Словарь Брокгауза и Ефрона

    третий царь иудейский (958—917 до Р. Х.), преемник Авии, удачно ведший войну с эфиопским царем Зараем: ему, между прочим, приписывается уничтожение возникшего среди иудеев идолопоклонства.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Библейская энциклопедия Брокгауза

    1) сын и преемник иуд. царя Авии, внук Ровоама и правнук Соломона (3Цар 15:9-24; 2Пар 14-16; Мф 1:7). Его царствование длилось 41 год (911-870 гг. до Р.Х.). Первые десять лет его царствования были мирными (2Пар 14:1), и это дало А. возможность направить усилия на искоренение идолопоклонства в Иудейском царстве. Он уничтожил изображения богов и языч. жертвенники, статуи солнца и святилища на высотах, изгнал блудников, мужчин, занимавшихся проституцией в местах поклонения богине плодородия, и лишил свою бабку Мааху (в МТ 3Цар 15:13 и 2Пар 15:16: мать свою Мааху) звания царицы за то, что она установила истукан Астарты (см. Астарта), к-рый он впоследствии сжег. А. повелел внести в храм да-ры, посвящ. Господу его отцом и им самим. Одноврем. с этим он использовал мирное время для укрепления иуд. городов и создания армии. А., полагаясь на помощь Бога, смог отразить нападение огромного по численности войска Зарая ефиоплянина (2Пар 14:9 и след.). Победа в сражении у Мареши была полной, и войско А. вернулось домой с богатой добычей. Пр. Азария, сын Одеда, укреплял царя в его вере в Бога и борьбе с идолопоклонством. Отныне А. проводил реформы по всему своему царству. Он обновил жертвенник всесожжения у храма. Принесением в жертву 700 быков и 7 тыс. овец из воен. добычи народ возобновил свой завет с Господом. Участие в этом празднестве подданных Северного царства из колен Ефрема и Манассии, вероятно, дало повод израил. царю Ваасе начать строит-во крепости в Раме с целью контролировать дороги, ведущие в Иерусалим. Указания на "тридцать пятый" и "тридцать шестой год царствования Асы" (2Пар 15:19; 16:1) кажутся при этом непонятными, поскольку Вааса, согл. 3Цар 15:33; 16:8, умер за 10 лет до того. Здесь, вероятно, имеется в виду летосчисление с момента раздела царства при Ровоаме, или это ошибка переписчика при написании 15-го и 16-го годов (поскольку 25-й и 26-й тоже были бы слишком поздним сроком). Исходя из этого, строит-во в Раме началось в том же или в след. году после принесения благодарственной жертвы А. Угрозу со стороны Ваасы А. пытался отразить полит. средствами. Он собирал все золото и серебро, к-рое еще оставалось в храме и в цар. сокровищнице после набега фараона Сусакима на Палестину (3Цар 14:25 и след.), и отправил его сир. царю Венададу, призывая последнего расторгнуть свой союз с Ваасой. План А. увенчался успехом: сирийцы напали на Израильское царство с севера, и Вааса отступил от Рамы. Оставшийся строит. материал А. приказал доставить в Геву и Мицфу (Массифу) и с его помощью укрепил эти города (Иер 41:9). Этот внешне удачный полит. ход царь предпринял, руководствуясь собственными соображениями и не посоветовавшись с Богом. Когда же прозорливец Ананий упрекает царя и открывает ему, что этим А. упустил победу над сирийцами и ему надо ждать войны, А. впадает в гнев и приказывает заключить Анания в темницу (2Пар 16:7-10). Этот момент оказался поворотным пунктом в жизни А. Позднее, когда у него стали болеть ноги, "он в болезни своей взыскал не Господа, а врачей" (2Пар 16:12), и болезнь привела его к смерти на 41-м году царствования. Погребение А. было торжественным. На престоле ему наследовал его сын Иосафат. В Мф 1:7 А. упоминается среди предков Христа;

    2) сын Елканы, левит, отец Берехии (1Пар 9:16).

  3. Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза



  4. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    (1Пар.9:16 ) - отец Берехии, из левитов.

    II. Аса(врач) (3Цар.15:8 ) - сын и наследник Авии, благочестивый царь Иудейский. Он начал свое царствование за 955 лет до Р.Х. и царствовал 41 год. Хотя и воспитанный в началах язычества, он показал однако с молодых лет свое решительное нерасположение к идолопоклонству и даже свою мать, Мааху, лишил царского достоинства за поклонение Астарте, а самый истукан языческой богини изрубил и сжег у потока Кедрона (2Пар.14:9,15, 2Пар.15:1,19). Первые годы его царствования протекли в мире, и он воспользовался мирным временем, чтобы очистить свое царство от идолопоклонства и построить и укрепить многие города. Когда же Зарай, царь Ефиопский, вторгнулся в его владения с миллионом войска и 300 колесниц, Аса вышел против него с 600,000 чел. и разбил на голову. Эта замечательная битва происходила при Мареше (2Пар. 14). По убеждению пр. Азарии, нарочито назначенного Богом для этой цели, Аса с ревностью принялся за истребление всех злоупотреблений в своем царстве и учредил особое торжественное благодарственное богослужение, на которое собрался весь народ, и по принесении многочисленных жертв все вступили в клятвенный завет с Господом. Вааса, царь Израильский, видя, что его подданные с большим расположением отправляются в Иудею и остаются в ней, приказал укрепить Раму, город находившийся близ границы обоих царств, с целью прекратить переходы своих подданных в Иерусалим и другие части Иудеи. Аса, столь долгое время пользовавшийся милостью и покровительством Божиим, забыл Господа, и вместо того, чтобы просить у Господа защиты и положиться на Его крепкую руку, как то делал он в прежние, годы, послал к Венададу, царю Сирийскому, с просьбой придти на помощь к Иуде, против Израиля. Венадад, привлеченный дарами из сокровищ храма Иерусалимского, тотчас же напал и разорил многие важные города Израильские. Вааса вследствие сего по необходимости остановил укрепление Рамы с целью большей защиты внутренних областей своего царства. Аса же воспользовался этим случаем и срыл Раму до основания, при чем вывез камни и дерево, собранные здесь, и употребил оные на постройку своих городов. Между тем к Асе был послан пророк Господень напомнить ему о его грехе и безумии, обличить его, что он оставил Господа и положился более на человеческую помощь, чем на Божию, и грозил ему грядущим за то наказанием. Но сердце Асы так уже ожесточилось, что в гневе он велел заключить пророка в темницу; "притеснял Аса в то время и некоторых из народа", - говорит свящ. летописец (2Пар.16:10 ). На 39-м году своего царствования Аса сделался опасно болен ногами; но и это не вразумило его и не обратило сердца его к Богу: "но он в болезни своей взыскал не Господа, а врачей" (2Пар.16:12 ), замечает священный историк. Он умер на сорок первом году своего царствования, и торжественно похоронили его в гробнице, которую он сам устроил для себя в городе Давидовом.

  5. Источник: Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.



  6. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    ’Аса (врач) —

    а) (3Цар.15:8,9,11,13,14,16-18,20,22-25,28,32,33; 1Пар.3:10; 1Пар.14:1,2,8,10-13; 1Пар.15:2,8,10,16,17,19; 1Пар.16:1,2,4,6,7,10-13; 1Пар.17:2; Иер.41:9; Мат.1:7,8) — сын и наследник Авии, благочестивый царь иудейский (в начале правления), сумевший разбить миллионную (!) армию ефиопского царя Зарая, ибо уповал на Бога, но впоследствии ожесточивший свое сердце и искавший помощи у людей, а не у Бога (у сирийского царя Венадада, у врачей), за что и умер в тяжелой болезни; один из предков Иосифа в родословии Иисуса Христа;

    б) (1Пар.9:16 ) — один из предков Берехии (см. Берехия,в).

  7. Источник: Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.



  8. Словарь церковнославянского языка

  9. Источник: