Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Mill, 1773—1836) — сын сапожника, отец Джона Стюарта Милля. В эдинбургском университете находился под влиянием Дюгальда Стюарта; был пастором, потом домашним учителем. В 1808 г. познакомился и сблизился с Бентамом. Из многочисленных сочинений М. успехом пользовалась его "History of India" (1818); благодаря этому сочинению он получил место в управлении Ост-Индской компании, куда впоследствии поместил и своего сына. Главное философское сочинение М. "Analysis of the human mind" появилось в 1829 г.; лучшее издание с примечаниями Джона Стюарта Милля вышло в Лондоне в 1869 г. Сын в своей автобиографии с восторгом говорит о своем отце. Философское сочинение Милля чрезвычайно замечательно, как пример последовательного проведения принципа ассоциации через все явления духовной жизни. Все законы ассоциации сводятся к одному — закону смежности. Гартлей (см.) и М. служат представителями английского ассоционизма, которым в недавнее время еще так увлекались. Ассоционизм сводит все душевные явления к одному принципу, принимаемому притом совершенно механически; теперь получает господство более правильный взгляд, в силу которого закон ассоциации должен быть рассматриваем как второстепенный принцип, сам нуждающийся в объяснении и никаким образом не могущий объяснить явления произвольной и сознательной жизни.

    См. Bower, "Hartley and James Mill" (Л., 1881); А. Bain, "James Mill, a biography" (Л., 1882).

    Э. P.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Милль (Mill) Джеймс (6.4.1773, Нортуотер-Бридж, Шотландия, — 23.6.1836, Кенсингтон), английский философ, историк и экономист. Отец Джона Стюарта Милля. Окончил богословский факультет Эдинбургского университета (1798). Был пастором. Занимался журналистской деятельностью. После опубликования «Истории Британской Индии» (т. 1—3, 1817—18) получил место в Ост-Индской компании в Лондоне, где служил до конца жизни. Испытал значительное влияние утилитаризма И. Бентама. В своей основной философской работе «Анализ феноменов человеческого духа» (1829) М., следуя учению Д. Юма, стремился свести все значения к чувствованиям или переживаниям, включая в их число ощущения и «идеи». М. широко использовал выдвинутый Юмом и Д. Гартли принцип ассоциации идей, считая его основной операцией сознания. В этике М. придерживался утилитаризма, считая общественную пользу высшим принципом и критерием морали, которая не поддаётся полной реализации в жизни людей. В преданности общему благу М. усматривал источник личного счастья. Для его социологических воззрений характерно отрицание концепции естественного права и стремление объяснить содержание и структуру всех социальных институтов исходя непосредственно из принципа пользы. Придерживаясь либерально-буржуазных политических взглядов, М. предлагал частичные усовершенствования брит. конституционной системы, видя подлинного хозяина государства в «среднем классе», т. е. в промышленной и торговой буржуазии.

    И. С. Нарский.

    В книге «Элементы политической экономии» (1821) М. выступил как последователь и комментатор учения Д. Рикардо, считая его теоретическим оружием в борьбе с остатками феодализма в сфере экономики. Вместе с тем М. вульгаризировал теорию Рикардо, игнорируя её суть — теорию трудовой стоимости; положил начало разложению рикардианской школы. М. известен как один из авторов апологетической теории т. н. фонда заработной платы, согласно которой общая доля заработной платы в национальном доходе определяется естественными факторами и не зависит от результатов классовой борьбы.

    Соч.: The principles of toleration, L., 1837; A fragment on Mackintosh, new ed., L., 1870.

    Лит.: Маркс К., К критике политической экономии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13; его же, Теории прибавочной стоимости (IV том «Капитала»), там же, т. 26; Розенберг Д. И., История политической экономии, ч. 2, М. — Л., 1935, с. 304—13; История философии, т. 3, [М.], 1943, с. 456—59; Bain A., J. Mill, L., 1882; Stephen L., The English utilitarians, v. 2, N. Y., 1950; Mill John St., Autobiography, N. Y., [1957].

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Философская энциклопедия

    МИЛЛЬ Джеймс

    (Mill), (6 апр. 1773 – 23 июня 1836) – англ. философ юмистского направления. Испытал значит. влияние утилитаризма Бентама в этике и представителя шотландской школы Д. Стюарта в теории познания; отец Джона Стюарта Милля.

    В своей гл. филос. работе – "Анализ феноменов человеч. духа" ("Analysis of the phenomena of the human mind", 1829, нов. изд., v. 1–2, 1869) M., следуя традиции Юма, стремился свести все знания к чувствованиям, или переживаниям, включая в число их ощущения, эмоции и "идеи" (т.е., гл. обр. представления, что соответствовало употреблению этого термина Юмом). М. широко использовал выдвинутый Юмом и Гартли принцип ассоциации идей (но без материалистич. его трактовки в трудах последнего). М. считал этот принцип своего рода "силой сродства" в "психич. химии", т.е. осн. операцией сознания. Утверждая, что осн. вид ассоциации-ассоциация по смежности ("прямое касание"), М. пришел к выводу, что соединение идей посредством ассоциации приводит к их органич. смыканию в понятия. Поэтому для М., в отличие от Беркли, объекты – это не комплексы, т.е. сочетания ощущений, но результаты слияния групп идей в человеч. сознании. Близка к юмистской концепция причинности М., основываемая им на законе усиления всякой ассоциации от ее повторения. Филос. концепция М. разделяет слабости философии Юма: отрицание материальности источника сознания и его содержания, превращение картины мира и механизма психич. ассоциаций в нечто совершенно необъяснимое.

    В этич. концепции М. отрицал возможность достижения обществ. блага путем гармонич. сочетания себялюбия отдельных личностей. Считая принцип обществ. пользы высшим принципом морали, к-рая не поддается полной реализации в жизни людей, М. тем самым был близок к противопоставлению должного сущему. Возможность приближения к должному М. пытался обосновать с помощью ассоциативного принципа, использовав его для вывода о воздействии воспитания на занимаемую субъектом моральную позицию (первоначально люди пытаются использовать общее благо лишь как орудие достижения личной выгоды, но постоянная ассоциация этих двух целей может быть, по М., использована для выработки стремления поставить эгоизм, наоборот, на службу общественному). Достижению обществ. блага должна содействовать правовая система наказаний и поощрений. Однако такая трактовка "общественного блага" все же не преодолевает у М., как и у Бентама, психологич. индивидуализма.

    Для социологич. воззрений М. характерны враждебность к концепции естественного права и стремление к объяснению содержания и структуры всех социальных институтов непосредственно из принципа утилитаризма. М. предлагал частичные усовершенствования брит. бурж. конституц. системы. По мнению М., всякое правительство неизбежно тяготеет к политике, выражающей личные интересы его членов; часто обновляющие свой состав представит. учреждения должны этому противодействовать, выступая в роли противостоящих правительству инстанций. М. считал целесообразным предоставление избират. прав только главам семейств, а подлинного хозяина гос-ва видел в "среднем классе", т.е. в пром. и торг. буржуазии.

    В политич. экономии М. защищал интересы пром. капиталистов против землевладельцев. С М. "начинается... р а з л о ж е н и е рикардианской школы" (Маркс К., Теория прибавочной стоимости, ч. 3, 1961, с. 73).

    Соч.: The history of British India, 5 ed., v. 1–10, L., 1858; Elements of political economy, 2 ed., L., 1826; The principles of toleration, 1837; A fragment on Mackintosh, new ed., L., 1870; Статьи: Government. Jurisprudence. Liberty of the Press. Prisons and prison discipline. Colonies. Law of nations. Education, в Encyclopedia Britannica, 4, 5, 6 ed., Supplement, отд. изд. – L., [1828 ].

    Лит.: Троицкий М., Нем. психология..., 2 изд., т. 1, М., 1883; Ивановский В. Н., Ассоциационизм, психологич. и гносеологич., ч. 1, Каз., 1909; История философии, т. 3, [М. ], 1943, с. 456–59; Bower G. S., D. Hartley and J. Mill, L., 1881; Bain Α., J. Mill, L., 1882; Seikritt W., Die dogmenhistorische Stellung von J. Mill..., Fr., 1936 (Diss.); Stephen L., The English utilitarians, v. 1–3, N. Y., 1950; Mill J. S., Autobiography, N. Y., [1957 ].

    И. Нарский. Москва.

  5. Источник: Философская энциклопедия



  6. Энциклопедический словарь

    Милль Джеймс

    (Mill) (1773—1836), английский философ, историк и экономист. Последователь философии Д. Юма. В социологии отрицал теорию естественного права. Комментатор экономического учения Д. Рикардо.

    * * *

    МИЛЛЬ Джеймс

    МИЛЛЬ (Mill) Джеймс (1773—1836), английский философ, историк и экономист. Последователь философии Д. Юма. В социологии отрицал теорию естественного права. Комментатор экономического учения Д. Рикардо.

  7. Источник: Энциклопедический словарь