(Никодим Павлович) — историк искусства, род. в 1846 г., воспитанник московского университета, в 1871 г. стал читать лекции по теории и истории изящных искусств в новороссийском университете, в 1873 г. защитил в московском университете магистерскую диссертацию: "Памятник Гарпий из Ксанфа в Ликии" ("Записки Новороссийского университета", 1874 г., кн. XII), а в 1877 г. — докторскую: "История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей" (Одесса, 1877; французский перевод, Париж, 1886), после чего избран был новороссийским университетом в ординарные профессора. В 1888 г. К. переместился на кафедру теории и истории искусства в с.-петербургский университет, причем занял также должность в Императорском Эрмитаже и стал работать в Императорской археологической комиссии, членом которой состоит с 1876 г. С 1894 г. состоит при русском археологическом институте в Константинополе. К. напечатал: "Византийские церкви и памятники Константинополя" (Одесса, 1886); "История и памятники византийской эмали" (Париж, 1892 — роскошно издана Звенигородским) и др. Вместе с графом И. Толстым, К. издал "Русские древности в памятниках искусства" (вып. I-II, СПб., 1889), где в популярной форме представлен обзор результатов, добытых археологами, нумизматами и историками, хранящихся в редких, дорогостоящих изданиях, каковы, например, "Древности Босфора Киммерийского".
I
Кондако́в
Иван Лаврентьевич [26.9(8.10).1857, Вилюйск, — 14.10.1931, Эльва, близ Тарту], русский химик-органик. Ученик А. М. Бутлерова. В 1884 окончил Петербургский университет. В 1888—95 преподавал физиологическую химию в Варшавском университете, с 1895 профессор Юрьевского (ныне Тартуского) университета. В 1918 переехал в Прагу, где работал в университете; позднее возвратился в Тарту, К. описал (1894) новую каталитическую реакцию хлористого цинка с непредельными углеводородами алифатического ряда. Эти исследования К. получили применение в нефтяной и химической промышленности. В 1899 разработал метод получения диметилбутадиена и доказал, что последний способен превращаться в каучукоподобное вещество под воздействием света, а также некоторых реагентов, например натрия. На основе работ К. в Германии в 1918 была выработана партия твёрдого («Н») и мягкого («W») синтетического каучука (т. н. метилкаучука). К. — также автор работ по биохимии и фармации.
Соч.: Синтетический каучук, его гомологи и аналоги, Юрьев, 1912.
Лит.: Ряго Н. Я., Из истории химического отделения Тартуского государственного университета, «Тр. Ин-та истории естествознания и техники АН СССР», 1956, т. 12, История химических наук и химической технологии, с. 124—25.
IIКондако́в
Никодим Павлович [1(13).11.1844, деревня Халань Новооскольского уезда Курской губернии, — 17.2.1925, Прага], русский историк византийского и древнерусского искусства, академии Петербургской АН (1898), действительный член петербургской АХ (1893). Учился в Московском университете (1861—65). Преподавал в университетах в Одессе (1870—88), Петербурге (1888—1917). С 1920 жил за рубежом, с 1922 преподавал в университете в Праге. Разработал иконографический (см. Иконография) метод изучения памятников искусства, анализировал преимущественно их типологические особенности, а также бытовые, культурные и политические причины, вызывавшие эти особенности.
Соч.: История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей, Од., 1876; Византийские эмали. Собрание А. В. Звенигородского. История и памятники византийской эмали, СПБ, 1892: Археологическое путешествие по Сирии и Палестине, СПБ, 1904; Иконография Богоматери, т. 1—2, СПБ. 1914—15.
Лит.: Лазарев В. Н., Н. П. Кондаков. 1844—1925, М., 1925 (есть полный перечень трудов Н. П. Кондакова).
КОНДАКОВ Никодим Павлович (1844 - 1925), российский историк византийского и древнерусского искусства. Разработал иконографический метод изучения средневекового искусства и его типологических особенностей ("История византийского искусства и иконографии...", 1876; "Византийские эмали...", 1892; "Иконография Богоматери", тома 1-2, 1914 - 15). С 1920 в эмиграции.
Никодим Павлович (1.XI.1844 - 17.II.1925) - рус. историк визант. и др.-рус. иск-ва, проф. Новороссийского (с 1870) и Петерб. (с 1888) ун-тов, акад. (с 1898). Умер в эмиграции (в Праге). Автор исследований о художеств. памятниках Др. Руси, Кавказа, Константинополя, Сирии, Палестины, Македонии и др. Важнейшие труды: "История визант. искусства и иконографии по миниатюрам греч. рукописей" (О., 1876), "История и памятники визант. эмали. Собрание А. В. Звенигородского" (1892), "Русские клады. Исследование древностей великокняж. периода" (СПБ, 1896), "Иконография богоматери" (т. 1-2, 1914-15). Работы К., богатые фактич. материалом, сыграли большую роль в развитии науки. В них имеются важные положения о взаимоотношениях визант. и др.-рус. иск-ва, о развитии различных иконографич. типов и др. Но, разработав важный для истории ср.-век. иск-ва иконографич. метод, К. неправомерно придавал ему решающее значение, подменяя всестороннее изучение иск-ва отвлеченной классификацией типов и сюжетов. В трактовке визант. влияний К. их переоценивал.
Лит.: Лазарев В. Н., Н. П. Кондаков (1844-1925), М., 1925 (имеется список трудов К.).