Прерафаэлиты в словарях и энциклопедиях
группа английских художников и поэтов, образовавшаяся в начале 50-х годов XIX столетия с целью борьбы против условности в английском искусстве первой половины века, против академических традиций и слепого подражания классическим образцам. Название "прерафаэлитов" должно было обозначать духовное родство с флорентийскими художниками эпохи раннего Возрождения и такое же, как у последних, благоговейное следование природе. Членами братства П. сделались художники и писатели, имена которых стали с тех пор знамениты: Данте-Габриель Россети, его брат Вилльям, Гольман Гент, Джон-Эверет Милле, скульптор Вульнер Коллинс. На выставке 1855 г. появились первые картины, подписанные тремя условными буквами P. R. B. (Pre-Raphaelite Brotherhood). Лучшим из их произведений была картина Г. Гента "Светоч мира". Она изображала смелую, спокойную и свободную фигуру Христа, стоящего с зажженным фонарем в руках в саду, у закрытой двери, и стучащегося в нее уверенным движением руки. Выше всего художники братства ставили одухотворенность замысла. Они отождествляли искусство с религией и смотрели на картину как бы на молитву религиозно настроенной души, выражающуюся символами. Они считали искусство служением Богу и полагали, что содержанием художественных произведений должно служить преимущественно все то, что говорит об отношении человека к вечности, о божественной тайне, открывающейся душе человека только посредством символов. В начале П. предпочитали евангельские сюжеты, как более других позволяющие выражать религиозное и мистическое настроение, причем избегали в живописи церковного характера и трактовали Евангелие символически, придавая особое значение не исторической верности изображаемых евангельских эпизодов, а их внутреннему философскому смыслу. Так, например, в "Светоче мира" Гента в виде Спасителя с ярким светильником в руках изображен таинственный божественный свет веры, стремящийся проникнуть в закрытые человеческие сердца, как Христос стучится в дверь человеческого жилища. В понимании П. символ отличается от простой аллегории тем, что живет своей собственной жизнью. П. старались воспроизводить с величайшей добросовестностью и точностью всякий предмет, всякую подробность внешнего мира, прежде всего изображать жизнь и правду, а затем уже показывать, что таится за внешностью предметов и жизненных явлений. Они стремились внести в искусство этическое содержание не путем нравоучений, а исканием истины в природе. Кроме религиозных сюжетов, они занимались и историческими темами, добиваясь величайшей точности в изображении фактических подробностей. Некоторые (Гук, Льюис, Линнель и др.) разрабатывали пейзаж, внося в него то же изумительное изучение частностей. Пейзажисты этой школы известны в особенности изображением облаков, унаследованным ими от предшественника этой школы, Тернера. Большое значение для П. имел Джон Рескин, повлиявший своими книгами (в особенности "Modern Painters") на развитие эстетического вкуса в Англии; он уяснил значение Тернера и привел в систему идеи П. относительно искусства. Он был не созидателем искусства П., но его толкователем и товарищем его первых деятелей. Рескину принадлежит ясное определение художественных целей прерафаэлитства. "Легко управлять кистью, — говорит он, — и писать травы и растения с достаточной для глаза верностью; этого может добиться всякий после нескольких лет труда. Но изображать среди трав и растений тайны созидания и сочетаний, которыми природа говорит нашему пониманию, передавать нежный изгиб и волнистую тень взрыхленной земли, находить во всем, что кажется самым мелким, проявление вечного божественного новосозидания красоты и величия, показывать это не мыслящим и не зрящим — таково назначение художника. Этого требует от него Бог". В этих словах заключается вся суть искусства П.; они стремились разрушить рамки условности и одухотворить искусство религиозным и этическим содержанием. Братство П. распалось, как только миссия его была окончена, т. е. выражен протест против условности во имя правды и понимания искусства как служения религиозно-нравственной идее. Члены братства пошли каждый своим путем; но и после его распада продолжала развиваться группа художников и поэтов, примкнувших к эстетическому миросозерцанию П. Преемниками их явились Бернье-Джонс, Уатс, Моррис, Вальтер Крэн и др. Ср. J. Ruskin, "Praeraphaelitism" и "Modern Painters"; R. de la Sizeranne, "La peinture anglaise contemporaine"; Ernest Chesneau, "La Peinture Anglaise"; З. Венгерова, "Литературные характеристики".
З. Венгерова.
(от лат. рrае — перед и Рафаэль
английские художники и писатели 2-й половины 19 в., ставившие целью возрождение «искренности», «наивной религиозности» среденвекового и раннеренессансного искусства («до Рафаэля»). «Братство прерафаэлитов» (англ. Pre-Raphaelite Brotherhood) было основано в 1848 поэтом и живописцем Д. Г. Россетти, живописцами Дж. Э. Миллесом и Х. Хантом, испытавшими влияние Ф. М. Брауна (а через него — нем. назарейцев (См. Назарейцы)) и поддержанными Дж. Рескином. Выступая с романтической критикой буржуазной культуры, П. противопоставляли холодному академизму (корни которого они видели в искусстве Высокого Возрождения) «священный огонь», «живую веру» т. н. примитивов, отвергнутых эстетикой нового времени. Неисторическая апология средневековья, связанная у П. с требованием эстетизации современной жизни, вела к преобладанию в их творчестве принципа стилизации, черт преувеличенного декоративизма в сочетании с тщательной детализацией. Поэзия П., в частности Россетти, отмечена в духе Дж. Китса чувственным отношением к красоте (что сближает с П. поэтов А. Теннисона, Р. Браунинга, а впоследствии — А. Ч. Суинберна) и спиритуалистическим культом любви, основанным на традициях средневековой итальянской литературы. После распада «Братства» в 1853 новый подъём движения П. начинается с конца 1850-х гг., когда вокруг Россетти группируются свежие силы — художники У. Моррис, Э. Берн-Джоне, У. Крейн, Дж. Ф. Уотс и др. Живопись П. развивается в сторону сложной, до пряности расцвеченной плоскостной орнаментики и мистической усложнённости образного строя (Россетти, Берн-Джоне). Более широкий характер носит деятельность убеждённого социалиста Морриса, который стремился воссоздать в противовес обезличенному машинному «одухотворённое» ручное производство, внести красоту в повседневный быт. Он объединил многих мастеров (в т. ч. Ф. М. Брауна, А. Хьюгса, архитектор Ф. Уэбба) в возрождении английского декоративно-прикладного искусства (рисунки для разнообразных изделий организованных Моррисом художественно-промышленных мастерских, оформление изданий Келмскоттской типографии и т.д.).
Идеи и практика П. во многом повлияли на развитие Символизма и эстетизма «конца века» в литературе (У. Патер, О. Уайльд), содействовали утверждению стиля «Модерн» в изобразительном (О. Бёрдсли и др.) и декоративном искусствах, легли в основу теории активной «жизнестроительной» роли искусства в социальном процессе.
Лит.: Венгерова З. А., Литературные характеристики, [т. 1] — Прерафаэлитское движение в Англии, СПБ, 1897; Ruskin J., Pre-Raphaelitism, L., 1851; Fredeman W. E., Pre-Raphaelitism. A bibliocritical study, Camb. (Mass.), 1965; Hunt J. D., The Pre-Raphaelite imagination. 1848—1900, [Lincoln], 1968; Hönnighausen L., Präraphaeliten und Fin de Siècle, Münch., 1971.
А. Н. Дорошвич.
Прерафаэлиты. Э. Бёрн-Джонс. «Поклонение волхвов». Шпалера, вытканная в мастерской У. Морриса. Эрмитаж. Ленинград.
-ов, мн. (ед. прерафаэли́т, -а, м.).
Группа английских художников и писателей второй половины 19 в., стремившихся возродить в своем творчестве искренность, наивную религиозность раннего Возрождения.
[От лат. prae — перед и имени итальянского художника Рафаэля]
ПРЕРАФАЭЛИ́ТЫ [рэ], прерафаэлитов, ед. прерафаэлит, прерафаэлита, муж. (от лат. приставки prae - до, перед и имени итал. художника Рафаэля) (иск.). Группа художников в Англии в середине 19 века, проповедовавшая возврат к примитивным формам ранней итальянской живописи до Рафаэля.
мн.
Группа английских художников середины XIX в., проповедовавшая возврат к формам итальянской живописи раннего Возрождения (до Рафаэля).
ПРЕРАФАЭЛИТЫ (от лат. prae - перед и Рафаэль) - группа английских художников и писателей 19 в., избравшая своим идеалом "наивное" искусство средних веков и Раннего Возрождения (до Рафаэля). Члены "Братства прерафаэлитов" (1848-53, Д. Г. Россетти, Х. Хант, Дж. Э. Миллес), критиковавшие с романтических позиций современную культуру, соединяли скрупулезную передачу натуры с вычурной символикой. Поздние прерафаэлиты во главе с У. Моррисом стремились возродить средневековое ручное ремесло.
ПРЕРАФАЭЛИТЫ (от латинского prae - перед и Рафаэль), группа английских художников и писателей 19 в., избравшая идеалом "наивное" искусство средних веков и Возрождения (до Рафаэля). Члены "Братства прерафаэлитов " (1848 - 53; Д.Г. Россетти, Х. Хант и др.) сочетали скрупулезность передачи натуры с вычурной символикой. Поздние прерафаэлиты во главе с У. Моррисом стремились возродить средневековое ручное ремесло.
ПРЕРАФАЭЛИТЫ — представители эстетско-мистического направления в английской поэзии и живописи во второй половине XIX в. Первым этапом его развития было возникновение так наз. «прерафаэлитского братства», состоявшего первоначально из 7 «братьев»: живописцев Дж. Э. Миллеса (1823—1896), Хольмана Хента (1827—1910), Данте Габриэля Россетти (1828—1882), живописца и поэта, его младшего брата Майкля Россетти, Ульнера, скульптора и поэта, и живописцев Стивенса и Коллинсона. Если в живописи художественные принципы прерафаэлитизма вырабатывались Миллесом, Хентом и Россетти совместно, то в поэзии основоположником школы является Россетти (см.), определивший прерафаэлитскую тематику и стилевые приемы, введший в английскую поэзию итальянские ренессансные мотивы и привнесший в модернизованную средневековую народную балладу элементы декадентского эстетизма. Россетти явился проводником бодлеровского эстетизированного католицизма.
Другой поэт П. — Суинберн — берет свою сюжетику из античной мифологии («Atalanta in Calydon», 1865), римской истории периода упадка империи (знаменитая «Faustine»), кельтского эпоса («Tristram of Lyoness», 1882), старой провансальской литературы («The Leper») и поэзии французского «Парнаса» (Готье, Леконт де Лиля). Для Россетти и Суинберна характерны мотивы сатанизма, вызвавшие обвинение их в «богохульственной» подаче религиозных мотивов.
Третий из поэтов этой группы, Моррис (см.), мечтатель-эстет («dreamer of dreams), также ретроспективен в своем поэтическом творчестве Он берет свои темы из романов Круглого стола («The Defence of Guenevere», 1858), греч. эпоса («The Life and Death of Jason», 1867), скандинавских преданий («The Earthly Paradise», 1868—1870, «Grettis saga», 1869) и отлично передает дух средневековой готики. Мелкобуржуазный утопист, мечтавший о ремесленных формах труда и патриархальных отношениях, он в своей утопии «Вести ниоткуда» рисует идеальное, с его точки зрения, общество, где господствует ручной труд, ставший искусством, а в архаичном романе «Видение о Джоне Болл» идеализирует раннюю мелкобуржуазную культуру.
После разгрома чартизма господствующий класс, боясь нового революционного движения, начинает культивировать религиозные идеи, подновленные эстетизмом. Носителями мистического неохристианства и являются эстеты-прерафаэлиты Рёскин, Россетти, Берн-Джонс, а позднее Патер и пр. В литературе, как и в живописи, они сочетают внешний реализм с глубоко мистической насыщенностью. Это направление могло бы быть охарактеризовано как своеобразная натуралистическая неоромантика. В поэзии своим основоположником П. считают поэта начала XIX в. Китса, эстетическую формулу к-рого о том, что «красота есть единственная истина», они принимают целиком.
Трансцендентный идеализм, явившийся отражением Оксфордского движения, представляет философское содержание прерафаэлитизма. П. — крайние индивидуалисты. Этим индивидуализмом и объясняется их восхищение ранним итальянским искусством (Фра-Анджелико, Липпи, Боттичелли). Они ставили себе целью поднять общий уровень английской эстетической культуры, но в виду своего утонченного аристократизма, ретроспектизма и созерцательности их творчество мало воздействовало на широкие массы, несмотря на попытки популяризации его сначала Рёскиным, затем его учеником и последователем Моррисом. П. оказали влияние на французских символистов — Верлена, Малларме и др., заимствовав в свое время многое у парнасцев, а также определили творчество последующих английских эстетов: Патера, выросшего из Рёскина, Уайльда, Вернон-Ли, Симмондса, Даусона и мн. др. Через посредство Патера и Уайльда они воздействовали и на русских символистов.
В эстетизме П. насквозь реакционная идеология английского рантьерства и земельной аристократии нашла свое наиболее законченное выражение.Библиография:
Ruskin J., Preraphaelitism, Three letters to the Times, L., 1851; Его же, Three colors of Preraphaelitism, «XIX Century», 1851; Buchanan R., The Fleshly School of poetry, «The Contemporary Review», 1871, OA.; Hamilton W., Aesthetic movement in England, L., 1882; La Sizeranne R., de, La Peinture anglaise contemporaine, P., 1895; Его же, Ruskin et la religion de la beaute, P., 1897; Bate P. H., English Pre-Raphaelite painters, their associates a. successors, L., 1899; Bayliss W., Five Great painters of the Victorian Era, 2-nd ed., L., 1904; Armstrong W., Art in Great Britain a. Ireland, L., 1909; Drinkwater J., Victorian Poetry, L., 1923; Fehr B., Die englische Literatur d. XIX und XX Jahr., Wildpark — Potsdam, 1924; Chesterton G. K., The Victorian age in literature, L., l 925; Мутер Р., История живописи в XIX в., 3 тт., СПБ, 1899—1902; Рескин Д., Лекции об искусстве, М., 1900; Его же, Искусство и действительность, М., 1900; Его же, Современные художники, М., 1901; Сизеран Р., Современная английская живопись, М., 1908; Уайльд О., Ренессанс английского искусства, Полное собр. сочин. О. Уайльда, т. IV, СПБ, 1912.
ПРЕРАФАЭЛИ́ТЫ -ов; мн. (ед. прерафаэли́т, -а; м.). [от лат. prae - перед и имени итальянского художника Рафаэля] Группа английских художников и писателей второй половины 19 в., изображавшая своим идеалом искусство средних веков и раннего Возрождения (до Рафаэля). Собрание картин прерафаэлитов.
* * *
прерафаэли́ты(от лат. prae — перед и Рафаэль), группа английских художников и писателей XIX в., избравшая своим идеалом «наивное» искусство средних веков и Раннего Возрождения (до Рафаэля). Члены «Братства прерафаэлитов» [(1848—53) Д. Г. Россетти, X. Хант (Н. Hunt), Дж. Э. Миллес (J. Е. Millais)], критиковавшие с романтических позиций современную культуру, соединяли скрупулёзную передачу натуры со сложной символикой. Поздние прерафаэлиты во главе с У. Моррисом стремились возродить средневековое ручное ремесло.
* * *
ПРЕРАФАЭЛИТЫПРЕРАФАЭЛИ́ТЫ (от лат. prae — перед и Рафаэль), группа английских художников и писателей 19 в., избравшая своим идеалом «наивное» искусство средних веков и Раннего Возрождения(см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)) (до Рафаэля(см. РАФАЭЛЬ САНТИ)). Члены «Братства прерафаэлитов» (1848—53, Д. Г. Россетти(см. РОССЕТТИ Данте Габриел), Х. Хант, Дж. Э. Миллес), критиковавшие с романтических позиций современную культуру, соединяли скрупулезную передачу натуры с вычурной символикой. Поздние прерафаэлиты во главе с У. Моррисом(см. МОРРИС Уильям) стремились возродить средневековое ручное ремесло.