Петр Ломбардский в словарях и энциклопедиях
или Новарский (Petrus Lombardus) — знаменитый схоластик XII в., называемый также Magister sententiarum, род. близ Новары в Ломбардии, учился в Болонье, Реймсе и Париже, где он, увлеченный Абеляром, остался жить и сделался известнейшим учителем. В 1159 г. он был назначен епископом Парижским. Ум. в 1164 г. Его главное произведение, "Sententiarum libri IV", множество раз комментировалось и пользовалось до реформации весьма широкой известностью. В первый раз на Западе догматика была собрана здесь в одно систематическое целое. Содержание его — изречения отцов церкви, которые П. пытается научно обосновать, разбивая противоречащие им положения. Этот метод усвоили себе так наз. Сентенциарии.
ПЕТР ЛОМБАРДСКИЙ (Petrus Lombardus) (ок. 1100-1160) - философ и теолог, представитель схоластики, епископ. Преподавал в Париже. Главное сочинение "Сентенции" - первая и наиболее авторитетная вплоть до нач. 16 в. "сумма" (свод) католического богословия.
(ок. 1100 - ок. 1160), средневековый богослов, епископ Парижский, известный как Magister Sententiarum (Учитель Сентенций, по названию его главного произведения), родился предположительно в Новаре (в то время в Ломбардии) ок. 1100. Обучался в Болонском, Реймсском и Парижском университетах, преподавал теологию в школе собора Нотр-Дам в Париже. Около 1158 был избран епископом Парижским. Умер Петр Ломбардский в Париже вскоре после 1160. Петр Ломбардский был одним из самых влиятельных схоластических богословов 12 в., его Сентенции использовались в качестве основного учебника в теологических семинариях вплоть до 16 в. Основные сочинения теолога были написаны между 1145 и 1151 и включали Толкования на Псалмы, Толкования на послания апостола Павла, Проповеди и труд, прославивший его имя, один из лучших богословских компендиев той эпохи - Четыре книги сентенций (Sententiarum libri quattuor). Составленные в форме вопросов и ответов, они охватывали все области теологии и сводили ее в стройную систему. Сентенции, в которых заметно влияние Абеляра, Гуго Сен-Викторского и Грациана, состоят из четырех книг, первая из которых трактует о Боге и Троице, вторая - о творении и об ангелах, третья - о боговоплощении, искуплении человека и десяти заповедях, а четвертая - о христианских таинствах.
ЛИТЕРАТУРА
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995
(Petrus Lombardus) (ок. 1095— 1160) — средневековый философ и теолог. Род. в Ломбардии, в окрестностях г. Новара. Будучи низкого происхождения, он, тем не менее, смог получить хорошее образование в Болонье, после чего при содействии Бернара Клервоского перебрался в Париж. Длительное время П.Л. преподавал в парижской кафедральной школе, а за год до смерти (в 1159) стал епископом Парижа.
Широкую известность П.Л. получил благодаря своей «Книге сентенций» — систематическому изложению христианской догматики. Хотя поначалу это сочинение вызвало неоднозначную реакцию в церковных кругах, впоследствии оно стало основным учебником по теологии, который читался и комментировался во всех европейских ун-тах вплоть до 15 в., а кое-где и позднее.
Будучи в первую очередь теологом, П.Л. стремился не столько к филос. осмыслению христианского учения, сколько к тому, чтобы примирить подчас несогласующиеся мнения церковных авторитетов и интегрировать их в единую непротиворечивую систему, пригодную для образовательных нужд. Отсюда и компилятивный характер его «Сентенций». В книге собраны мнения многих признанных Учителей Церкви (преимущественно Августина) и некоторых позднейших авторов, которые составляют бoльшую часть главного сочинения П.Л. С др. стороны, «Книгу сентенций» нельзя назвать образчиком дурного эклектизма, поскольку произведение отличают непротиворечивость и логическая строгость изложения, а отсутствие оригинальности компенсируется прекрасным знанием и глубоким пониманием материала.
Любое исследование Священного Писания, по мнению П.Л., подразделяется на учение о вещах и учение о знаках. При этом знаки также являются вещами, но не всякая вещь является знаком. Собственно знаками П.Л. именует церковные таинства, как символы благодати, а вещами — все остальное. Вещи, в духе Августина, П.Л. классифицирует следующим образом: 1) объекты наслаждения (Бог); 3) объекты пользования (мир); 3) вещи, наслаждающиеся и пользующиеся (человек). На основании этого «Сентенции» разделяются на четыре основные части. Первая посвящена Богу, вторая — творению, третья — воплощению Иисуса Христа, четвертая — таинствам.
Представления П.Л. о природе Бога целиком вписываются в общую зап. христианскую традицию, восходящую к Августину. Бог — единственно подлинное бытие, он вечен, неизменен, абсолютно прост. При этом Он един в трех лицах, благ и наделен волей, сообразно которой и творит мир из ничего. Существование Бога может быть доказано средствами разума. П.Л. приводит четыре способа (пути) такого доказательства, которые, однако, имеют общий характер восхождения от творения к Творцу; от изменяющегося к неизменному, от тела к уму и к Творцу тел и умов и т.д.
Несмотря на теологический характер «Книги сентенций», многие проблемы, затронутые П.Л., стали в связи с распространением его книги как учебника предметом широкого обсуждения и исследования, в т.ч. филос. Отсюда то значительное влияние, которое сочинение П.Л. оказало на философов и теологов позднего Средневековья. В числе комментаторов «Сентенций» были Бонавентура, Дунс Скот, У. Оккам и др.
Пётр Ломба́рдский
(Petrus Lombardus) (около 1100 — 1160), христианский богослов и философ, представитель схоластики, епископ Парижский (с 1159). Учился у П. Абеляра и Гуго Сен-Викторского, преподавал в Парижском университете. Четыре книги «Сентенций», содержащие выдержки из сочинений отцов Церкви, — первая и наиболее авторитетная (вплоть до начала XVI в.) «сумма» (свод) католического богословия; комментировались всеми крупнейшими средневековыми богословами (около 1400 комментариев).
* * *
ПЕТР ЛОМБАРДСКИЙПЕТР ЛОМБА́РДСКИЙ (Petrus Lombardus) (ок. 1100—1160), философ и теолог, представитель схоластики, епископ. Преподавал в Париже. Главное сочинение «Сентенции» — первая и наиболее авторитетная вплоть до нач. 16 в. «сумма» (свод) католического богословия.