(от греч. слов όκτω восемь и ήχος — голос, "осьмигласник") — богослужебная книга православной церкви, содержащая в себе чинопоследования вечерни, повечерия, утрени и литургии для шести будничных дней недели, а для воскресных дней, кроме того — малой вечерни и полунощницы. Все эти песнопения по способу пения разделяются на восемь гласов (отсюда название книги) или напевов, из которых каждый употребляется в продолжение одной седмицы. Пение О. в будни начинается после воскресенья (недели) всех святых и оканчивается перед субботой недели мясопустной; в воскресенья же начинается с воскресенья, следующего за неделей Всех Святых, и продолжается до пятой недели великого поста включительно. Пение всех восьми гласов последовательно в продолжение восьми седмиц называется в церковном уставе "столпом"; всех столпов в продолжение года поется шесть. Не употребляется О. при богослужении: по будням, начиная с субботы мясопустной, а по воскресеньям — с недели Ваий до недели Всех Святых; кроме того, — в двунадесятые праздники Господни, в двунадесятые Богородичны и в предпразднества всех двунадесятых праздников, случающихся в будни.
Н. Б-в.
Октоих нотный — церковно-богослужебная нотная книга, в которой песнопения построены на восьми гласах (см.). О. назывался в старину Октаем, Охтаем, Охтаиком или просто Осьмигласником. Напечатана в Москве, по указу св. синода, в период времени от 1870 до 1872 г. По числу восьми гласов, весь О. разделяется на восемь частей. Первую часть О. составляют мелодии для песнопений первого гласа, вторую — мелодии для песнопений второго гласа и т. д. Заглавие печатного нотного О.: "О. или Осьмигласник знаменного распева, содержащий в себе восследование воскресные службы с Богородичны всея седмицы". Прибавлением к восьми частям служат в О. "Воскресные утренние стихиры" или так называемые "Стихиры Евангельские". Все мелодии песнопений написаны знаменным и киевскими распевами. Преподобный Иоанн Дамаскин первый изложил древнее осмогласие восточной церкви в строгой музыкальной системе. Музыкальные знаки О. Дамаскина были крюковые: они писались над текстом св. писаний и употреблялись восточной церковью. В О. содержатся труды церковных песнопевцев, живших прежде и после Дамаскина.
Н. С.
ОКТО́ИХ, октоиха, муж. (от греч. okto - восемь и echos - голос) (церк.). В православной церкви - книга с церковными песнопениями. Древнерусские октоихи.
м.
Книга с церковными песнопениями у православных, сочиненными для восьми голосов; Осмогласник.
окто́их род. п. -а "богослужебная книга, разделенная на восемь гласов (напевов)", др.-русск. октоикъ, октаикъ (Пов. врем. лет). Перевод октоиха приписывают Мефодию. Из греч. ὀκτώηχος "восьмигласник", ὀκτάηχος – то же; см. Фасмер, Гр.-сл. эт. 133; Преобр. I, 644. Калькой является цслав. осьмогласьникъ "октоих".
ОКТО́ИХ -а; м. [греч. oktōichos - восьмигласник] В православной церкви: книга с церковными песнопениями для восьми голосов.
* * *
ОКТОИХОКТО́ИХ (греч. Octoechos — Осмогласник), одна из главных богослужебных книг(см. БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КНИГИ) Православной Церкви. Содержит изменяемые песнопения для так называемых подвижных дней седмичного (недельного) круга. Богослужебное последование каждого седмичного дня включает в себя песнопения Вечерни(см. ВЕЧЕРНЯ), Повечерия(см. ПОВЕЧЕРИЕ), Утрени(см. УТРЕНЯ) и Литургии(см. ЛИТУРГИЯ (богослужение)), а воскресных дней — кроме того, еще песнопения малой Вечерни и Полунощницы(см. ПОЛУНОЩНИЦА).
Все песнопения, содержащиеся в последованиях одной седмицы, исполняются на один и тот же глас(см. ГЛАС), по числу которых (восемь) книга получила свое название. После завершения цикла из восьми недель пение Октоиха начинается снова с песнопений первого гласа. Цикл из восьми недель называется в Церковном Уставе «столпом», их поется в течение года шесть: 1) с первой недели Петрова поста, 2) после Ильина дня, 3) по Воздвижении Креста Господня, 4) в Рождественский пост, 5) по Крещении Господнем, 6) в Великий пост(см. ВЕЛИКИЙ ПОСТ). Пение Октоиха в седмичные дни начинается с понедельника после Недели Всех Святых и оканчивается перед субботой Мясопустной, в воскресные же дни оно начинается с первого воскресенья после Недели Всех Святых и продолжается до пятой недели Великого поста включительно. Не поется Октоих в двунадесятые праздники(см. ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ), а также их предпразднества(см. ПРЕДПРАЗДНСТВО) и попразднества(см. ПОПРАЗДНСТВО), падающие на седмичные дни.
С каждым седмичным днем в Октоихе связано воспоминание об определенных ликах святых или священных событиях: песнопения воскресного дня посвящены воспоминанию Воскресения Христова, песнопения понедельника имеют покаянных характер, а также воспевают святых ангелов, песнопения вторника, также покаянного храктера, прославляют св. Иоанна Крестителя(см. ИОАНН Креститель), песнопения среды и пятницы посвящены Кресту и Божией Матери, четверга — апостолам и святителю Николаю, субботы — всем святым и усопшим.
История византийского Октоиха
В греческой литургической книжности название «Октоих» закрепилось за сборником, содержащим лишь воскресные последования восьми гласов; книга, содержащая как воскресные, так и будничные последования, получила у греков (а также болгар, сербов и грузин) название Параклитик(см. ПАРАКЛИТИК).
В истории формирования византийского Октоиха можно выделить несколько основных этапов: 1) в 5—7 вв. в Палестине были составлены отдельные тропари(см. ТРОПАРЬ) и песнопения будущего Осмогласника анонимными византийскими гимнографами и проведено их первоначальное распределение по седмичным (недельным циклам; 2) в обителе преп. Саввы Освященного(см. САВВА Освященный) в Иерусалиме в 8 в. составление Октоиха Иоанна Дамаскина(см. ИОАНН ДАМАСКИН); 3) в 9—11 вв. в Константинополе Октоих Иоанна Дамаскина был дополнен песнопениями Иосифа Песнопевца(см. ИОСИФ ПЕСНОПЕВЕЦ) (ум. 883) и Феофана Начертанного (ум. до 850) молебного цикла, исполнявшимися в седмичные дни (Параклитик Иосифа), степенными антифонами Феодора Студита (ум. 826), канонами св. Троице Митрофана Смирнского (ум. 910), утренними евангельскими стихирами императора Льва VI(см. ЛЕВ VI Мудрый) Мудрого (886—913), воскресными ексапостилариями(см. ЕКСАПОСТИЛАРИЙ) императора Константина VII(см. КОНСТАНТИН VII Багрянородный) Багрянородного (913—959), стихирами Павла Амморейского (ум. 1054); 4) Византия, 12 в. — появление списков Октоиха Иерусалимской редакции.
В древнеславянской и древнерусской книжной традиции 13—14 вв. и позднее получили распространение несколько видов сокращенного Октоиха: Изборный Октоих, Параклитик, Шестоднев служебный и Богородичник.
Изборный Октоих
Изборный Октоих содержал преимущественно стихиры(см. СТИХИРА), седальны(см. СЕДАЛЕН), блаженны и другие песнопения, сгруппированные по музыкальным жанрам, а внутри них — по гласам. Распространенная редакция Изборного Октоиха включала также каноны Октоиха в форме Шестоднева. Изборный Октоих и Параклитик составляли изначально части единого богослужебного сборника, ведущего свое происхождение от древневизантийского Тропология. Перевод Изборного Октоиха на славянский язык был сделан, вероятно, во второй половине 10 века в Болгарии; на его основе несколько позднее была составлена древнерусская редакция Октоиха. В списках Изборного Октоиха 13—14 вв. древнерусского извода лучше всего сохранился первоначальный славянский перевод. Изборный Октоих на Руси выходит из употребления в начале 15 в. после смены редакций основных богослужебных книг со Студийской на Иерусалимскую.
Параклитик
Название Параклитика в древнерусской рукописной традиции получил сборник используемых на Утрене канонов Октоиха, расположенных по гласам, а внутри них — по дням недели. Наибольшее распространение этот вид Октоиха имел на Руси до начала 15 в. Параклитик являлся дополнением Изборного Октоиха. В большинстве списков древнерусского Параклитика на седмичные дни полагалось по одному утреннему канону: в понедельник — ангелам, во вторник — Иоанну Предтече, в среду — пресв. Богородице или Кресту, четверг — апостолам или (реже) ап. Петру, в пятницу — Кресту, в субботу — пророкам и мученикам. Однако отдельные списки Параклитика содержали по два канона на каждый седмичный день.
Шестоднев
Шестоднев служебный является видом сокращенного Октоиха и содержит избранные службы Осмогласника: воскресные 1—8 гласов и седмичные — по одной из каждого гласа (в понедельник — первого гласа, во вторник — второго, в среду — третьего и т. д.). До начала 15 в. Шестоднев служебный Студийской редакции входил в состав сборников с Часословом и праздниками, позднее (с начала 15 в.) Шестоднев Иерусалимской редакции выделился в отдельную книгу.
Богородичник
В Богородичнике были собраны лишь молебные каноны ко Пресвятой. Богородице 1—8 гласов, исполнявшиеся на Повечерии. Списки Октоиха этого типа крайне немногочисленны. Со второй половины 14 — начала 15 в. в славянских странах распространяется тип полного Октоиха Иерусалимской редакции, который и был впоследствии положен в основу печатного Октоиха.
(греч. oxtonxоs, от oxto - восемь и nxоs - звук, глас) - богослужебная книга правосл. церкви. Содержит восьминедельный цикл (слав. столп) песнопений, связанных с системой осмогласия. Составлен в нач. 6 в. патриархом антиохийских монофизитов Севиром. В 8 в. Иоанн Дамаскин отредактировал О. и дополнил собственными гимнами. Октоих Дамаскина был принят Византийской церковью и в 9 в. вновь пополнен. К каждой из 8 воскресных служб были добавлены службы на остальные 6 дней недели, так что целый цикл служб распространялся на 56 дней.
Существует два вида О. - богослужебный, в двух книгах (кн. 1, гл. 1-4; кн. 2, гл. 5-8), содержащий тексты песнопений, и певческий с записью и их напевов. Певческий значительно меньше богослужебного, т.к. содержит только песнопения из воскресных служб. До 17 в. О. обычно располагался в одном переплёте с Ирмологием и Стихирарем, в 17 в. он чаще встречается в одном переплёте с Обиходом. В 1772 Моск. синодальная типография выпустила первым изданием "Октоих нотного пения". Все издания О. напечатаны квадратными нотами, в цефаутном ключе.
Литература: Бессонов П., Судьба нотных певческих книг, "Православное обозрение", 1864, т. 14, май - июнь; Разумовский Д., Церковное пение в России, вып. 1, М., 1867; Вольман Б., Русские печатные ноты XVIII в., Л., 1957 (лит.); Wе11еsz E., A history of Byzantine music and hymnography, Oxf., 1949, 1961; Baumstark А., Comparative liturgy, L., (1958).H. Д. Успенский.