главнейшее из христианских таинств, установленное самим И. Христом (Иоан., VI, 31; Матф., XXVI, 26—28; Марк., XIV, 22—24; Луки, XXII, 19—20 и 1 Кор., XI, 23—26). О значении его см. Евхаристия и Пресуществление. К П. допускаются в церкви православной все ее члены, после должного приготовления постом и покаянием. Православная церковь преподает таинство и младенцам (причащая их одной кровью И. Христа), чего не делает церковь католическая, которая, кроме того, не удостоивает мирян чаши. П., по учению церкви, делает причастников "стелесниками" И. Христа, скровными ему, христоносцами, участниками божеского естества; оно споспешествует укреплению и преуспеянию христианина в нравственной жизни, оживляет душу, освящает, соделывает твердыми в подвигах добра. Православная церковь учит, что тело и кровь Христовы, вкушаемые верными, — в то же время умилостивительная жертва, приносимая Богу за живых и умерших. Эта жертва совершенно тождественна с жертвой крестной, отличаясь от нее лишь по образу и обстоятельствам жертвоприношения. Относительно совершения таинства П. существует обширное законодательство древней церкви и новое (полный обзор его см. в "Правосл. собеседнике" 1859 г.). В каждой церкви должны постоянно иметься запасные св. дары для П. больных (см. Дары Святые). Во весь апостольский век литургия совершалась ежедневно, и все присутствовавшие обязательно причащались за каждой литургией (см. Постановления апостольские и правило 2 Антиохийского собора 841 г.). Ныне христиане не считают себя достойными приступать к П. часто, а особенно — ежедневно. Поэтому церковью установлено в случае нежелания или невозможности причащаться чаще приступать к таинству не менее одного раза в год. По 50-му правилу Карфагенского собора П. должно быть до принятия пищи. В древности причащались отдельно тела Христова, которое священник давал причащающемуся на руки, сложенные крестообразно, и св. крови, которую давали вкушать из общей чаши диаконы. Неизвестно с точностью, с какого времени стали причащать лжицей вместо тела и крови Христовых. Во времена Трулльского собора было еще раздельное П. За П. брать плату запрещено 23 прав. VI вселенского собора. В древнейшие времена причащению предшествовало преломление евхаристийного хлеба по примеру преломления хлеба, данному И. Христом на тайной вечере. В одних церквах преломление следовало непосредственно за освящением даров (у греков), в других — совершалось непосредственно перед раздаянием их причащающимся. У латинян каждый хлеб делили на три части, у греков — на четыре. В других местах на Востоке дважды преломлялся хлеб: сразу после освящения даров — на три части и перед причащением — каждая из трех частей разделялась на мельчайшие части. У мозарабов хлеб делили на девять частей, из которых каждая знаменовала одно из событий жизни И. Христа. После "святая святым" подходили к П. епископ, за ним — пресвитеры, остальной клир, аскеты, женщины — диаконисы, девы, вдовы — дети, наконец, все прочие присутствовавшие. Из "Постановлений апостольских" видно, что раздавал П. сам епископ, но, по словам Иустина, в его время епископ совершал лишь освящение даров, а раздаяние даров было делом диаконов. В последующее время епископ и пресвитеры раздавали св. хлеб, а чашу с вином подавали причащающимся диаконы (Киприан, "De lapsis"). С разрешения епископа диаконы преподавали иногда и то, и другое мирянам, под надзором пресвитера. Что касается части храма, в которой происходило П., то в этом отношении порядок в древних церквах был неодинаковый. В Испании к алтарю допускались только священники и диаконы; прочие клирики приобщались на клиросе, миряне — на амвоне (собор Толедский IV). У греков в алтаре причащались священники и диаконы; это право их было утверждено собором Трулльским. В Галлии мирянам дозволено было причащаться на клиросе, куда после слов "святая святых" впускались даже женщины. Причащались миряне стоя или коленопреклоненные, пресвитеры — стоя, но перед самым П. простираясь ниц перед алтарем (Златоуст). От второго или третьего века в 1837 г. найдена надпись: Έσδίε, πίνε λαβών, ίχδυν έκων παλαμαϊς, т. е. яждь, пей, держа руками рыбу (символ, представлявший начальные буквы слов: Ιησούς Χριστός υιος Θεοΰ). Женщины принимали тело Христово в особый белый плат, названный от своего употребления dominicale, после чего уже клали его себе в рот. Этот обычай продолжался (на Западе) до VII в. Брать голой рукой тело Христово женщине запрещено было собором Оксерским (прав. XXXVI). Св. кровь всасывали из чаши посредством особого рода трубки, золотой или серебряной (colamus, syphon). Обстоятельства происхождения этой трубки неизвестны. Думают, что сначала причащающиеся вкушали кровь Христову прямо из подаваемой диаконом большой чаши, приставляя уста к ее краям. Секки думает, что большая часть чаш, найденных в катакомбах, — евхаристийные чаши, в которых диаконы подавали причащавшимся кровь Христову. В века гонений верные, совершавшие таинства в катакомбах и других потаенных местах, после П. уносили с собой в дома оставшиеся освященные частицы св. хлеба, которыми причащались дома сами, когда имели нужду в подкреплении своей веры или когда готовились к мученичеству. Об этом свидетельствуют Иустин, Тертуллиан, Киприан, св. Василий Великий. Последний категорически говорит, что в его время "в Александрии и в Египте вообще всякий даже мирянин имеет сосуд (κοινονία) специально для домашнего П. и причащается когда хочет". Домашнее П. жены-христианки совершалось иногда тайно от мужа-язычника, П. мужа-христианина — от жены-язычницы, о чем говорит Тертуллиан. В случае болезни или других обстоятельств, мешавших причащаться в храме, св. причастие к больному приносили на дом или диакон, или низший клирик, как это видно из примера аколуфа Тарсиция, замученного язычниками за то, что не хотел выдать им тело Христово, которое нес. Иногда это поручалось и мирянину. Верные, по свидетельству Григория Великого, могли брать П. с собой в путешествие. Клирики и миряне, когда несли св. дары, имели их в чистом полотенце, которое св. Амвросий называет oraria, или в сумке, повешенной через шею на ленте, иногда — в чаше золотой, серебряной или глиняной. Вероятно также, что для этой цели употреблялись енколпии (см.). Сосуды, в которых держалось причастие в домах (arca), иногда были очень изящны. Такова, например, arca, имеющая вид маленькой башни с голубем наверху и с изображением молящегося сбоку, на одном саркофаге в усыпальнице ватиканской. Собор Карфагенский 397 г. (прав. 43) постановил, чтобы П. совершалось до принятия пищи, собор Маконский (прав. VI) в 585 г. определил подвергать отлучению тех пресвитеров, которые нарушили бы это правило.
Н. Б—в.
Причащение больных — особый вид преподания таинства евхаристии людям, по причине тяжкой болезни не могущим быть в храме при совершении таинства на полной литургии и участвовать в принятии его. В таких случаях уже древняя церковь посылала болящим св. дары на дом. Так же поступает церковь и теперь. По обычаю православной церкви, св. дары для больных приготавливаются в великий четверток, но могут быть приготовлены и во всякое другое время. Для этой цели приготавливается второй агнец, а в тех храмах, где литургия совершается ежедневно, отлагается только часть литургийного же агнца. Целый агнец или часть агнца приготавливается для преподания больным так же, как и для литургии преждеосвященных даров. См. П. Лебедев, "Наука о богослужении православной церкви" (М., 1890); П. Нечаев, "Практическое руководство для священнослужителей" (СПб., 1892); П. Забелин, "Права и обязанности пресвитеров" (Киев, 1888).
христианский магически-культовый обряд, христианское таинство. См. в ст. Таинства.
ПРИЧАЩЕ́НИЕ, -я, ср. Христианское таинство принятия причастия 2 (во 2 знач.).
-я, ср. устар. и церк.
Действие по знач. глаг. причастить—причащать и причаститься—причащаться.
ПРИЧАЩЕ́НИЕ, причащения, мн. нет, ср. (церк.). Один из обрядов (т.н. таинств) христианской церкви - питье верующими церковного вина с кусочками просфоры или облатками.
|| Действие по гл. причастить в 1 знач. - причащать и причаститься в 1 знач. - причащаться. Причащение больного.
ср.
1.
Один из обрядов христианской церкви, заключающийся в питье верующими церковного вина с кусочками просфоры или облатками.
2.
процесс действия по гл. причащать, причастить, причащаться I, причаститься I
ПРИЧАЩЕНИЕ (евхаристия) - в христианстве одно из главных таинств. Согласно христианскому вероучению, причащающиеся верующие приобщаются к Христу, вкушая во время литургии хлеб и вино, символизирующие его тело и кровь.
ПРИЧАЩЕНИЕ (евхаристия), в христианстве одно из главных таинств. Согласно христианскому вероучению, причащающиеся приобщаются к Христу, вкушая во время литургии хлеб и вино, в которых мистически претворяются его тело и кровь.
ср.;
церк. administration of the Lord's Supper, receiving communion, making one's communionadministration of the Lords Supper;
с. церк.
comunión f, comulgación f
с. церк.
comunione f
ПРИЧАЩЕ́НИЕ -я; ср. Одно из семи таинств христианской церкви, состоящее в том, что верующие вкушают освящённые хлеб и вино, в которых воплощены тело и кровь Иисуса Христа, и тем самым приобщаются к нему; евхаристия. Первое п. Совершить обряд причащения. П. перед смертью.
* * *
причаще́ние(евхаристия), в христианстве одно из главных таинств. Согласно христианскому вероучению, причащающиеся приобщаются к Христу, вкушая во время литургии хлеб и вино, символизирующие его тело и кровь.
* * *
ПРИЧАЩЕНИЕПРИЧАЩЕ́НИЕ (приобщение) [эллипсис: Причащение (Приобщение) Святых/-м Христовых/-м Таин/-ам; «причаститься» – стать причастным, участником, общником], один из важнейших элементов Евхаристии: вкушение христианами по заповеди Иисуса Христа(см. ИИСУС ХРИСТОС) Его Тела и Крови под видом хлеба и вина. Согласно вере христиан многих традиционных конфессий (православных, католиков, представителей древневосточных Церквей, англикан, старокатоликов, лютеран и некоторых других протестантских деноминаций), признающих реальное присутствие всецелого Христа в евхаристических видах, в причащении происходит реальное соединение верующего со Христом во всей полноте Его Божества и человечества (в ряде протестантских деноминаций, не признающих реального присутствия, подобный обряд, тем не менее, существует, но наделяется более или менее символическим значением).
Причащение осуществляется во время евхаристического богослужения (Литургия(см. ЛИТУРГИЯ (богослужение)), Месса(см. МЕССА)), которое может быть как полным (содержащим момент преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христа), так и неполным (Литургия Преждеосвященных Даров(см. ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ)), на котором используются Дары, освященные заранее. Как на Востоке, так и на Западе широко развита практика причащения на дому больных и тех, кто по каким-то серьезным причинам не способен посещать богослужения. В древней Церкви существовала практика хранения мирянами Святых Даров(см. СВЯТЫЕ ДАРЫ) у себя дома и самопричащения в будние дни, когда не служилась Литургия, а также при невозможности пойти в храм (эта практика в основном прекратила свое существование после 10 в.). В современной Католической Церкви причащение верующих в отсутствие священника запасными Дарами может присоединяться к неевхаристическому богослужению и преподаваться диаконом(см. ДЬЯК), монашествующим или даже мирянином (по благословению епископа(см. ЕПИСКОП) мирянин может быть назначен «экстраординарным служителем Евхаристии» – для Причащения верующих).
Вероятно, первоначальным было принятие в руки освященного Хлеба с последующим вкушением его из собственных рук и питье освященного Вина непосредственно из чаши. Со временем в некоторых поместных Церквах возникает практика питья евхаристического вина при помощи серебряной трубочки (именовавшейся «сифоном»). Впоследствии из соображений «технического удобства» входят в обиход некоторые другие способы причащения, в частности, погружение Хлеба в Вино и преподание его в уста причастнику. В Византии утверждается обычай Причащения мирян частицами Тела Христова, соединенными в чаше с Божественной Кровью, при помощи ложки (церк.-слав. «лжица»). На Западе, где причащение под обоими видами (и Телом, и Кровью Христа) существовало вплоть до 11 в. включительно, в 12 в. за довольно короткое время повсеместно утверждается практика причащения мирян только Телом Христовым (вероятно, это было продиктовано в первую очередь соображениями «технического удобства», хотя, возможно, целью этого было отделение духовенства как «сословия» от мирян, как бы подчеркнутое еще раз на сакральном уровне; право причащения под двумя видами впоследствии отчасти сохранялось за коронованными особами, а также допускалось еще в некоторых особых случаях). В восточных обрядах Католической Церкви, как и в Православной и других Восточных Церквах, сохранялось причащение под двумя видами. К причащению под двумя видами вернулись англикане и многие другие общины, возникшие на Западе в результате Реформации(см. РЕФОРМАЦИЯ). После 2-го Ватиканского собора(см. ВАТИКАНСКИЕ СОБОРЫ) в латинском обряде Католической Церкви наметилось возвращение к древней практике причащения под двумя видами, вопрос о которой решается теперь на уровне епархий и общин.
В отличие от Востока, христианский Запад не знал обычая причащения младенцев. По мере повсеместного утверждения в Церкви практики крещения(см. КРЕЩЕНИЕ (праздник)) младенцев, на Востоке младенцев начинали причащать сразу же после крещения (но только под одним видом – Кровью Христовой). На Западе, однако, детей допускают к причастию только с сознательного возраста, когда ребенок способен видеть разницу между обычным хлебом и евхаристическим (практически с 7 лет).
христианское таинство. См. в ст. Таинства.
причащ’ение (1Кор.10:17 ) — участие, приобщение (слово заимствовано от известного ритуала православной церкви).
есть таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина, вкушая самого тела и крови Христовой, таинственно соединяется со Христом и получает залог вечной жизни. Таинство это установлено было самим Иисусом Христом на последней тайной вечери. Благословив приготовленный хлеб, Он преломил его по числу учеников и, раздавая им, сказал: "приимите, ядите, сие есть тело Мое, которое за вас предается; потом взяв чашу и воздав хвалу Богу, подал им, говоря: "пейте из нее все. Ибо сие есть кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставлении грехов. Сие творите в Мое воспоминание (Мат.26:26,29, Мар.14:22,25, Лук.22:19,21). Причащение необходимо каждому Христианину для спасения. Об этом ясно говорит Иисус Христос: "истинно, истинно говорю вам: если не будете есть плоти Сына человеческого и пить крови Его: но не будете иметь в себе жизни" (Иоан.6:53 ). Сущность этого таинства состоит в том, что во время совершения Божественной литургии хлеб и вино, силою и действием Святого Духа, пресуществляются в истинное тело Христово и в истинную кровь Христову и служат для причащающихся духовною пищею и залогом вечного блаженства. Право совершать таинство св. причащения имеют только епископы и пресвитеры, как преемники апостолов. Приступать к этому таинству могут все верующие, получившие крещение и миропомазание. Следовательно и младенцы не должны быть лишаемы участия в этом таинстве. Но возрастные, желающие приступить к таинству св. причащения, должны приготовиться к этому постом и молитвою и очистить свою совесть от грехов таинством покаяния. ап. Павел о причащении говорит: Да испытывает себя человек и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о теле Господнем (1Кор.11:28,29). Те которые по возможности достойно причащаются тела и крови Христовой, могут получать себе от этого великую пользу, именно, могут чрез это теснейшим образом соединяться со Христом, укреплять свою духовную жизнь и надеяться на участие в вечном блаженстве. "Ядущий Мою плоть, и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и пребывает во Мне и Я в нем", сказал Господь (Иоан.6:54,56). Сознавая такую важность и пользу таинства св. причащения, древние Христиане причащались в каждый воскресный день; но из нынешних немногие имеют такую чистоту жизни, чтобы всегда быть готовым приступить к столь великому таинству. Церковь матерним гласом завещает исповедываться пред духовным отцом и причащаться Тела и Крови Христовы, ревнующим о благоговейном житии, четыре раза в год, в каждый из четырех постов, а всем непременно однажды в год.