Уорбек (Perkin Warbeck, опубл. 1634) - единственная заслуживающая внимания пьеса этой эпохи на сюжет из английской истории: самозванец выдает себя за короля Ричарда IV, однако это скорее трагедия личности, нежели историческая хроника. Изысканная простота этой пьесы резко контрастирует с написанной вслед за ней не совсем обычной, явно неудавшейся комедией Чистые и возвышенные мечты (The Fancies Chaste and Noble, опубликована в 1638). Сдержанна по сценической манере пьеса Суд над леди (The Lady's Trial, 1638): жена, ложно обвиненная в неверности, в конце концов оправдана. По новым данным, перу Форда принадлежит также трагикомедия Королева, или Женское совершенство (The Queen, or The Excellency of her Sex, опубликована анонимно в 1653). Форд работал в условиях спада в английской драматургии, когда круг тем и ситуаций, разработанных в период первоначального подъема, был уже исчерпан. Этим объясняется его пристальное внимание к занимательности сюжета и ориентация на традиции итальянского театра в построении интриги.
ЛИТЕРАТУРА
Форд Д. Разбитое сердце. - В кн.: Младшие современники Шекспира. М., 1986
Форд Джон
(Ford), настоящие имя и фамилия Шон Алоизиус О’Фирна или О’Фини (O’Fearna, O’Feeney) (1895—1973), американский кинорежиссёр. Фильмы: «Дилижанс» (1939, в отечественном прокате — «Путешествие будет опасным»), «Юный мистер Линкольн» (1939), «Гроздья гнева» (1940), «Табачная дорога» (1941), «Человек, который пристрелил Либерти Вэланса» (1962), «Осень чейеннов» (1964) и др.
(наст. имя и фам. Шон Алоизиус О‘Фирна или О‘Фини; 1895–1973) – амер. кинорежиссер. Пост. ф.: «Дилижанс» (1939, в сов. прокате «Путешествие будет опасным»), «Юный мистер Линкольн» (1939), «Гроздья гнева» (1940), «Табачная дорога» (1941), «Человек, который пристрелил Либерти Вэланса» (1962) и др.
ФОРД (Ford) Джон (01. 02. 1895 — 31. 08. 1973), американский режиссер. Настоящие имя и фамилия — Шон Алоизиус ОФини или ОФирна.
Тринадцатый, последний ребенок в семье ирландского иммигранта, владельца салуна. После окончания школы в 1913 уехал в Голливуд к брату, который работал в киностудии «Юниверсал» в качестве актера, сценариста и режиссера. Рабочий сцены и помощник реквизитора, затем трюкач и дублер своего брата, в 1915 Шон был одним из статистов в эпической ленте Д. Гриффита «Рождение нации» (The Birth Of A Nation). С 1915 — ассистент режиссера и актер в фильмах брата, взявшего псевдоним Фрэнсис Форд. В 1917—1920 в качестве режиссера снял для «Юниверсал» более 30 фильмов, большую часть из которых составляли вестерны с участием актера Гарри Кэри. В 1920 переходит в «Фокс» и до 1923 снимает под псевдонимом «Джек Форд», обращаясь преимущественно к жанру вестерна, более всего отвечавшему его восприятию мира и иерархии ценностей: четкие критерии добра и зла, верность долгу, дружбе, семейной традиции, мужество в самой безнадежной ситуации. Два фильма Джона Форда 20-х годов — вестерн «Железный конь» (The Iron Horse, 1924, эпическая история строительства трансконтинентальной железной дороги) и военная драма «Четыре сына» (Four Sons, 1928) относятся к числу лучших работ режиссера, но все же расцвет Форда приходится на звуковой период, когда он становится живым классиком американского кинематографа.
Вопреки распространенному мнению Форд, поставивший 112 лент за почти 60 лет работы в Голливуде, снимал не только вестерны, но и детективы («Полицейский Рили», Riley The Cop, 1928), комедии («Вверх по реке», Up The River, 1930), спортивные фильмы («Приветствие», Salute, 1929) и фильмы о войне, такие как «Мужчины без женщин» (Men Without Women, 1930); «Потерянный патруль» (The Lost Patrol, 1934), исторические («Мария Шотландская», Mary Of Scotland, 1936) и приключенческие («Ураган», The Hurricane, 1937) фильмы. Однако слава Форда связана с вестернами, которые он ставил до конца жизни: «Дилижанс» (1939); «Моя дорогая Клементина» (My Darling Clementine, 1946); «Форт Апач» (Fort Apache, 1948); «Она носила желтую ленту» (She Wore A Yellow Ribbon, 1949); «Рио Гранде» (Rio Grande, 1950); «Человек, который застрелил Либерти Вэланса» (The Man Who Shot Liberty Valance, 1962); «Осень чейеннов» (Cheyenne Autumn, 1964), и с серией социально-критических фильмов конца 30-х — начала 40-х годов, таких как «Гроздья гнева» (The Grapes Of Wrath, 1940, по роману Д. Стейнбека); «Табачная дорога» (Tobacco Road, 1941, по Э. Колдуэллу); «Как зелена была моя долина» (How Green Was My Valley, 1941).
Изображая социальные конфликты тридцатых, Форд противопоставляет хищническому прогрессу цивилизации идеалы рядового человека — веру в Бога, верность родственным узам, честный труд, любовь к природе. При всей идеализации прошлого Форд показывает неизбежность и законность бунта низов против безжалостно-безликого мира банков, монополий и больших городов. Все же идеальной средой для любимых персонажей режиссера — прямолинейно-наивных, непреклонных в симпатиях и антипатиях «рыцарей» добра, чести и справедливости — оказывается ковбойский фильм, атмосфера второй половины девятнадцатого века, эпоха освоения Дальнего Запада. В этом исторически реальном пространстве и времени, допускающем условную обрисовку людей и событий, находит приют мечта Форда, его Америка, извечная, по режиссеру, борьба между добром и злом, ставящая личность перед выбором и определяющая ценность человека вопреки официальной морали и «табели о рангах» (типичный и лучший пример — «Дилижанс»). Война и человек на войне также оказываются вполне реалистичной рамкой для эпического романтизма Форда. В годы Второй мировой войны Форд возглавлял киноотдел ВМС США и потерял глаз в ходе съемок документального фильма «Битва за Мидуэй» (The Battle Of Midway, 1942, премия «Оскар»). Среди работ Форда военных лет — документальный фильм «7 декабря» (December 7Th, 1943, премия «Оскар») и художественная лента об американцах в первые дни боевых действий на Филиппинах «Их было не вернуть» (They were Expendable, 1945).
Награжденный впервые премией «Оскар» за фильм об ирландском восстании 1916 года «Осведомитель» (The Informer, 1935), Форд не раз удостаивался этой премии за фильмы «Гроздья гнева» (1940); «Как зелена была моя долина» (1941); «Тихий человек» (The Quiet Man, 1952, также приз МКФ в Венеции). В 1971 в связи с ретроспективой фильмов Форда на МКФ в Венеции был награжден почетной премией.
Владимир Утилов
1914 LUCILLE LOVE, GIRL OF MYSTERY реквизитор, исполнитель
1914 THE MYSTERIOUS ROSE исполнитель
1915 THE BROKEN COIN исполнитель
1915 THE DOORWAY OF DESTRUCTION ассистент режиссера, исполнитель
1915 THE HIDDEN CITY исполнитель
1915 THREE BAD MEN AND A GIRL исполнитель
1916 THE BANDIT"S WAGER исполнитель
1916 CHICKEN-HEARTED JIM исполнитель
1916 THE LUMBER YARD GANG исполнитель
1917 BUCKING BROADWAY режиссер
1917 CHEYENNE"S PAL режиссер, сюжет
1917 A MARKED MAN режиссер
1917 THE SCRAPPER режиссер, сценарист, исполнитель
1917 THE SECRET MAN режиссер
1917 THE SOUL HERDER режиссер
1917 STRAIGHT SHOOTING режиссер
1917 THE TORNADO режиссер, сценарист, исполнитель
1917 THE TRAIL OF HATE режиссер, сценарист, исполнитель
1918 DELIRIUM режиссер, сценарист, сюжет
1918 HELL BENT режиссер, сценарист, сюжет
1918 THE PHANTOM RIDERS режиссер
1918 THE SCARLET DROP режиссер, сюжет
1918 THIEVES" GOLD режиссер
1918 THREE MOUNTED MEN продюсер, режиссер
1918 WILD WOMEN режиссер
1918 A WOMAN"S FOOL режиссер
1919 THE ACE OF THE SADDLE режиссер
1919 BARE FISTS режиссер
1919 BY INDIAN POSTS режиссер
1919 A FIGHT FOR LOVE режиссер
1919 THE FIGHTING BROTHERS режиссер
1919 A GUN FIGHTIN" GENTLEMAN режиссер, сюжет
1919 GUN LAW режиссер
1919 THE GUN PUSHER режиссер, сюжет
1919 THE LAST OUTLAW режиссер
1919 THE OUTCASTS OF POKER FLAT режиссер
1919 THE RIDER OF THE LAW режиссер
1919 RIDERS OF VENGEANCE режиссер, сюжет
1919 ROPED режиссер
1919 THE RUSTLERS режиссер
1920 THE BIG PUNCH режиссер, сценарист
1920 THE GIRL IN NUMBER 29 режиссер
1920 HITCHIN" POSTS режиссер
1920 JUST PALS режиссер
1920 MARKED MEN режиссер
1920 THE PRINCE OF AVENUE A режиссер
1920 UNDER SENTENCE сюжет
1921 ACTION режиссер
1921 DESPERATE TRAILS режиссер
1921 THE FREEZE OUT режиссер
1921 JACKIE режиссер
1921 SURE FIRE продюсер, режиссер
1921 THE WALLOP продюсер, режиссер
1922 LITTLE MISS SMILES режиссер
1922 NERO режиссер
1922 SILVER WINGS режиссер
1922 THE VILLAGE BLACKSMITH режиссер
1923 CAMEO KIRBY режиссер
1923 THE FACE ON THE BARROOM FLOOR режиссер
1923 HOODMAN BLIND режиссер
1923 NORTH OF HUDSON BAY режиссер
1923 THREE JUMPS AHEAD режиссер, сценарист
1924 HEARTS OF OAK режиссер
1924 THE IRON HORSE режиссер
1925 THE FIGHTING HEART режиссер
1925 KENTUCKY PRIDE режиссер
1925 LIGHTNIN" режиссер
1925 THANK YOU режиссер
1926 THE BLUE EAGLE режиссер
1926 THE SHAMROCK HANDICAP режиссер
1926 THREE BAD MEN режиссер
1926 WHAT PRICE GLORY? режиссер
1927 UPSTREAM режиссер
1928 ЧЕТЫРЕ СЫНА / FOUR SONS режиссер
1928 HANGMAN"S HOUSE режиссер
1928 MOTHER MACHREE режиссер
1928 NAPOLEON"S BARBER режиссер
1928 RILEY THE COP режиссер
1929 BIG TIME исполнитель
1929 THE BLACK WATCH режиссер
1929 SALUTE режиссер
1929 STRONG BOY режиссер
1930 BORN RECKLESS режиссер
1930 МУЖЧИНЫ БЕЗ ЖЕНЩИН / MEN WITHOUT WOMEN режиссер, сюжет
1930 UP THE RIVER режиссер, сценарист
1931 ARROWSMITH режиссер
1931 THE BRAT режиссер
1931 SEAS BENEATH режиссер
1932 AIR MAIL режиссер
1932 FLESH продюсер, режиссер
1933 DR. BULL режиссер
1933 PILGRIMAGE режиссер
1934 JUDGE PRIEST режиссер
1934 ПОТЕРЯННЫЙ ПАТРУЛЬ / THE LOST PATROL режиссер
1934 THE WORLD MOVES ON режиссер
1935 ОСВЕДОМИТЕЛЬ / THE INFORMER режиссер
1935 STEAMBOAT "ROUND THE BEND режиссер
1935 THE WHOLE TOWN"S TALKING режиссер
1936 THE LAST OUTLAW сюжет
1936 MARY OF SCOTLAND режиссер
1936 THE PLOUGH AND THE STARS режиссер
1936 THE PRISONER OF SHARK ISLAND режиссер
1937 THE HURRICANE режиссер
1937 WEE WILLIE WINKIE режиссер
1938 THE ADVENTURES OF MARCO POLO режиссер
1938 FOUR MEN AND A PRAYER режиссер
1938 SUBMARINE PATROL режиссер
1939 DRUMS ALONG THE MOHAWK режиссер
1939 STAGECOACH режиссер
1939 YOUNG MR. LINCOLN режиссер
1940 THE GRAPES OF WRATH режиссер
1940 THE LONG VOYAGE HOME режиссер
1941 КАК ЗЕЛЕНА БЫЛА МОЯ ДОЛИНА / HOW GREEN WAS MY VALLEY режиссер
1941 SEX HYGIENE режиссер
1941 TOBACCO ROAD режиссер
1942 THE BATTLE OF MIDWAY режиссер, монтажер, оператор, дикторский текст
1942 TORPEDO SQUADRON режиссер
1943 DECEMBER 7TH режиссер
1943 WE SAIL AT MIDNIGHT режиссер
1945 ИХ БЫЛО НЕ ВЕРНУТЬ / THEY WERE EXPENDABLE продюсер, режиссер
1946 МОЯ ДОРОГАЯ КЛЕМЕНТИНА / MY DARLING CLEMENTINE режиссер
1947 THE FUGITIVE продюсер, режиссер
1948 3 GODFATHERS режиссер
1948 ФОРТ АПАЧ / FORT APACHE продюсер, режиссер
1949 EVERYBODY DOES IT исполнитель
1949 MIGHTY JOE YOUNG продюсер
1949 PINKY режиссер
1949 ОНА НОСИЛА ЖЕЛТУЮ ЛЕНТУ / SHE WORE A YELLOW RIBBON продюсер, режиссер
1950 РИО ГРАНДЕ / RIO GRANDE продюсер, режиссер
1950 WAGON MASTER продюсер, режиссер
1950 WHEN WILLIE COMES MARCHING HOME режиссер
1951 BULLFIGHTER AND THE LADY не указанный в титрах монтажер
1951 THE TALES OF HOFFMANN исполнитель
1951 THIS IS KOREA режиссер
1952 THE QUIET MAN продюсер, режиссер
1952 WHAT PRICE GLORY? режиссер
1953 HONDO постановщик 2-ой съемочной группы
1953 MOGAMBO режиссер
1953 THE SUN SHINES BRIGHT продюсер, режиссер
1955 THE LONG GRAY LINE режиссер
1955 MISTER ROBERTS режиссер
1955 THE RED, WHITE AND BLUE LINE режиссер
1956 THE SEARCHERS режиссер
1957 THE GROWLER STORY режиссер
1957 THE RISING OF THE MOON режиссер
1957 THE WINGS OF EAGLES режиссер
1958 GIDEON OF SCOTLAND YARD/GIDEON"S DAY продюсер, режиссер
1958 THE LADY TAKES A FLYER режиссер
1958 THE LAST HURRAH продюсер, режиссер
1958 SO ALONE режиссер
1959 THE HORSE SOLDIERS режиссер
1959 KOREA продюсер, режиссер
1960 SERGEANT RUTLEDGE режиссер
1961 TWO RODE TOGETHER режиссер
1962 HOW THE WEST WAS WON режиссер
1962 ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ЗАСТРЕЛИЛ ЛИБЕРТИ ВЭЛАНСА / THE MAN WHO SHOT LIBERTY VALANCE режиссер
1963 DONOVAN"S REEF продюсер, режиссер
1964 ОСЕНЬ ЧЕЙЕННОВ / CHEYENNE AUTUMN режиссер
1965 YOUNG CASSIDY режиссер
1966 7 WOMEN режиссер
1971 DIRECTED BY JOHN FORD исполнитель
1971 VIETNAM! VIETNAM! исполнительный продюсер
Лауреат Венецианского кинофестиваля в номинации «США за 1934 год
Премия «Оскар» в номинации «Режиссер» за 1935 год
Специальные медаль Венецианского кинофестиваля за 1936 год
Премия «Оскар» в номинации «Режиссер» за 1940 год
Премия «Оскар» в номинации «Фильм» за 1941 год
Премия «Оскар» в номинации «Режиссер» за 1941 год
Премия «Оскар» в номинации «Документальные картины» за 1942 год
Премия «Оскар» в номинации «Документальные картины» за 1943 год
Международный приз Венецианского кинофестиваля за 1948 год
Международный приз Венецианского кинофестиваля за 1952 год
Премия «Оскар» в номинации «Режиссер» за 1952 год
Большой Энциклопедический словарь. 2000.