Уитмен Уолт в словарях и энциклопедиях
— см. Витман Валт.
Уитмен (Whitman) Уолт (31.5.1819, Уэст-Хилс, Хантингтон, штат Нью-Йорк, ‒ 26.3.1892, Камден, штат Нью-Джерси), американский поэт. Сын фермера. Был рассыльным, наборщиком, учителем, писал рассказы, статьи, стихи. В 1846 редактировал газету «Бруклин Игл» («Brooklyn Eagle»). В 1855 опубликовал книгу «Листья травы», получившую положительную оценку Г. Д. Торо и Р. У. Эмерсона. Во время Гражданской войны 1861‒65 работал санитаром в госпиталях. Событиям войны посвящены сборники стихов «Барабанный бой» и «Когда во дворе перед домом цвела этой весною сирень» (оба 1865). В 1873 У. разбил паралич. Основные идеи «Листьев травы» связаны с учением трансцендентализма (см. Трансценденталисты); гармония Вселенной, культ дружбы, роднящей отдельные «Я» со «сверхдушой», бунт против церковной догматики, оков пуританства; однако гимн плоти наряду с пиететом У. перед наукой и техникой вызвал осуждение Эмерсона. У. часто называют поэтом мировой демократии, образ которой принимает в его поэзии планетарные масштабы. У. обличал и пороки воспеваемой демократии, исторически принявшей облик буржуазной. Его поэзию питало убеждение, что народ-творец в будущем создаст более совершенную демократию, причём не ограниченную национальными рамками. Целью своей поэзии У. считал проповедь равноправного братства всех народов. Всюду видел он внутреннюю близость явлений, своё нерасторжимое родство с людьми. Интерес к самобытному характеру и судьбе отдельного человека в творчестве У. выражен слабее, хотя он воспевает и свободу индивидуальности, утверждает духовную красоту, величие каждого отдельного человека. Важное место в поэзии У. занимает индустриальная тема: оды фабричным трубам, домнам, станкам, паровозам делают его предтечей так называемой урбанистической поэзии. Воспринимаемый во многих странах как революционный поэт (гимны итальянским, австрийским, французским повстанцам), он, однако, не шёл дальше реформистских стремлений по отношению к американской действительности. Смелый новатор, У. вводил в стихи прозаическую речь, пользовался множеством образов («каталогами»). Свободный стих без рифмы и размера он сделал податливым, гибким. Ещё при жизни У. его слава достигла Европы. В России в 1872 И. С. Тургенев перевёл несколько его стихотворений (не опубликованы). Обратил внимание на У. и Л. Н. Толстой, хотя высказывания его не всегда доброжелательны. В 1907 вышла книга «Листья травы» в переводе К. И. Чуковского. Влияние поэзии У. сказалось на стихах русских футуристов, особенно В. В. Хлебникова, отчасти на ранних стихах В. В. Маяковского.
Соч.: The complete poetry and prose, v. 1‒2, N. Y., 1948; The correspondence, v. 1‒3, N. Y., 1961‒64; в рус. пер.‒ Избр. произв. Листья травы. Проза, М., 1970.
Лит.: Чуковский К. И., Мой Уитмен, [2 изд.], М., 1969; Мендельсон М. О., Жизнь и творчество Уитмена, 2 изд., М., 1969; Traubel Н., With Walt Whitman in Camden, v. 1‒5, Carbondale (III.), 1908‒1964; Masters E. L., Whitman, N. Y., 1937; Alien G., The solitary singer, N. Y., 1967; A century of Whitman criticism, Bloomington ‒ L., [1969].
Уи́тмен Уолт
(Whitman) (1819—1892), американский поэт, публицист. В сборнике стихов «Листья травы» (1855—91) чувство родства со всеми людьми и всеми явлениями мира выражено посредством преображения лирического героя в других людей и неодушевлённые предметы. Любой человек и любая вещь священны на фоне бесконечной во времени и пространстве Вселенной — гостеприимной, доверчиво открытой и соразмерной человеку. Воспевал «мировую демократию», всемирное братство людей труда, позитивные науки, любовь и товарищество, не знающие социальных границ. Романтический пафос лирического героя сочетается с «многоголосием» реалистических свидетельств из хроники времени, подчас бескомпромиссно обличающих социальные и нравственные контрасты. Реформатор американской поэзии, новатор свободного стиха.
* * *
УИТМЕН УолтУИ́ТМЕН (Whitman) Уолт (1819—92), американский поэт, публицист. Реформатор американской поэзии. В сборнике стихов «Листья травы» (1855—91) идеи об очищающей человека близости к природе приняли космический характер; любой человек и любая вещь восприняты священными на фоне бесконечной во времени и пространстве эволюции Вселенной. Чувство родства со всеми людьми и всеми явлениями мира выражено посредством преображения лирического героя в других людей и неодушевленные предметы. Уитмен — певец «мировой демократии», всемирного братства людей труда, позитивных наук, любви и товарищества, не знающих социальных границ. Новатор свободного стиха(см. СВОБОДНЫЙ СТИХ).
* * *
УИ́ТМЕН (Whitman) Уолт (31 мая 1819, Уэст-Хиллз, шт. Нью-Йорк — 26 марта 1892, Камден, шт. Нью-Джерси), американский поэт. Его главная книга «Листья травы» при жизни автора выходила шесть раз, при каждом переиздании, включая в себя новые циклы стихотворений, оставалась единым поэтическим произведением, в котором содержится многогранный и целостный образ Америки, где восторжествовала идея демократии. В 20 веке «Листья травы» признаны одним из важнейших литературных событий, знаменовавших собой революцию в поэзии, связанную с появлением свободного стиха (верлибра), новаторской стиховой системы, пионером которой выступил Уитмен.
Сын Манхэттена
«Песня о себе», входившая уже в первое издание «Листьев травы» (1855), и сохраненная во всех последующих, содержит автопортрет человека, ощущающего в себе безмерные душевные силы и наделенного непоколебимым жизнелюбием, которое органично сочетается с верой в прекрасное настоящее и великое будущее своей страны. Этот художественный образ передает некоторые реальные особенности личности Уитмена. Происходя из демократической среды, он до конца дней считал себя «сыном Манхэттена»: человеком, для которого верования, понятия, надежды рядовых американцев глубоко родственны его собственным. Никогда не воспринимая себя как художника, у которого могли бы сложиться конфликтные отношения с окружающим его миром будничной американской реальности, Уитмен стремился говорить от имени миллионов своих соотечественников. Понятия «масса», «народ», «демократия» для него синонимичны. В его стихах «сын Манхэттена» воспет не как уникальная человеческая личность, но как «космос», как олицетворение национального сознания и американской (а возможно, и мировой) души.
С юности привычный к труду плотника, наборщика, учителя начальной школы, репортера мелких газет, так что времени для углубленных интеллектуальных занятий у него практически не оставалось, Уитмен не получил систематического образования. Однако он усвоил, хотя и недостаточно глубоко, философию своего соотечественника Р. У. Эмерсона(см. ЭМЕРСОН Ралф Уолдо), обосновавшего систему соответствий между явлениями физического и духовного мира, а также этическую доктрину «доверия к себе», которая возвеличивает творческий потенциал каждого человека, наделенного отвагой познания и самостоятельностью мысли. Другим важным источником идей, поэтически воплотившихся в «Листьях травы», были концепции утопического социализма (их в Америке того времени не раз пытались осуществить практически, основывая коммуны и фаланстеры) и понимание истории, получившее наиболее последовательное воплощение в книге Ж. Мишле(см. МИШЛЕ Жюль) «Народ» (1846), где история трактуется как свободное творчество масс.
С детства проникшись убеждением, что божественное начало заключено в любом человеке и поэтому братство является естественным состоянием, к которому непременно приведет развитие социальных отношений (прежде всего в Америке), Уитмен восславляет единство бытия и равноправие всех его форм. Трава, незаметная, но неистребимая, как сама жизнь, оказывается метафорой, наиболее точно передающей пафос его поэзии.
Большая дорога
Возвещая, что для него на земле не существует ничего чужого и что ему одинаково близки все люди, вне зависимости от их социального статуса, расы, пола, конфессии и т. п., Уитмен предстает поборником социалистической идеи в наиболее обобщенной формулировке. Вместе с тем он осознает себя и мистиком, прозревающим эпоху, когда все конфликты, противоречия и несходства исчезнут, так что жизнь сделается бесконечно сложным, изменчивым, но целостным организмом, «электрическим телом», как сказано в одном из его программных стихотворений. Телесность, вещественность, никогда не ослабевающий интерес к материальному, физическому облику явлений и упорное неприятие всего умозрительного составляют важную особенность поэтического мира «Листьев травы».
Уитмен — один из первых поэтов, воссоздавших реальность огромного современного города, воспринятого им как зримое олицетворение «всеобщих связей в мироздании» и изображенного с репортерской точностью описания самых разных сторон его повседневной жизни. Чудеса техники, триумфы «индустрии» вызывали восхищение Уитмена, локомотив, «горластый красавец», на огромной скорости несущийся через дикую прерию, казался ему символом неостановимого прогресса.
Доминирующее в поэзии Уитмена чувство бесконечной широты и многоликости мироздания сочетается со столь же органичным ощущением вечной динамики, изменчивости, диалектической контрастности бытия. Оно не признает иерархии ценностей, так как истинная жизнь — никогда не прерывающийся цикл, постоянное движение во времени, бесконечные трансформации и метаморфозы: «Все вращается вокруг меня, концентрируется во мне, исходит из меня самого. У меня есть лишь один центральный образ — всеобщая человеческая личность».
Эта личность, намеренно лишенная в «Листьях травы» каких бы то ни было примет уникальности, носит имена «Уолта Уитмена» или «сына Манхэттена». В действительности лирический герой книги представляет собой обобщенный портрет американца, для которого характерны предельная демократичность воззрений, неомраченный оптимизм, способность устанавливать доверительные, родственные отношения со всеми людьми, встречающимися на его пути, и сохранять восторг перед жизнью во всех ее обликах.
«Песня большой дороги», входящая во все авторские редакции «Листьев травы», наиболее последовательно воплощает философию радости, братства, полного слияния с миром и восхищения перед его зачаровывающей динамичностью.Соединением этих мотивов создан лирический сюжет книги. Важное дополнение к нему — цикл «Барабанный бой», навеянный Гражданской войной 1861—65(см. ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В США), во время которой Уитмен был добровольцем-санитаром в армии северян. Боготворя Авраама Линкольна(см. ЛИНКОЛЬН Авраам), Уитмен посвятил памяти президента, павшего от руки убийцы, проникновенную элегию «Когда во дворе перед домом цвела этой весною сирень».
Вера Уитмена в предназначение Америки, которая должна явить пример для всего человечества, став обществом победившей социальной справедливости и великих триумфов духа, поколебалась после окончания Гражданской войны, когда он удостоверился во всевластии «дракона наживы» и с тревогой писал об угрозе, создаваемой плоским меркантилизмом, которому поддались соотечественники (книга публицистики «Демократические дали», 1871). Однако в целом оптимистическое мироощущение Уитмена не претерпело существенных перемен до конца его жизни.
Неоцененный новатор
Выраженное Уитменом новое мироощущение потребовало нетрадиционных художественных средств. Самым радикальным нововведением в «Листьях травы» был свободный стих, который в большой степени предопределил неуспех книги у современников, считавших, что поэзия невозможна без правильных размеров и системы рифм, обязательных в классической лирике. Верлибр Уитмена, в котором отсутствуют эти компоненты, представлял собой сложный синтез фольклорного и библейского стиха, синтаксического параллелизма, отличающего ораторскую прозу, ритмически однородных пассажей-перечислений («каталоги»), внутренних аллитераций и ассонансов, придающих завершенность строкам и всей строфе.
Считая, что его стих должен быть естественным, как дыхание, Уитмен решительно отверг каноничные поэтические формы, на которых, как он считал, лежит печать безжизненной литературности, и заложил основы новой поэтики, получившей исключительно интенсивное развитие на протяжении 20 века, особенно в англоязычных странах. Одним из первых, кто оценил значение сделанного Уитменом для последующего движения поэзии, был И. С. Тургенев.(см. ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич) Среди русских поэтов, объективно наиболее близких Уитмену, — В. В. Хлебников(см. ХЛЕБНИКОВ Велимир) и В. В. Маяковский(см. МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович).
Уитмен Уолт
Уитмен Уолт (1819 - 1892)
Американский поэт.Афоризмы, цитаты
• Мужчина велик на земле и в веках, но каждая йота его величия выросла из женщины.