«Ириней Фальковский»

Ириней Фальковский в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Ириней Фальковский»

Источники

    Словарь Брокгауза и Ефрона

    (ум. в 1823 г.) — ученый богослов. Обучался в Офенском унив. и Киевской духовной акд., в которой затем преподавал арифметику, грамматику, немецкий язык, геометрию, алгебру, поэзию, богословие; с 1803 г. ректор Киевской акд., с 1807 г. епископ Чигиринский; в 1812 г. епископствовал в Смоленске, а затем опять был епископом Чигиринским, коадъютором Киевской митрополии. Из сочинений И. напечатаны: "Компендиум православного догматического Богословия" (на лат. яз., 1802 г.), долго служивший пособием во всех духовно-учебных заведениях России; толкование на Послание к римлянам, 1806 г., и на Послание к галатам, 1807 г.; два "Календаря" с приложением нескольких исторических статей (Киев, 1797); "Сокращение математик" и "Пасхалия" (Киев, 1797 г.); "Записки" о своей жизни (изд. 1862 г. в "Киевских епарх. ведомостях"); "Записки о Киевской акд." (некоторые извлечения из них — в соч. Аскоченского "Киев с его академией"). Кроме этих сочинений, в библиотеке киевской акд. хранится девяносто два тома рукописей И. В них содержатся: 1300 проповедей, множество речей и стихов на латинском языке, толкования на оба Послания к коринфянам и на оба Послания к солунянам, "Краткий церковный пролог", "Мартиролог", "Народный лечебник", каноническое сочинение "О степенях родства". В совершенстве зная языки латинский, греческий и еврейский, а также венгерский (на котором свободно писал), немецкий и французский, И. занимался еще философией, механикой, гидравликой, военными науками, филологией, в особенности астрономией, для чего имел правильно устроенную обсерваторию, сочинял псалмы, гимны, элегии, стихиры и тропари, дух. музыку. Основал при академии "Вольное пиитическое общество"; в качестве епископа Чигиринского регламентировал жизнь монашества в Киевской митрополии. Российское библейское общество избрало его своим вице-президентом, но он отказался от этого звания, находя само существование общества отдельно от церкви явлением ненормальным. См. Скворцов, "Хроника жизни преосвящ. Иринея" ("Киевск. епарх. ведом." 1861 г.) и Г. Булашева, "И. Фальковский" (Киев, 1883).

    Н. Б.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая биографическая энциклопедия

    (Иван Якимович) — епископ смоленский, сын священника Пирятинского уезда, род. 28 мая 1762 г., умер 29 апреля 1823 г. Первоначальное образование получил под руководством отца, который сам учился в Киевской академии; чтобы следить за дальнейшим обучением своих сыновей, Фальковский отец переселился в Киев и принял монашество в Киево-Братском монастыре, с именем Иустина, а детей отдал в бывшую при монастыре академию. В начале 1776 г. он был назначен к церкви, находившейся при "комиссии у покупки и отправления к Высочайшему двору венгерских вин" в Токае, в Венгрии, и взял с собою сыновей. Из поэтического класса академии Иван Фальковский перешел на причетническую должность в Токае, а здесь, чтобы продолжать учение, посещал местное римско-католическое училище. В 1777 г. он пытался определиться в Венский университет, но не был принят и поступил в пресбургскую гимназию, где, не довольствуясь курсом обязательных наук, занимался еще и отдельно под руководством частных преподавателей. Для дальнейшего образования он в 1778 г. перешел в Пештскую римско-католическую гимназию. По смерти отца, 8 октября 1779 г., Иван Фальковский остался без всяких средств, но выхлопотав себе небольшое ежегодное пособие от нашего посла при венском дворе князя Д. М. Голицына, он отказался от писарской должности при токайской комиссии и вернулся в Пешт, чтобы продолжать свое образование. В 1780 году он перешел в Офенский университет. В 1781 г. он снова отказался от предложенного ему места при посольстве в Вене, категорически заявив, что "всегда приготовлялся к учительскому званию" в отечестве; тем не менее ему приходилось иногда ездить в Вену и в Токай для канцелярских занятий; но его главною заботою было учение. По окончании в 1782 г. философского образования в Пеште с отличным аттестатом, Фальковский временно исправлял в Токае свою писарскую должность, но в начале 1783 г. вернулся в Россию и поступил на богословский класс в Киевскую академию. Еще до выпускных экзаменов (8 января 1784 г.) он здесь назначен был преподавателем арифметики, затем был назначен учителем высшего класса грамматики и супер-интендантом академического общежития. С этого же года началась и проповедническая деятельность Фальковского, принявшая впоследствии значительные размеры. 28 февраля 1786 г., он принял монашество, с именем Иринея. 1 октября 1787 г. назначен учителем поэзии, геометрии, алгебры и архитектуры. В это время он основал в Академии "вольное пиитическое общество", имевшее целию ознакомление своих членов с современной литературой. В 1788—1793 гг. Ириней преподавал в Академии свой любимый предмет, высшую математику. С 1793 г. Ириней назначен был учителем философии, а в 1795 г. учителем богословия. 6 февраля 1799 г. посвящен в сан архимандрита Гамалеевского монастыря, черниговской епархии, с оставлением на прежней должности в Академии; по упразднении же Гамалеевского монастыря состоял архимандритом Киево-братского. В это время, отстаивая независимость внутреннего строя академии от епархиального начальства, Ириней пришел в довольно сильные столкновения с киевским митрополитом Иерофеем, едва было не кончившиеся удалением Иринея из Академии. С 1798 г. Ириней состоял толкователем апостольских чтений при Академии. Не получив официального назначения, он со времени избрания учителем богословия состоял фактически и ректором Академии. В 1804 г. по прошению уволен от академических должностей, с оставлением настоятелем Киево-николаевского монастыря и присутствующим в духовной дикастерии. 24 февраля 1807 г. Ириней хиротонисан во епископа чигиринского, викария киевской митрополии; в 1811 г. он думал было одно время принять схиму. 19 февраля 1812 г. был назначен епископом смоленским. Нашествие Наполеона заставило Иринея скоро покинуть свою новую кафедру, но по изгнании из России французов он вернулся в Смоленск и принялся за устройство разоренной епархии. В 1813 г., по прошению, преосвященный Ириней переведен на прежнее место в Киев и поселился в Златоверхом михайловском монастыре, где и скончался, среди аскетических подвигов, 29 апреля 1823 года. Преосвященный Ириней оставил после себя множество работ. Одних рукописей осталось до ста больших томов. Начав литературное поприще латинскими стихами еще в Пештской гимназии, Ириней затем оставил научно-литературные следы по каждому предмету, бывшему в его преподавании. Он писал псалмы, стихиры и тропари на славянском языке, гимны и элегии на русском, латинском, немецком и французском языках, богословские трактаты, толкования на Священное писание, проповеди, трактаты по философии, статьи по хронологии, медицине, истории, географии, статистике, военной архитектуре; производил сложные астрономические и математические вычисления; писал ноты; составлял учебники, редактировал календари — словом, по разносторонности и плодовитости своей учено-литературной деятельности напоминал собою тех древних учителей церкви, оставшийся после которых сочинения считаются тысячами. Составленные им "Пасхалия" (M. 1797 г) и "Christianae orthodoxae dogmatico-polemicae theologiae.... compendium" (M. 1802) в свое время употреблялись в качестве учебников. В науке следа Ириней, однако, не оставил: он был эклектик и популяризатор, а не самостоятельный ученый. Изобретенный им новый способ деления смешанных дробей также носит характер лишь механического облегчения производства арифметических действий. Ириней Фальковский был человек живого и ясного ума и в высшей степени широких идеалов. Несоответствие действительности его идеалам, и прежде всего в нем самом, делало его настоящим страдальцем. Некоторая неуравновешенность его характера к концу его жизни исчезла и он являлся бесспорным и строгим аскетом, оставившим по себе добрую память в народе. Погребен преосвященный Ириней в екатерининском приделе Златоверхого Киево-Михайловского монастыря.

    Г. О. Булашев "Преосвящ. Ириней Фальковский", Киев, 1883.

    {Половцов}

    

    Ириней Фальковский

    (умер в 1823 г.) — ученый богослов. Обучался в Офенском университете и Киевской духовной академии, в которой затем преподавал арифметику, грамматику, немецкий язык, геометрию, алгебру, поэзию, богословие; с 1803 г. ректор Киевской акд., с 1807 г. епископ Чигиринский; в 1812 г. епископствовал в Смоленске, а затем опять был епископом Чигиринским, коадъютором Киевской митрополии. Из сочинений И. напечатаны: "Компендиум православного догматического Богословия" (на лат. яз., 1802 г.), долго служивший пособием во всех духовно-учебных заведениях России; толкование на Послание к римлянам, 1806 г., и на Послание к галатам, 1807 г.; два "Календаря" с приложением нескольких исторических статей (Киев, 1797); "Сокращение математик" и "Пасхалия" (Киев, 1797 г.); "Записки" о своей жизни (изд. 1862 г. в "Киевских епарх. ведомостях"); "Записки о Киевской акд." (некоторые извлечения из них — в соч. Аскоченского "Киев с его академией"). Кроме этих сочинений, в библиотеке киевской акд. хранится девяносто два тома рукописей И. В них содержатся: 1300 проповедей, множество речей и стихов на латинском языке, толкования на оба Послания к коринфянам и на оба Послания к солунянам, "Краткий церковный пролог", "Мартиролог", "Народный лечебник", каноническое сочинение "О степенях родства". В совершенстве зная языки латинский, греческий и еврейский, а также венгерский (на котором свободно писал), немецкий и французский, И. занимался еще философией, механикой, гидравликой, военными науками, филологией, в особенности астрономией, для чего имел правильно устроенную обсерваторию, сочинял псалмы, гимны, элегии, стихиры и тропари, дух. музыку. Основал при академии "Вольное пиитическое общество"; в качестве епископа Чигиринского регламентировал жизнь монашества в Киевской митрополии. Российское библейское общество избрало его своим вице-президентом, но он отказался от этого звания, находя само существование общества отдельно от церкви явлением ненормальным. См. Скворцов, "Хроника жизни преосвящ. Иринея" ("Киевск. епарх. ведом." 1861 г.) и Г. Булашева, "И. Фальковский" (Киев, 1883).

    Н. Б.

    {Брокгауз}

    

    Ириней Фальковский

    (Иван Якимович) — епископ Чигиринский, викарий Киевской епархии.

    Родился 28 мая 1762 года в Пирятинском уезде в семье священника.

    Первоначальное образование получил в духовной академии при Киево-Братском монастыре.

    В 1776 году уехал с отцом в Токай (Венгрию) и поступил там на должность причетника, продолжая учение в местном римско-католическом училище.

    В 1777 году поступил в Пресбургскую гимназию.

    В 1778 году перешел в Пештскую римско-католическую гимназию.

    В 1780 году поступил в Офенский университет (город Офен — немецкое название города Буда в Венгрии. Будапештский университет (Буда и Пешт) основан в 1769 году Марией-Терезией в Турнау, в Верхней Венгрии. В 1777 году переведен в г. Офен, в 1782 году — в г. Пешт).

    В 1782 году, окончив философское образование в Пеште, временно исполнял писарскую должность.

    В 1783 году вернулся в Россию и поступил в богословский класс Киевской духовной академии.

    8 января 1784 года назначен при академии преподавателем арифметики и супер-интендантом академического общежития.

    28 февраля 1786 года пострижен в монашество.

    В 1787 году основал при духовной академии "вольное пиитическое общество", имевшее своей целью ознакомить своих членов с современной литературой.

    6 февраля 1799 года возведен в сан архимандрита Гамалеевского Рождество-Богородицкого монастыря Черниговской епархии с оставлением на прежней должности в духовной академии.

    С апреля 1803 года, по упразднении Гамалеевского Рождество-Богородицкого монастыря, управлял Киево-Братским монастырем. В том же году был назначен ректором духовной академии.

    8 сентября 1803 года переведен настоятелем Пустынного Николаевского монастыря в Киеве.

    В 1804 году, по прошению, уволен из духовной академии, где в течение двадцати лет преподавал различные предметы (арифметику, грамматику, немецкий язык, геометрию, алгебру, поэзию, богословие), поставлен настоятелем Пустынного Николаевского монастыря и присутствующим в духовной дикастерии.

    24 февраля 1807 года хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской митрополии.

    С 7 февраля 1812 года — епископ Смоленский и Дорогобужский.

    С 1 мая 1813 года, в связи с удалением архиепископа Варлаама (Шишацкого), управлял Могилевской епархией. В том же году 6 июля, по прошению, уволен от управления Смоленской епархией и назначен епископом Чигиринским, коадъютором Киевской митрополии, с управлением Киевским Златоверхим монастырем.

    Скончался 29 апреля 1823 года. Погребен в Екатерининском приделе Златоверхого Киево-Михайловского монастыря.

    Преосвященный Ириней был человеком живого и ясного ума. Он много занимался научно-литературной деятельностью и оставил после себя множество работ.

    В библиотеке Киевской духовной академии хранилось 92 тома рукописей преосвященного Иринея, в которых помещено 1300 проповедей, множество речей и стихов на латинском языке, толкования на оба послания к Коринфянам и на оба послания к Солунянам, "Краткий церковный пролог", "Мартиролог", "Народный лечебник", каноническое сочинение "О степенях родства".

    В совершенстве зная языки латинский, греческий, еврейский, а также венгерский (на котором свободно писал), немецкий и французский, преосвященный Ириней занимался еще философией, механикой, гидравликой, военными науками, филологией, в особенности увлекался астрономией, для чего имел правильно устроенную обсерваторию, сочинял псалмы, гимны, элегии, стихиры и тропари.

    При такой обширной научно-литературной деятельности преосвященный Ириней был и горячим молитвенником, строгим аскетом, оставившим о себе добрую память в народе.

    В период нашествия французов находился в Смоленске и во все время осады города в полном облачении молился в церкви, и только при попадании бомбы в купол храма приближенные насильно увели его.

    Последние годы жизни епископ Ириней провел в затворе.

    Труды:

    Компендиум православного догматического богословия (на латинском языке). — 1802. Толкование на послание к Римлянам. — 1806. Толкование на послание к Галатам. — 1807. Календарь. — Киев, 1797. Сокращение математик. Пасхалия. — Киев, 1797.

    Записки // Киевские епархиальные ведомости. — 1862.

    Записки о Киевской академии. Христианское богословие в кратком изложении (латинский язык).

    Литература:

    Булашев Г. О. Преосвященный Ириней Фальковский. — Киев, 1883.

    Санковский А. В. Краткое описание церквей Смоленской епархии. — Смоленск, 1898, вып. 1, с. 15.

    Петров Л. Справочный богословский церковно-исторический словарь Петрова Л. — СПб., 1889, с. 104.

    Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год // Ред. А. Гатцук. — М., 1883, с. 131.

    Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1403, 1413.

    Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1871 гг.). — М., 1872, № 199. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 299. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 10,19, 22, 531, 592. Историко-статистическое описание Смоленской епархии. — СПб., 1864, с. 141—143. Киево-Златоверхо-Михайловский монастырь. Исторический очерк от основания его до настоящего времени. — Киев, 1889, с. 136. Сказание о чудотворной Иверской иконе Божией Матери. — 1843, с. 35—36. Сборник для любителей духовного чтения игумена Никифора. — М., 1888, с. 191, 202, 340. Труды Киевской духовной академии. — 1870, июль-август-сентябрь, с. 452, 491, 555. Православный собеседник. — Казань, 1899, январь, с. 104—105. — 1901, апрель, с. 51. Журнал Московской Патриархии. — М., 1945, № 3, с. 72, 73. —1959, №11.-С.49. Известия по Казанской епархии. — 1884, № 4, с. 125.

    Русская старина. — СПб., 1870—1918; 1880, январь, с. 125. — 1887, январь, с. 26. — 1888, ноябрь, с. 414. Письма митрополита Евгения Болховитинова к В. Г. Анастасевичу // Русский архив. — М., 1889. — Кн. 2, с. 170, 375. Русский архив. — М., 1912, № 5, с. 137. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911. — Т. 5, с. 1023; т. 10, с. 619.

    Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 1, с. 954; т. 2, с. 2081. Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913. — Т. 8, с. 135—136. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: 41 т. — СПб., 1890—1907. — Т. 13 (кн. 25), с. 319.

    Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. — 3-е изд. — СПб., 1884, с. 429.

    Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 17, 33.

    

    Ириней Фальковский

    — Епископ Чигиринский, Коадъютор Митрополита Киевского, Кавалер Св. Анны 1-го класса, родился 1762 года Мая 28 от отца, бывшего Священником в Селе Белоцерковке близ Киева и при крещении наречен Иоанном, с 1773 года обучался до Поэзии в Киевской Академии, при коей в Братском Монастыре отец его по овдовении постригся в Монахи 1774 году под именем Иустина; а в 1775 году с Января отправился в Венгрию с отцом своим, куда сей назначен был Капелланом к Российской Церкви, бывшей в Токае, и там исправлял причетническую должность, а между тем продолжал обучаться в тамошних Пиарских школах языкам Латинскому и Немецкому, потом в Презбургской Гимназии слушал Риторику, а в 1779 году по смерти отца своего отправился в Пест и там чрез 7 месяцев в Цесарско-Королевской Гимназии обучался Философии, Истории и Математике, а в 1780 году для уроков Физики перешел в Офенский Университет. В 1781 году с Марта месяца определился в Канцелярию при Российской Миссии в Вене, но в Мае возвратился в Токай для продолжения наук Философских, с определением в число Канцелярских служителей при Токайской Российской Комиссии. В начале 1783 года отпущен он в Россию и в Апреле приехав в Киев, определился в Киево-Братский Монастырь и в Академии учился Богословии, и языкам Французскому и Еврейскому, а в Декабре 1783 года определен в Академии Учителем Арифметического класса, потом обучал Латинской Грамматике, Архитектуре, Философии и Немецкому языку и в продолжении сих должностей 1786 года пострижен в Монашество. В 1799 году посвящен во Архимандрита Гамалеевского Монастыря, а с 1803 года был Ректором Киевской Академии и Архимандритом Киево-Братского Монастыря и того же года 8 Сентября переведен в Киево-Николаевский Монастырь, а 1804 года Февраля 25 уволен от Ректорской должности. В 1807 году Января 25 всемилостивейше пожалован во Епископа Чигиринского, Викария Киевской Митрополии, и посвящен в Киев 24 Февраля. В 1811 году высочайше пожалован Орденом Св. Анны 1-го класса. В 1812 году Февраля 7 переведен на Смоленскую Епархию. Но в 1813 году Июля 6 по прошению его уволен паки в Киев с званием Коадъютора Киевской Митрополии и скончался в Киево-Златоверхо-Михайловском Монастыре 29 Апреля 1823 года.

    Из сочинений его напечатаны: 1) Christianae Orthodoxae Dogmatico-Polemicae Theologiae Compendium (Сокращенное изложение Христианского Православного Догматико-полемического богословия. — лат.) в 2-х томах в Москве 1802 г. в 8 долю листа; 2) Толкование на Послания Св. Апостола Павла к Римлянам и Галатам, напечатано двумя книжками в 8 долю листа в Киеве 1806 и 1807 гг.; 3) Сокращение Церковной Хронологии называемой наукою о Пасхалии, напечатано в Москве 1797 г. в 8 долю листа; 4) Два Календаря с Историческими статьями, напечатано в Киеве 1797 и 1798 гг. в 4 долю листа. По смерти его в рукописях переплетенных осталось много сочинений, как-то: Изъяснения на все 14 Посланий Павловых, несколько Томов Поучительных Слов и Бесед, Сокращение Церковных Прологов на весь год в 12 книжках, Сокращение смешенной Математики Волфиевой, Размышления ежедневные и многие Латинские Стихотворения разного рода. Он оставил и целую книгу Жизнеописания своего до возвращения в Киевскую Академию, но далее сего времени не продолжал.

    {Болховитинов}

  3. Источник: Большая биографическая энциклопедия