«Жанен»

Жанен в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Жанен»

Источники

Поделиться

    Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Jules Janin) - известный французский критик-фельетонист, член французской академии (1804-1874). Рано стал писать в газетах бойкие политические и литературные статьи; основал "Revue de Paris" и "Journal des Enfants"; издал серию литературных портретов. С 1829 г. Ж. сделался постоянным сотрудником "Journal des Débats", а с 1836 г. стал заведовать отделом театральной критики. На театральных фельетонах в "Journ. des Débats" основана громкая литературная известность Ж. В течение 40 лет он неустанно следил за развитием французского театра, часто обнаруживая большую проницательность: он первый заметил талант Рашели и положил основание ее славе, способствовал успеху Понсара и Гонкуров и т. п. Строго выдержанной эстетической теории у Ж. нет, он пишет большей частью под влиянием случайного настроения; талант его сказывается ярче всего в остроумных отступлениях. По легкости и грациозности стиля Сент-Бев ставит Ж. наряду с Дидро и Нодье. Большинство драматических фельетонов Ж. собрано под заглавием: "Histoire de la littérature dramatique" (П., 1858). Кроме того, он издал "L'Ane mort et la femme guillotinée" (1829), "Barnave" (1831), "Contes fantastiques", "La Religieuse de Toulouse", переводы Горация и Вергилия и многое др. Лучшей его вещью считается "La fin d'un monde et du Neveu de Rameau" — талантливое воспроизведение жизни французского общества XVIII в.

    См. Piedagnel, "Jules Janin" (1874-1875); Sainte Beuye, "Causeries de Lundi" (т. II, IV).

    З. В.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Janin)

    Жюль Габриель (16.2.1804, Сент-Этьенн, департамент Луара, — 19.6.1874, Париж), французский писатель, критик и журналист. Член Французской академии (1870). Ранние романы «Мёртвый осёл и обезглавленная женщина» (1829), «Исповедь» (1830) отражали увлечение романтиков драматическими конфликтами, социальными контрастами. Первый рус. пер. «Мёртвого осла...» (1831) привлек к Ж. внимание и рус. печати. Но после Революции 1830 он отрешился от прогрессивных увлечений, став постоянным театральным критиком правительственной газеты «Журналь де деба» («Journal des déebats»). Его беспринципные, порой реакционные, но наблюдательные и остроумные очерки и фельетоны были популярны в буржуазных кругах. Переосмысленное Ж. продолжение романа Д. Дидро («Конец одного мира и племянника Рамо», 1861) было резко осуждено К. Марксом (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 32, с. 242). Ж. с успехом переводил английских классиков (С. Ричардсон, Л. Стерн и др.).

    Соч.: Œuvres diverses, v. 1—17, P., 1876-1883; в рус. пер. — Фантазии, СПБ, 1834.

    Лит.: История французской литературы. т. 2, М., 1956; Томашевский Б. В., Пушкин и Франция, Л., 1960; Mergier-Bourdeix, Les amours de J. Janin et «Le Mariage du critigue», une correspondance inéedite, P., 1968.

    М. А. Гольдман.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Литературная энциклопедия

    Жанен

    ЖАНЕН Жюль (Jules Gabriel Janin, 1804—1874) — французский романист и журналист, один из популярных критиков своего времени. Был другом коммунаров Пиа и Барбье, но сам не отличался устойчивостью политических взглядов и менял их в зависимости от обстоятельств. Ж. — родоначальник той эклектической и беспринципной литературно-художественной критики, к-рая утвердилась в буржуазной печати XIX века. Из всех его критических работ только отдельные статьи о французских художниках, вошедшие в недавно составленный из работ Жанена сборник «Романтическое искусство», представляют некоторый исторический интерес и поныне.

    Ж. был очень плодовит и упражнялся во многих лит-ых жанрах. Его романы имели злободневный характер и вызывали много толков благодаря своей политической тенденциозности. Они весьма любопытны, как одно из первых проявлений зап.-европейского натурализма. Ими зачитывалась передовая европейская интеллигенция. Творчество Ж., между прочим, влияло на Гоголя и «натуральную школу» 40-х гг. в России. Лучший роман Ж. «L’ane mort et la femme guillotinee» (Мертвый осел или гильотинированная женщина) был переведен в начале 30-х годов на русский яз.Библиография:

    I. La confession, 1830; Barnave, 1831; Contes fantastiques et contes litteraires, 1832; Le chemin de traverse, 1836; Contes du chalet, 1859; Oiseaux bleux, 1864. Громадное количество критических статей и монографий о лит-ре, искусстве, археологии, театре и т. д. Подробную библиографию см. во II т. «La Grande Encyclopedie». На русск. яз. перев. Телеграф Ренсийский, «Телескоп», ч. 10, 1832, № 14; Фантазии, СПБ., 1834; Дебюро. История двадцатикопеечного театра, 2 чч., СПБ., 1835; Сто тысяч-первая и последняя, Повесть, «Биб-ка для чтения», 1834, IV; Последний роман Бальзака, там же, 1835, X, и др.

    II. Гиппиус Вас., Гоголь, Л., 1924; Виноградов В., Жюль Жанен и Гоголь, «Лит-ая мысль», III, Л., 1925; Patin de la Fizeliere A., Jules Janin et sa bibliotheque, 1874; Piedagnel I., J. G. Janin, 1884.

  5. Источник: Литературная энциклопедия