Демосфен в словарях и энциклопедиях
один из знаменитейших ораторов древнего мира; род. в Афинах в 384 г. до Р. X., происходил из знатного рода. Главным учителем его в красноречии был Исей, по некоторым известиям, Д. был также ревностным учеником Платона и Исократа. С юных лет Д., мечтая о славе оратора, взял себе за образец Перикла и прилежно изучал Фукидида, переписав его восемь раз собственноручно. Афиняне в то время были очень избалованы по отношению к ораторам: от оратора требовались не только внутреннее содержание, но известная мимика, разные приемы рук, пальцев, положение тела во время речи, игра физиономии. Между тем Д. был косноязычен, имел слабый голос, короткое дыхание, привычку подергивать плечом и пр. Настойчивостью и энергией он победил, однако, все эти недостатки. Он учился ясно произносить слова, набирая в рот черепки и камешки, произнося речи на берегу моря, при шуме волн, заменявших в данном случае шум толпы; всходил на крутизны, громко читая поэтов; упражнялся в мимике перед зеркалом, причем спускавшийся с потолка меч колол его всякий раз, когда он, по привычке, приподнимал плечо. Изучая образцы красноречия, Д. по неделям не выходил из комнаты, обрив себе половину головы во избежание соблазна. Его первые попытки говорить публично не имели успеха; но, ободренный актером Сатиром, Д. продолжал работать над собой. В первый раз он обратил на себя серьезное внимание в процессе против своих опекунов Афоба и Анетора, ограбивших его во время малолетства. Д. выиграл процесс, но не вернул всего своего состояния. Политическая деятельность Д. началась с усилением Филиппа Македонского. Предвидя гибель афинской свободы, Д. выступил со своими знаменитыми филиппиками и олинфскими речами. В 352 г. он первый раз энергично указал афинянам на тайные замыслы Филиппа и побуждал сограждан пожертвовать всем для создания сильного флота и войска. Зорко следил он за всеми военными действиями Филиппа в Греции, горячо убеждая народ помогать противникам Филиппа, чтобы не дать ему усилиться. Д. не падал духом от неудач; но когда Филипп силой и хитростью завоевал Фокиду, поставил свои условия Фивам, избран был сам в число амфиктионова судилища и прислал послов в Афины, Д. произнес речь "О мире" и советовал уступить перевесу силы в ожидании удобной минуты для новой борьбы. Вскоре затем Филипп воспользовался враждой аргивян с лакедемонянами и послал на помощь первым войско и деньги, надеясь проникнуть этим путем в Пелопоннес. Тогда Д. с другими послами из Афин отправился удержать аргивян и мессенцев от союза с Филиппом. Несмотря на коварство Филиппа, послы которого уверяли афинян в его миролюбии и жаловались, что Д. напрасно восстанавливает против него всю Грецию, Д. благодаря страстному красноречию и глубокому убеждению снова разоблачил его во второй своей филиппике и вложил в уста народа достойный ответ и вызов Филиппу. Заслуга Д. должна быть ценима на этот раз особенно высоко, потому что Филипп подкупами и другими средствами приобрел сильных друзей в Афинах; во главе их стоял Эсхин, явившийся опасным врагом Д. С ним и его партией снова пришлось считаться Д., когда Филипп завоевал Эвбею, все более угрожая свободе Афин. И на этот раз победили энергия, благородство и талант Демосфена. Он поднял всю Грецию против Филиппа. Фокион во главе войска, собранного по настоянию Д., изгнал из Эвбеи тиранов, посаженных Филиппом. Вскоре затем Филипп принужден был также снять осаду Коринфа. Д. был увенчан золотым венцом на празднике больших Дионисий; но ему не суждено было завершить успешно дело рук своих. Вторая священная война позволила Филиппу проникнуть в самое сердце Греции; он захватил Элатею. Народ в Афинах пришел в отчаяние, узнав об этом. Один Д. не падал духом, и по его настоянию, при его личном содействии между Афинами и Фивами состоялся договор, повлекший за собой две победы. В Афинах торжествовали, на голову Д. возложили венок, но радость эта была последней и короткой. Битва при Херонее в 338 г. положила конец свободе и независимости Греции. Филипп, по своему обыкновению, старался после победы приобрести расположение Афин, отпустив пленных без выкупа, выдав тела убитых и пр.; но Д. не переставал предостерегать доверчивых афинян. Он приобрел этим много врагов, так как лукавая кротость Филиппа и его деньги подкупали граждан. Однако, несмотря на происки Эсхина, Д. был снова увенчан народом. Борьба партий продолжалась много лет и окончилась полным торжеством Д. после речи его "О венце". Это последнее состязание привлекло тысячи слушателей со всей Греции, и сам Эсхин признал совершенство красноречия своего знаменитого противника.
Смерть Филиппа возбудила новые надежды. Д. убеждал не отдавать гегемонию в руки наследника Филиппа, надеясь поднять снова всю Грецию и другие народы, покоренные царем. Александр не дал опомниться противникам и быстро подавил волнение. Его победы не сломили духа Д. Он воспользовался восстанием Фив, чтобы снова уговорить Афины свергнуть иго Александра. Александр усмирил восстание, жестоко наказал Фивы, потребовал от афинян выдачи Д., но, уступая просьбам афинского народа, оставил ему благородного патриота. С этой поры, однако, судьба преследовала Демосфена. Он был запутан врагами в большой процесс, приговорен к уплате крупной суммы, и, не имея ее, бежал в Этну и Трезены. Когда умер Александр, казалось, счастье снова повернулось в сторону Д. С торжеством встретили его афиняне и стали слушать его, вооружаясь к борьбе. Но скоро Антипатр, победитель восставших городов, осадил Афины, и Демосфен бежал в Калаурию. Здесь, окруженный врагами, он принял яд в храме Посейдона, не желая отдаться живым в руки врагов (322). Афиняне вскоре поставили ему памятник вблизи этого храма.
Речи Д. называют "зеркалом характера". Он не был ритором, не любил придуманных украшений, но действовал на слушателей силой убеждения, логикой, строгим развитием мысли, кстати употребляя доводы и примеры. В приготовлении к речам проводил он нередко целые ночи. Язык его величествен, но прост, серьезен и приятен, сжат, но вместе с тем удивительно плавен. Он достигал успеха не стремлением к эффектам, но нравственной силой, благородством мысли, любовью к родине, ее чести, ее славе и ее прошлому. Число речей Д., известных в древности, было 65. Из них сохранилась 61, но в том числе несколько, принадлежность которых Д. сомнительна. Уже в древности Д. имел многих комментаторов, из которых главные — Дионисий Галикарнасский и Либаний. После Éditio princeps (Венеция, 1504) лучшие изд.: Reiske (Лпц., 1770), J. Bekker (Б. 1825, Лпц. 1854), Baiter et Sauppe ("Oratores Attici", Цюрих, 1838), Vömel (Пар., 1843) и Dindorf (Оксф. 1846; Лпц. 1855). Отдельные речи, в особенности Филиппики, обработаны во многих издан.: Doberenz, Westermann, Vömel (Франкф.), Franke (Лпц.). Лучшее толкование ко всем речам Д. — "Apparatus criticus et exegeticus ad D. etc." (Лонд. 1824; "Indices in apparatum etc.", Seiler'a, Лпц., 1833). Ср. Плутарх, "Vita Demosthenis"; Schaumann, "Prolegomena ad D."; Schäfer, "D.). und seine Zeit" (Лпц., 1856); Georges Perrot, "Eloquence polit. et judic. à Athènes"; его же, "D. et ses contemporains" (1878); Maurice Croiset, "Des idées morales dans l'eloqu. polit.de D.". Речи Д. на русский яз. переводились неоднократно, начиная с конца прошлого века: "Речь Д. о венце, за Ктисифона против Есхина", с греч., Пономарева (М. 1784), "Первая Демосфенова речь против Филиппа" (СПб. 1776), "Демосфеново надгробное слово афинянам, убиенным при Херонее", перев. старорусского еп. Евгения (СПб. 1807, изд. Росс. акад.) и пр. Из новейших: "Речи Д." (Каз. 1886) В. Краузе; "Олинфские речи Д." (с биографией и характеристикой, М. 1883) И. Белорусова; "Олинеские речи и первая речь против Филиппа" (Киев, 1885).
(Demosthénes)
(около 384 до н. э., Аттика, — 322 до н. э., Калаврия), древнегреческий оратор и политический деятель. Родился в семье оружейного мастера. Изучив ораторское искусство, Д. стал логографом, т. е. составлял речи для других, преподавал риторику, сам принимал участие в судебных процессах, выступал в народном собрании. Сохранились приписываемые Д. 61 речь, 56 выступлений, 6 писем (из них около 20 речей и несколько писем ему, по-видимому, не принадлежат). В 351 Д. произнёс свою первую «Филиппику» — речь против македонского царя Филиппа II (отца Александра Македонского), в которой резко критиковал пассивную позицию Афин по отношению к захватнической политике Македонии, угрожавшей независимости греческих полисов. С этого времени Д. стал признанным вождём антимакедонской группировки Афин и др. полисов Греции. Став фактически руководителем Афин, он добился проведения закона о введении чрезвычайной государственной повинности — триерархии, т. е. снаряжения военного корабля — триеры отдельными гражданами и метеками (См. Метеки), и об использовании теорикона, так называемых зрелищных денег на военные цели; путём ряда военных союзов Д. добился создания антимакедонской коалиции греческих полисов. После разгрома союзного войска при Херонее (См. Херонея) (338) Д. продолжал придерживаться осторожной, но последовательной антимакедонской позиции. В 323 (после смерти Александра Македонского) снова призвал к борьбе с Македонией. После нового поражения греков в Ламийской войне (323—322) Д., преследуемый врагами, отравился. Последовательная патриотическая позиция Д., непревзойдённое ораторское мастерство сделали его имя популярным. Его творчество явилось важным этапом в развитии мирового ораторского искусства.
Изд.: Orationes, [v. 1—3], ed. С. Fuhr und J. Sykutris, Lpz., 1914—27; в рус. пер. — Речи, пер. с греч., предисл. С. И. Радцига, М., 1954.
Лит.: Жебелев С. А., Демосфен, Берлин — П. — М., 1922; Cloché P., Démosthénes et la fin de la démocratic athénienne, [2 éd.], P., 1957; Jaeger W., Demosthenes der Staatsmann und sein Werden, [B.], 1939; Mathieu G., Démosthféne, l'homme et l'oeuvre, P., [1948].
И. В. Поздеева.
Демосфен. Статуя работы Полиевкта. Около 280 до н. э. Римская копия. Новый корпус. Ватикан. Фрагмент.
(иноск.) — великий оратор
Ср. Демосфен, я узнаю тебя по камешку, который ты скрываешь в своих золотых устах!
Гр. Л.Н. Толстой. Война и мир. 2, 11.
Демосфен (род. 384 г. до Р.Х.) был косноязычен; чтобы избавиться от этого недостатка, он учился ясно произносить каждое слово, набирая в рот камешки, и на берегу моря, при шуме волн (вместо шума толпы) произносил речи.
ДЕМОСФЕН (ок. 384-322 до н. э.) - афинский оратор, вождь демократической антимакедонской группировки. Призывал греков к борьбе против захватнической политики македонского царя Филиппа II (речи Демосфена против него - "филиппики"). Добился создания антимакедонской коалиции греческих полисов. После подчинения Греции Македонией отравился.
ДЕМОСФЕН (около 384 - 322 до нашей эры), афинский оратор, вождь демократической антимакедонской группировки. Речи Демосфена против македонского царя Филиппа II - "филиппики". Добился создания антимакедонской коалиции греческих полисов. После подчинения Греции Македонией отравился.
(demosthenes) (384, Афины – 322 до н. э., о-в Калаврия), древнегреческий оратор и политический деятель. В ранние годы потеряв отца и будучи ограблен опекунами, решил сделаться оратором и блестящей судебной речью вернуть себе наследство. Упорными упражнениями устранил дефекты дикции, мешавшие достижению этой цели, и одержал судебную победу над опекунами, после чего начал сочинять судебные речи для других.
Демосфен одним из первых разглядел опасность, грозившую греческой демократии со стороны Македонии, и начал борьбу против Филиппа Македонского. До нас дошли три речи против Филиппа – т. н. филиппики (351–340) – и три «олинфских речи» (349–348), где Демосфен призывал афинян защитить г. Олинф, подвергшийся нападению Филиппа. Часть греческих политиков видели в Филиппе «учредителя порядка», который поможет грекам преодолеть междоусобицу и одержать победу над персами. Против них – в лице их лидера оратора Эсхина – была направлена речь Демосфена «О недобросовестном посольстве». Благодаря деятельности Демосфена, греческие города-государства объединились против македонской экспансии под предводительством Афин. Однако в битве при Херонее (338), в которой Демосфен принимал личное участие, союзные войска потерпели поражение. В 336 г. в Афинское народное собрание было внесено предложение увенчать Демосфена золотым венком за заслуги перед отечеством. Эсхин нашёл формальные поводы для привлечения человека, внесшего это предложение, к суду, нападая при этом, разумеется, на самого Демосфена. Процесс состоялся в 330 г. До нас дошли и обвинительная речь Эсхина, и защитительная – Демосфена. В «Речи о венке» оратор дал полный отчёт в своей политической деятельности – и убедил судей в собственной правоте. Суд отправил Эсхина в изгнание. В 324 г. Демосфен и сам был вынужден отправиться в изгнание из-за обвинения в растрате государственных денег. После смерти Александра Македонского, когда в Афинах вспыхнуло восстание против Македонии, его призвали обратно. После поражения Афин Демосфен бежал на о-в Калаврия, где принял яд.
Сохранилась 61 речь Демосфена, он вошёл в историю греческой литературы как наиболее выдающийся представитель аттического красноречия. В античной риторике стиль Демосфена определялся как «мощный». Как сообщает Плутарх, сограждане выбили на постаменте его статуи двустишие:
Если бы сила твоя, Демосфен, была разуму равной,
Нас покорить бы не смог сам македонский Арей.
(384-322 до н.э.), величайший оратор Афин и Древней Греции. Отец Демосфена, тоже Демосфен, умер, когда сыну было семь лет. В 20 лет Демосфену пришлось обратиться в суд, чтобы вернуть наследство, которым недобросовестно распорядились опекуны. В 350-х годах до н.э. Демосфен участвовал в качестве составителя речей в ряде процессов. Демосфен пропагандировал экономию и последовательную защиту национальных интересов во внешней политике. Он следовал традиционной афинской политике, которая стремилась, опираясь главным образом на морскую мощь, сохранить контроль над Геллеспонтом (совр. Дарданеллы) и Босфором и поддерживать повсюду в Греции антиспартанские (и антифиванские) настроения. С момента своего восшествия на престол в 359 до н.э. Филипп занял побережье Македонии, Фессалию и прибрежные области Фракии, лишив Афины областей, являвшихся источником их благосостояния на протяжении двух веков. В ряде страстных выступлений, знаменитых Филиппиках и Олинфских речах, Демосфен обличал и осуждал агрессивную политику Филиппа. 1-я Филиппика была произнесена в 352 (или в начале 351) до н.э. Тяжелая болезнь, перенесенная Филиппом во время его фракийской компании, дала Афинам краткую передышку, однако Демосфену не удалось убедить афинян в том, что им необходимо пресечь имперские устремления Филиппа. Когда в 349 до н.э. Филипп напал на Олинф (город в области Халкидика в северной части Эгейского моря), Демосфену стало ясно, что пришло время решительных действий. Настаивая на необходимости противостоять пагубной мощи Филиппа, он говорил, что Афины, поверь они в свои силы и в правоту своего дела, могли бы справиться с этой задачей. Однако для того, чтобы защитить Олинф, пришлось бы использовать все материальные и финансовые ресурсы города. Призыв Демосфена остался неуслышанным, и в 348 до н.э. Олинф пал. Видя слабость и изолированность Афин, Демосфен был готов согласиться на мир с Филиппом. Он вошел в состав афинского посольства в качестве десятого, младшего его члена, однако отказался поддержать договор в той форме, в которой его навязывал Филипп. Столь же неохотно принял Демосфен и общегреческий мирный договор, продиктованный Филиппом от имени совета амфиктионов (греческих государств, объединившихся вокруг Дельф), который контролировался Македонией. Демосфен делал все, что от него зависело, чтобы собрать силы для решительного военного противостояния Филиппу. У себя на родине он столкнулся с влиятельным противником в лице коллеги-оратора Эсхина, который сговорился с Филиппом и полагал дальнейшее сопротивление бессмысленным. Расхождение между двумя политиками и их идеологиями видно из их речей О предательском посольстве. Этими речами ораторы, взаимно обвинявшие друг друга, обменялись в ходе процесса об измене и подкупе, к которому Демосфен привлек Эсхина. Эсхин был оправдан небольшим большинством голосов, но стало очевидно, что политика Демосфена наконец обретает популярность. Конфликт между Демосфеном и его противниками возник, сколько можно судить, по принципиальным мотивам: для Демосфена Филипп был разрушителем старого порядка, а значит, несомненным злом; его оппоненты считали победу македонского царя делом решенным. Поначалу Демосфену удалось заручиться поддержкой в борьбе против Филиппа как у себя на родине, так и в других городах Греции и даже открыть военные действия против него на важном с экономической точки зрения Херсонесе (полуостров при входе в Геллеспонт). И Демосфен, и престарелый афинский оратор Исократ ратовали за панэллинизм, хотя и в разных формах. Демосфену он представлялся в форме свободного союза, направленного против македонского господства; Исократ мечтал о централизованном руководимом Филиппом государстве, способном справиться с Персией. 3-я Филиппика, произнесенная в 342 или 341 до н.э., является высшей точкой в развитии аттического красноречия и в то же время знаменует его завершение: это есть в полном смысле переход от слов к делу. В ближайшие несколько лет Демосфен разоблачал интриги Филиппа еще в нескольких чрезвычайно впечатляющих речах, достигающих кульминации в 4-й Филиппике (340 до н.э.). В 338 до н.э. Филипп одержал победу при Херонее над силами государств, группировавшихся вокруг Афин, к которым присоединились Фивы. Демосфен бежал с остатками разбитой армии и навлек на себя обвинение в трусости. Впрочем, судя по тому, что именно Демосфен был после этого организатором оборонительных мероприятий в Афинах на случай возможного подхода македонских войск и именно ему было поручено произнести речь в память о павших (не сохранилась), никто, кроме старинных недругов, не воспринимал это обвинение всерьез. В защиту своего достоинства как воина и политика он выступил впоследствии с наиболее прославленной из своих речей - О венке (330 до н.э.). Македонское владычество в Греции продолжалось и после убийства Филиппа в 336 до н.э., когда власть перешла к его сыну Александру. Возможно, на какое-то время в середине десятилетия Демосфен стал возлагать надежды на выступление греков против Македонии в союзе с Персией. В целом десятилетие прошло спокойно: Александр был занят на Востоке и о Греции думал мало. В 324 до н.э. македонянин Гарпал, которому Александр доверил вавилонскую добычу, бежал с сокровищами и обратился к Афинам с просьбой о предоставлении убежища. Хотя поначалу Демосфен возражал, Гарпала все же приняли, а позднее уже сам Демосфен отказался его выдать. Впоследствии против Демосфена было выдвинуто обвинение в получении от Гарпала взятки в 20 талантов. Суд признал оратора виновным и приговорил его к штрафу в 50 талантов. Поскольку Демосфен был не в состоянии уплатить такую сумму, его подвергли тюремному заключению, однако через несколько дней ему удалось бежать (очевидно, не без ведома властей), и он сразу же удалился в изгнание. Тем не менее уже в 323 до н.э., когда со смертью Александра надежды греков на свободу вновь ожили, афиняне призвали Демосфена и устроили ему по прибытии триумфальную встречу. Штраф было решено уплатить из казны в качестве приношения Зевсу. Однако радость была недолгой. В 322 до н.э. при Кранноне войска антимакедонской коалиции были разбиты Антипатром, который потребовал от Афин выдачи лидеров сопротивления, в том числе Демосфена. В Афинах Демосфену был вынесен смертный приговор. Он бежал на остров Калаврия и при появлении людей, посланных Антипатром, чтобы его схватить, покончил с собой, приняв яд. Сограждане постановили выбить на постаменте статуи Демосфена следующее двустишие, в котором почтили его должным образом. Будь у тебя, Демосфен, разуму равная сила,
Воинству македонян Греции б не покорить.
О венке. Речь Демосфена О венке была произнесена в защиту афинянина Ктесифона, которого Эсхин привлек в 336 до н.э. к суду за то, что тот якобы незаконно предложил почтить Демосфена золотым венком за заслуги перед отечеством. На деле же Эсхин, разумеется, нападал на самого Демосфена, так что оратору приходилось защищать самого себя и дело своей жизни, в свою очередь обвиняя Эсхина. Эта речь (являющаяся ответом на выступление Эсхина) превратилась в памятник, уникальный по историческому и биографическому значению. В то же время это шедевр отточенной аттической прозы и красноречивое свидетельство эллинского стремления к политической независимости. Демосфен понимал, что ему следует дать полный отчет о своей частной и общественной жизни, поэтому он представил широкую картину отношений Афин с Филиппом с момента Филократова мира (346 до н.э.) до битвы при Херонее. Он старается убедить слушателей, что не несет ответственности за этот договор, между тем как Эсхин находился на содержании вначале у Филиппа, а затем у Александра. Он убедительно опровергает один из пунктов обвинения, направленный уже против него лично: будто бы в своих поступках и выступлениях Демосфен не руководствовался исключительно благом Афин и Греции. Обобщая свое отношение к Филиппу, Демосфен заявляет, что он "увидел человека, порабощающего всех на свете, и выступил против него" и что его поступки были признаны всеми в качестве полезных и благих. Особой похвалы заслуживает проведенная Демосфеном подготовка Афин к решительному военному столкновению, когда он настоял на том, чтобы и богатые и бедные внесли свой вклад в защиту свободы Афин и Греции. Демосфен всецело берет на себя ответственность за решение принять битву при Херонее, но убежденно утверждает, что неповинен в поражении Афин, которым завершилась эта битва. И все же Демосфену кажется, что Афинам не следует сожалеть о своих действиях, ибо политика, которую они проводили, была честной и справедливой. Такая убежденность в нравственной правоте, несмотря на неудачу, пронизывает всю речь, придавая ей непреходящую ценность, что еще усиливается величественным, гладко текущим слогом. Неудивительно, что Демосфен выиграл дело и был оправдан, а Эсхин, поскольку не собрал даже 1/5 голосов присяжных, был вынужден с позором покинуть Афины. Сам Филипп в значительной мере обязан своей известностью речам своего великого противника Демосфена.
ЛИТЕРАТУРА
Плутарх. Демосфен. - В кн.: Плутарх. Сравнительные жизнеописания, т. 3. М., 1964 Демосфен. Речи, тт. 1-3. М., 1994
Демосфе́н
(около 384 — 322 до н. э.), афинский оратор, вождь демократической антимакедонской группировки. Призывал греков к борьбе против захватнической политики македонского царя Филиппа II (речи Демосфена против него — «филиппики»). Добился создания антимакедонской коалиции греческих полисов. После подчинения Греции Македонией отравился.
* * *
ДЕМОСФЕ́Н (лат. Demosthenes, греч. Димосфе́нис) (около 384 до н. э., Афины — 322 до н. э., остров Калабрия близ восточного берега Пелопоннеса), афинский политический деятель, оратор, вождь демократической антимакедонской группировки. Призывал греков к борьбе против захватнической политики македонского царя Филиппа II(см. ФИЛИПП II Македонский) (речи Демосфена против него — «филиппики»(см. ФИЛИППИКИ)). Добился создания антимакедонской коалиции греческих полисов.
Политическая деятельность
Демосфен родился в Афинах, в семье владельца оружейной и мебельной мастерских. С детства он страдал физическими недостатками (косноязычие, слабый голос, нервный тик). В возрасте семи лет мальчик лишился отца, а имущество семьи было растрачено опекунами. Самостоятельную жизнь Демосфен начал в 364 года с успешного судебного процесса против недобросовестных опекунов. В дальнейшем Демосфен стал логографом(см. ЛОГОГРАФЫ) — зарабатывал на жизнь составлением речей для участников судебных процессов. Упорными упражнениями он сумел преодолеть свои физические недостатки, учился ораторскому искусству у Исея — известного в то время составителя речей.
Время жизни Демосфена относится к периоду установления гегемонии Македонии над древнегреческими полисами. Нависла угроза потери политической самостоятельности и над Афинами. Среди афинских политиков в то время преобладала группа богатых и влиятельных лиц во главе с Эсхином(см. ЭСХИН), которая стремилась к заключению мира с Македонией любой ценой. Демосфен был решительным противником македонской экспансии, отстаивал независимость Афин. В 351 году он открыто выступил с речью против македонского царя Филиппа II. Речи Демосфена, в которых он страстно разоблачал захватническую политику Филиппа II, получили название филиппик.
Демосфену удалось привлечь на свою сторону большинство афинян, он становится главой антимакедонской партии, активно участвует в создании военного союза греческих городов, направленного против Филиппа II. Демосфен лично, как простой воин, участвовал в битве при Херонее (338), в которой греческое войско было разгромлено македонянами. В честь павших при Херонее Демосфен произнес одну из самых замечательных своих речей. Несмотря на установление македонской гегемонии над Грецией, Демосфен продолжал пользоваться большой популярностью среди афинян, в 330 году он был удостоен согражданами почетного золотого венка.
После Херонеи Демосфен был вынужден сменить политическую тактику. Продолжая пользоваться репутацией врага македонян, он удерживал афинян от участия в антимакедонских акциях, заведомо обреченных на неудачу. В свою очередь, сторонники македонян прикладывали все усилия для устранения знаменитого оратора с политической арены. В 324 году Демосфен оказался замешан в запутанную историю с деньгами, привезенными в Афины бежавшим от Александра Македонского(см. АЛЕКСАНДР Македонский) казначеем Горпалом. Демосфену не удалось доказать свою невиновность и он был принужден покинуть Афины.
Смерть Александра Македонского в 323 году изменила политическую ситуацию в Афинах. Демосфен смог вернуться на родину и призвал сограждан к восстанию против господства Македонии. Однако восстание (Ламийская война) закончилась поражением афинян. Демосфен бежал из Афин, но был схвачен на острове Калабрия близ восточного побережья полуострова Пелопоннес. Попросив у настигших его воинов разрешения написать последнее письмо, Демосфен закусил кончик тростникового пера, в котором был быстродействующий смертельный яд.
Ораторское искусство
Современная наука признает принадлежащими Демосфену 41 речь, а также несколько десятков вступлений к речам и писем. Условно его речи разделяют на судебные, судебно-политические и политические. Судебные речи (364—345) Демосфена характерны точной и конкретной аргументацией, в них даны яркие, живые картины современного ему быта. Из судебно-политических речей наиболее яркие — «О преступном посольстве» (343) и «За Ктесифона о венке» (330), направленные против Эсхина. Самым значительным в наследии Демосфена признают политические речи, из которых выделяются 8 речей против Филиппа II, произнесенных между 351—341 годами.
Демосфен тщательно готовил свои публичные выступления, но большое значение уделял живому и непринужденному изложению текстов речей. Поэтому он не придерживался жесткого плана, активно использовал паузы, которым способствовали риторические вопросы: «Что это значит?», «В чем причина?». Вступление и повествовательная часть у Демосфена были сведены до минимума, все усилия он направлял на опровержение доводов оппонентов и доказательство своей правоты.
Демосфену было важно именно в момент произнесения речи убедить слушателя в своей правоте. Начиная новый раздел речи, он сразу раскрывает его содержание, в процессе изложения подводит итоги сказанному, неоднократно повторяет особо важные мысли. Нередко он строил воображаемый диалог с противником. Большое значение в ораторском искусстве Демосфена имела мимика, жестикуляция, модуляции голоса. Он свободно соединял и варьировал риторические стили, использовал разнообразные варианты построения фраз и предложений. Демосфен умело применял антитезы («век нынешний» и «век минувший»), соединения синонимов в пары («знайте» и «понимайте»), метафоры, олицетворения, фигуры умолчания, когда слушатели сами догадывались о чем шла речь. В результате его выступления никогда не были монотонными.
Стремление убедить рождало страстный пафос речей Демосфена. По преданию даже Филипп II признавался, что если бы слушал речи Демосфена, то обязательно голосовал бы за войну против себя. Признание красноречия Демосфена было столь высоким, что современники и последующие поколения древних греков называли его просто Оратором.
(Dnmostenns) (ок. 384 - 12.X.322 до н.э.) - др.-греч. оратор, политич. деятель, идеолог рабовладельч. демократии. Род. в Афинах в семье богатого оружейного мастера. В 351 Д. произнес первую речь против Филиппа Македонского (отсюда "Филиппики"), где резко критиковал пассивную позицию Афин по отношению к захватнич. политике Македонии. С этого времени Д. - признанный вождь антимакед. группировки Афин и других полисов Греции. В своих речах требовал организации союза греч. гос-в и подготовки к войне с Филиппом. Победа Д., выступившего с речью в защиту афин. стратега Диопифа, сделала Д. фактич. руководителем Афин (341). Д. проводит закон о триерархиях, важный для создания флота, и об использовании теорикона на воен. цели; путем ряда воен. союзов добивается создания антимакед. коалиции греч. полисов. После разгрома союзного войска при Херонее (338) Д. продолжает придерживаться осторожной, но последовательной антимакед. позиции. В 324, привлеченный к суду в связи с делом казначея Гарпала, Д. вынужден покинуть Афины. В 323, после смерти Александра Македонского, он торжественно возвратился в город и снова призвал к борьбе с Македонией. После нового поражения греков в Ламийской войне (323-322 до н.э.) Д., преследуемый врагами, принял яд. Последоват. патриотич. позиция Д., непревзойденное ораторское мастерство сделали его имя популярным. Оценка деятельности Д. в бурж. историографии колебалась от крайней идеализации (нем. ученые Б. Нибур, В. Егер, англ. Дж. Грот) до беспощадной критики (нем. ученый Р. Пёльман и др.). Сов. историография рассматривает Д. как яркого представителя рабовладельч. демократии, деятельность к-рого протекала в обстановке глубокого социально-экономич. кризиса греч. полиса. Сохранились 61 речь, 56 выступлений, 6 писем, приписываемых Д., из к-рых ок. 20 речей и неск. писем Д. в действительности не принадлежат.
Изд.: Demosthenis orationes... Editio major, in aedibus B. G. Teubneri, v. 1-3, Lipsiae, 1914-27; то же, ed. C. Fuhr, Editio minor. (Post C. Fuhr ed. J. Sykutris), v. 1-3, Lipsiae, 1923-38; Демосфен. Речи, пер. с греч., M., 1954.
Лит.: Жебелев С. A., Демосфен, Берлин - П.-M., 1922; Радциг С. И., Демосфен оратор и политический деятель, в кн.: Демосфен. Речи, пер. с греч., М., 1954; Treves P., Demostene e la liberté greca..., Bari, 1933; Jaeger W., Demosthenes der Staatsmann und sein Werden, (В.), 1939; Mathieu G., Démosthène, l'homme et l'oeuvre, P., (1948).
И. В. Поздеева. Москва.
• Demosthĕnes,
Δημοσθένης,
1. сын Алкисфена, афинский полководец, отличавшийся в Пелопоннесскую войну. Летом 426 г. он с 30 кораблями объехал Пелопоннес, чтобы защитить союзников на западе. Опустошив левкадскую область, он задумал напасть на этолян, овладеть Доридой и Фокидой и вторгнуться в Беотию, но план его не удался, потому что он не знал ни страны этолян, ни способа их вести войну. После этой неудачи Д. отослал свои корабли в Афины, а сам, опасаясь гнева афинян, остался в Навпакте. Thuc. 3, 91-98. Здесь он оказал своему государству важную услугу, когда спартанец Еврилох напал на Навпакт с 3 000 гоплитов. Он разбил наголову Еврилоха при амфилохском Аргосе и произвел несогласие между пелопоннесцами и их союзниками, дозволив только первым отступить с оружием; войско, собранное затем амбракиотами, он победил без труда. Thuc. 3. 102. 107. Возвратившись после этого в Афины, он ознаменовал себя новыми подвигами: летом следующего (425) года он взял мессенский город Пилос, заключил высадившихся на остров Сфактерии спартанских гоплитов и принудил их сдаться в плен, хотя демагог Клеон приписывал себе славу этого подвига. Thuc. 4, 21-39. В последующее за тем время предприятие Д. против Мегар не имело желанного успеха; портовый город Нисея все-таки был удержан афинянами. Thuc. 4, 66 слл. Когда вследствие мер, принятых спартанцем Гилиппом, положение афинян в Сицилии сделалось опасным и Никий требовал быстрой помощи, афиняне в конце 414 г. предварительно послали туда с несколькими кораблями Евримедонта, а за ним весною 413 г. последовал Д. с целым флотом. Нападение афинян на Ениполы (часть Сиракуз, см. Syracusae, Сиракузы), без вины Д., было неудачно; Д., не видя более возможности успеха, предложил Никию отступить или, по крайней мере, занять другие позиции сухопутным войском, а с флотом уехать в открытое море. Никий, однако, не согласился на это предложение, упустил благоприятное для отступления время и когда наконец признал его необходимым, то опять своею нерешительностью (его смутило лунное затмение) сделался виновником и погибели флота, и поражений сухопутного войска. Он сам и Д. попали в плен, а раздраженные сиракузцы приговорили их к смертной казни в сентябре 413 г. Thuc. 7, 42 слл. Д. отличался предприимчивостью, но вместе с тем предусмотрительной осторожностью. Он умел стратегически составлять план военных действий, но и выполнять его тактически, захватывая удобный случай, умел руководить одинаково хорошо гоплитами и легкими войсками и особенно был мастер заставать врасплох неприятеля. Характер его был безукоризнен. Не будучи государственным деятелем и пользуясь влиянием в народном собрании, он не мог добиться объединенного, последовательного ведения войны. Намеки на Д. в комедии Аристофана «Всадники» при верном толковании не противоречат этой характеристике;
2. оратор Д., сын Д. из пеанийского дема (Παιανιεύς), родился, вероятно, ол. 98, 4 или в 385/384 г. до Р. X. в знатной семье, семи лет лишился отца и потерял большую часть наследства через нечестность своих опекунов. Учил его красноречию сначала Исей, получивший за это 10 000 драхм, но Д. пришлось бороться со всеми препятствиями, которые представляли ему слабое его телосложение и природные недостатки в произношении; однако он восторжествовал над ними благодаря упорной энергии. Plut. Demosth. 4, 6 слл. Известие о том, что он будто бы был также усердным учеником Платона, распространено было особенно римлянами. (Cic. de or. 20. Cic. off. 1, 1. Cic. or. 4), но не имеет много вероятности. На ораторское поприще он выступил с обвинением против опекуна своего Афоба и зятя его Онетора, но даже осуждение одного из опекунов, а именно Афоба, не возвратило ему наследства, и в конце концов он должен был довольствоваться скудным вознаграждением за большую свою потерю. Это несчастье вывело его на ораторское поприще. Тяжбою с Афобом Д. навлек на себя вражду влиятельного Мейдия, который насильственно ворвался в его дом и в продолжении 8 лет умел уклоняться от исполнения состоявшегося над ним по этому делу судебного приговора; дерзость его дошла даже до того, что он поднял руку на Демосфена, принявшего в 345 г. на себя хорегию на больших Дионисиях. И на этот раз Мейдий сумел затянуть возбужденное против него дело до тех пор, пока своими просьбами не склонил Д. прекратить судебное преследование. Д. уступил не потому, что получил 30 мин, как передает смертельный враг его Эсхин, а потому, что чувствовал себя в данное время бессильным против средств своих врагов. Около того же времени (355 г.) Д. выступил с публичными речами в народном собрании против Лептина и Андротиона; этими и другими речами он приготовил себя к великой своей политической деятельности. Со времени появления Филиппа Македонского, история его жизни совпадает с историей Афин. Филипп начиная с 358 г. исподволь захватывал владения афинян на севере Греции, города Амфиполь, Пидну, Потидею и Мефону и разными уловками умел задерживать и обманывать афинян. Д. видел ясно, что эти действия Филиппа поведут к уничтожения свободы греков и начиная с 351 г. решительно высказывал это убеждение в своих «Филиппиках» и олинфийских речах. Тогдашнее положение Афин, равнодушие народа и недостаток в полководце, равном Филиппу, лишали его предложения успеха, тем более что Эсхин (см. Aeschines, Эсхин) во всех отношениях действовал сторонником македонской политики и врагом Д. Несомненная заслуга Д. состоит в том, что он не только ясно понял угрожающую опасность, но и сумел склонить к своему убеждению сперва благомыслящих граждан, а потом и большинство народа. Тщетно Д. обвинял Эсхина в государственной измене, доказывая, что он старается замедлить заключение мира с Филиппом во вред Афинам (345 г.); два года спустя, он повторил свое обвинение. Когда в 341 г. Филипп более и более стал угрожать свободе Греции, Д. старался образовать общий союз против македонского царя. По его совету Фокион был послан в Эвбею и прогнал оттуда поставленных Филиппом тиранов. Золотой венец, дарованный Д. при случае праздника Дионисий в 340 г., был его наградой. Его же усилиям следует приписать успешные военные действия против Перинфа и Византии. Но труды и заботы Д. не ограничивались одною внешнею политикой, а направлены были и на внутренние дела: он прекратил безумную трату казенных денег и заботился о преобразовании обязательных поставок для флота. Но вскоре стала угрожать большая опасность. Эсхин, в качестве пилагора в Дельфах (в 340 г.), подал повод ко второй священной войне, в которую Филипп двинулся даже на Афины. При общем страхе и смятении Д. один сохранил мужество, увещевал с ораторской кафедры не терять присутствия духа, добился заключения союза между Афинами и Фивами, и в двух последовавших за тем небольших стычках греки остались победителями. Но поражение при Херонее (в этой кровавой битве и сам Д. принимал участие в качестве гоплита) в августе 338 г. разрушило все надежды. Однако вопреки усилиям македонской партии на Д. возложено было почетное поручение сказать надгробную речь в честь павших в битве воинов; Ктесифонт сделал даже предложение наградить Д. золотым венком за оказанное им самоотвержение и усердие и торжественно объявить об этой награде на празднике больших Дионисий. Против этого предложения выступил Эсхин, вождь македонской партии. Возникшее по этому поводу дело тянулось 8 лет, пока наконец Д. не восторжествовал над Эсхином вследствие своей речи о венке (περι στεφάνου), которой он ответил на речь своего противника κατα Κτησιφω̃ντος. Эсхин подвергся изгнанию. Доверие граждан к Д. выразилось тем, что ему поручено было заведование вновь учрежденною общественною кассою для закупки хлеба. По смерти Филиппа Д. тотчас устроил новый союз против македонян, но жестокая месть Александра, постигшая Фивы, разрушила этот союз, и лишь при посредстве продажного Демада удалось предупредить выдачу Александру Д. и Ликурга. Но скоро враждебная партия нашла случай возобновить свои действия против Д. Когда Гарпал с похищенными у Александра сокровищами явился в Афины и посредством подкупа старался возбудить афинян к войне против македонского владычества, то без всякого основания стали подозревать и Д. в том, что он поддался на подкуп. Неуплата наложенной на него денежной пени привела его в темницу, из которой он бежал. Со слезами он обращал глаза свои из Эгины и Тройзена на Аттику. Вдруг разнесся слух о смерти Александра (323 г.); вся Греция пришла в движение; Д. поднял свой могучий голос и возбудил всех греков к восстанию против Македонии. На триреме привезли его в Афины и встретили его торжеством. (Plut. Demosth. 27), как защитника свободы. Но когда вскоре Кратер и Антипатр одержали победу, Д. и его друзья были отданы под суд и по предложению Демада приговорены к смерти. Д. бежал на остров Калаврию в храм Посейдона и здесь принял яд (Plut. Demosth. 29) 16 дня месяца Пианепсиона ол. 114, 3 (12 октября 322 г.). Афиняне почтили его память сооружением медной статуи на острове Калаврии. Бюсты его сохранились доселе в большом числе. Пока честность убеждения и твердая последовательность в нравственных стремлениях, а не внешние успехи останутся мерилом при оценке характера, до тех пор Д., как человек и государственный деятель, будет причисляться к светлейшим и благороднейшим личностям всех времен. В его речах ясно выражается его характер. Как оратор, он пренебрегал всеми излишними украшениями; имя в виду одно дело, он был не искусный ритор, но истый оратор. Истина убеждения увлекает его и дает ему прославленную его δεινότης. Ясное расположение содержания, строгая последовательность в развитии мыслей, решительность убеждения выражаются слогом величественным, но простым, строгим, но приятным, сжатым, но плавным, милым, но внушительным. Сравни характеристику его у Цицерона Cic. Brut. 7-13 (особ. 8 и 9). В древности известны были 65 речей Д.; в числе 61, сохранившейся до нашего времени, некоторые явно подложны. Главное сочинение о нем: A. Schaefer, Demosthenes und seine Zeit, (в З т., 1856-1858). ср. кроме того: Becker, D. als Staatsmann und Redner (в 2 т., 1815). O. Haupt, und Leben und staastmännische Wirken des D. (1861). Blass, die attische Beredsamkeit, 3 отд., 1 ст. (1876). Поли. изд. в сборниках Oratores attici Reiske, I. Bekker, Dobson, Baiter и Sauppe; кроме того, W. Dindorf (1825; 1846-51; 1855), Vömel (1843-1845), I. Bekker (1854-55). Избранные речи: Doberenz (1848 — 51), Westermann (1852 и чаще) и т. д. Изд. «Филиппик»: Fr. Franke (3-е изд., 1875), Rehdantz (1861 и чаще), H. Weil (1873), отдельных речей: Buttmann, Dissen, Funkhänel, E. W. Weber, F. A. Wolf, M. H. E. Meier, Rüdiger, Vomel.
Демосфен, Demosthenes, 384-322 гг. до н. э., греческий оратор и политик. Причисленный к канону 10 ораторов, признанный самым выдающимся представителем греческой риторики, блистательным стилистом и великим политиком. Сын Демосфена, владельца оружейной мастерской. Лишившийся отца в возрасте 7 лет, лишенный также имения недобросовестными опекунами, он решил добиваться восстановления своих прав в суде и с этой целью упражнялся в красноречии у Изея. В возрасте 20 лет он начал процесс о возвращении имения и выиграл его, однако растраченного имущества не получил. В результате он стал логографом, составляя речи для клиентов - сначала для частных процессов, а затем также и для политических. Из-за изъянов произношения терпеливо работал над дикцией, упражнялся под руководством актера Сатира, зачитывался Изократом, Фукидидом и Платоном. Стал известен как оратор ок. 354 г., когда выступил с первой политической речью О податных округах (Peri symmorion), в которой призывал афинян к реформированию податной системы и расширении военного флота, необходимого для борьбы с грозящей экспансией Филиппа II, македонского правителя. Вскоре Д. становится предводителем антимакедонской партии и в своих знаменитых политических речах предупреждал афинян о захватнической политике Филиппа, призывал греков защищать свободу и демократический строй, боролся против олигархических промакедонских группировок, во главе которых среди прочих находился его главный противник Эсхин. Энергичная деятельность Д. привела в 340 г. к объединению греческих государств под предводительством Афин, а его самым значительным политическим достижением было склонение Фив к заключению союза с Афинами против Филиппа, который подкупом и посулами старался обеспечить дружбу фиванцев, учитывая стратегическое положение их страны. Сражение под Херонеей (338 г.) определило победу македонцев. В надгробной речи в честь павших в этом сражении Д. прославляет политику Афин, их неустанную борьбу за свободу и демократическое устройство, клеймит продажных политиков из промакедонского лагеря. После поражения Д. занялся внутренними делами Афин, в том числе состоянием восстановлением фортификации. В знак признания его заслуг Ктесифонт выступил с предложением о награждении Д. золотым венком. Этому воспротивился Эсхин, вменивший в вину Ктесифонту неправомочность предложения и при этом яростно нападал на Д. Д. ответил известной речью О венке, в которой, защищая Ктесифонта, предоставил отчет о своей жизни и противопоставил собственную деятельность в интересах государства промакедонской политике Эсхина и его стороников. Венок был ему присужден. Втянутый в дело Гарпала, казначея Александра Македонского, Д. вновь предстал перед судом в 324 г.и был обвинен в растрате 20 талантов, которые он должен был пустить на государственные нужды, и был наказан штрафом в 50 талантов. Поскольку он не мог их заплатить, то был заключен в тюрьму, откуда ему удалось сбежать. Он удалился на Эгину и триумфально вернулся в Афины после смерти Александра. Однако когда Афины потерпели поражение в так называемой ламийской войне, правитель Македонии Антипатр потребовал смерти Д. Пытаясь уйти от преследователей, оратор покончил с собой на острове Калавра в храме Посейдона. Под именем Д. сохранилась 61 политическая и судебная речь. Речи на частных процессах, подлинность которых большей частью находится под сомнением, интересны главным образом с точки зрения исследований права, изучения обычаев и исторических событий. Известность среди современников и потомков принесли Д. политические речи, а в особенности 3 Олинтийские речи (Olynthiakoi logoi I-III), 3 Филиппики (Kata Philippon), из которых третья имела две редакции, и речь О венке, или В защиту Ктесифонта (Hyper Ktesiphontos peri tu stephanu). В Олинтийских речахШ, созданный в 349-348 гг. Д. призывает прийти на помощь Олинту, которому угрожает вторжение Филиппа, клеймит бездействие и политическую недальновидность Афин, выступает за проведение податных реформ, и прежде всего за ликвидацию так называемого театрального фонда и направления всех бюджетных излишков на укрепление афинской армии и флота. Когда несмотря на троекратные выступления афинского флота Олинт пал, а Филипп, захватив южное побережье Херсонеса, Амфиполис, Пидну и Потидею, завладел затем Фокидой, для Д. стало ясно, что он стремится окружить Афины и завладеть всей Грецией. С предостережением против этой опасности Д. выступает в Филиппиках. Он детально анализирует политическое положение Афин, борется с пассивностью и упадком духа соотечественников и, предвидя прекрасное будущее своей страны, призывает всех греков сражаться за свободу. Он достигает вершин своего красноречия. Другие политические речи Д.: О положении на Херсонесе (Peri tu en Chersonesego), О превышении полномочий посла (Peri parapresbeias) - обвинение Эсхина в предательстве интересов Афин в ходе переговоров, связанных с так называемым Филократовым миро;. О податных округах (Peri symmorion), В защиту свободы родосцев (Peri tes Rhodion eleutherias); Против Аристократа (Kata Aristokratus). Речи Д. отличает тщательная продуманность как содержания, так и выражений. Д. считается наиболее выдающимся представителем так называемого возвышенного стиля, хотя он мастерски использовал также средний и простой стили. Он избегал украшений, но не отвергал необычных конструкций и анаколуфов. Использовал сильные, хотя и простые метафоры, а строй предложений служил ему для подчеркивания хода мысли. Форму он подчинял содержанию. Д. увлекал слушателей логикой аргументов, силой чувства, выразительностью произношения, а также специфической ритмикой прозы. Цицерон и Квинтилиан признавали его первейшим греческим оратором, он пользовался популярностью в Европе нового времени, а его речи неоднократно комментировались, им подражали, в частности, Боссюэ, Фенелон, Монтескье и Мирабо.