Сиддханта в словарях и энциклопедиях
(санскр. Siddhântas = последняя цель, заключительное положение) — название индийских астрономических трактатов. Древнейшие из них следующие пять: Брахма-С., или Пайтамага-С., Саура, или Сурья-С., Паулиша-С., Ромака-С. (от лат. Roma — Рим) и Васиштха-С. Дошла до нас только Сурья-С., имевшая главное значение для дальнейшего развития индийской астрономии. Брахма-С. представляла совершенно устарелую систему, так же как и Васиштха-С. Ромака-С. носила следы особо сильного западного (греческого) влияния, а Паулиша-С. являлась не оригинальным произведением, но переработкой в духе Сурья-С. Время, когда возникли пять основных С., не поддается точному определению. Астроном Варагамигира, живший в VI в. нашей эры, уже упоминает их, хотя в его время они имели, вероятно, несколько иной состав: по крайней мере цитаты, приводимые им из Сурья-С., не всегда согласуются с дошедшей до нас редакцией этого трактата. Все С. носят следы греческого влияния (астрономические термины греческого происхождения, совпадение теорий). К какому времени относится переход греческой астрономич. науки в Индию — также нельзя определить, но нет ничего невероятного в предположении, что он произошел еще до Птолемея, чем и объясняются многочисленные различия между системами С. и названного ученого. Из позднейших астрономических трактатов имя С. носит С.-Широмани знаменитого индийского математика Бхаскары (XI в.), пользующаяся до сих пор в Индии большим уважением (вместе с Сурья-С.). Она была издана Вилькинсоном (Кальк., 1842) и Бапу Дева Шастрином (Бенарес, 1866). Составление ее относится к 1072 г. по Р. Хр. См. Thibaut, "Astronomie, Astrologie und Mathematik" в "Grundrlss der Indo-arischen Philologie", Бюлера (т. III, вып. 9, Страсбург, 1899; здесь указана и прочая литература).
С. Б—ч.
СИДДХАНТА (санскр. siddhänta — утвержденный конец) — шестая категория ньяи, философская доктрина, “догма”. В “Ньяя-сутрах” сиддханта определяется как установление того или иного положения на основании: 1) определенного учения, 2) других положений или 3) презумпции (1.1.26). Поскольку первый класс доктрин делится на доктрины, разделяемые всеми философскими школами и некоторыми из них, речь идет фактически о четырех разновидностях сиддханты (1.1.27—31). Ватсьяяна иллюстрирует каждую из них конкретными примерами. Доктрины — такие общепризнанные положения^ как то, что у нас пять чувств, что земля и т. п. суть их объекты или что предмет знания постигается через источник знания; к положениям, принимаемым одной школой, относятся, к примеру, “догмы” санкхьяиков: “не-сущее” не появляется, сущее не разрушается, а сознания внеположены опыту или “догмы” вайшешиков: миросозидания обусловливаются кармой людей, сознания различаются по качествам, “не-сущее” возникает, а возникшее разрушается. К положе
ниям, с принятием которых принимаются другие и которые сами в свою очередь не устанавливаются без них, относится, к примеру, положение “познающий отличен от тела и индрий, ибо он познает одну и ту же вещь и через зрение, и через осязание”. Это положение предполагает, что индрии множественны, что у них фиксированные объекты, что способности восприятия фиксируют свои объекты и т. д. Наконец, к третьему классу доктрин относятся такие, когда допускается какое-нибудь еще не исследованное положение, напр. “субстанция звук — она вечна или не вечна?”. В данном случае, предполагая субстанциальность звука, исследуют ее специфику — здесь демонстрируется превосходство своего познания над чужим. Уддйотакара интерпретирует последний вид сиддханты как положения, бесспорно принимаемые, но не эксплицируемые в сутрах (типа: “манас относится к чувствам”), Он же предлагает конструктивное различение тезисов и сиддханты: первые должны обосновываться, вторые — приниматься как аксиомы. Тематизация сиддханты свидетельствует о высоком уровне философской саморефлексии в индийской мысли.
В. К. Шохин
в традиции ньяи термин означает "основоположение к.-л. философской школы". Если есть предмет, к-рый можно трактовать по-разному, напр, познание, то принятие определенной т. зр. на него, встроенной в филос. традицию, называется С. Так, для ньяи С. Будет "познание — мгновенный акт", а для санкхъи — "познание есть длительно существующий материальный орган". Расширительно слово "С. " означает филос. или теоретич. традицию, школу, обладающую своими принципами и прибегающую к рациональной аргументации. В композиции схоластических текстов инд. философии С. есть изложение позиции автора по проблемному вопросу, следующее за изложением мнения оппонента и содержащее опровержение его.
А. Парибок