южная часть Палестины, получившая свое название от колена Иудина, которому она досталась в удел при разделе Земли Обетованной по завоевании ее Иисусом Навином. Понятие И. иногда, особенно после плена вавилонского, расширялось до объема всей Палестины, как страны, населенной иудеями. Понимаемая в тесном смысле, она составляла во времена И. Христа только четвертую часть всей страны (Иудея, Самария, Галилея и Заиорданье). См. Палестина.
А. Л.
ИУДЕЯ - римская провинция в Юж. Палестине в 6-395 н. э. (с 63 до н. э. территория Иудеи находилась под римским протекторатом).
жен.;
геогр. Jud(a) ca
ист.
Judäa n -s
ист.
Judea
древнее государство в Южной Палестине. Название часто употребляется как синоним Палестины. Была завоевана римлянами в 63 до н.э. Антипатр, ее номинальный правитель при Юлии Цезаре, назывался прокуратором Иудеи (47-43 до н.э.). Позже его сына Герода (Ирода) Рим именовал царем Иудеи. Во времена следующего за Геродом правителя (37-34 до н.э.) Палестина была разделена. Собственно Иудея, Самария на севере и Идумея на юге были отданы в управление сыну Герода - этнарху Архелаю. После Архелая здесь правили римские прокураторы, последним из которых был Понтий Пилат (26-36 н.э.). После этого Палестина вновь была объединена и в 44 н.э. под названием Иудея включена в римскую провинцию Сирию. В 73 н.э., по окончании Иудейской войны, Веспасиан превратил Иудею (Палестину) в отдельную провинцию. Константин реорганизовал управление этой областью и дал Иудее и Самарии название Палестина Прима.
Иуде́я
римская провинция в Южной Палестине в 6—395 н. э. (с 63 до н. э. территория Иудеи находилась под римским протекторатом).
* * *
ИУДЕЯИУДЕ́Я, римская провинция в Южной Палестине в 6 г. н. э. — 395 г. н. э. (с 63 г. до н. э. территория Иудеи находилась под римским протекторатом).
1) в Синод. пер. ВЗ название "Иудея" часто используется как синоним названия "Иуда", обозначающего удел колена Иуды, а также Южное царство, образовавшееся после распада единого Израильского царства при царе Ровоаме. Собственно же И. позднее стала называться область в окрестностях Иерусалима, заселенная иудеями после их возвращения из вавил. плена. Именно эта И. имеется в виду в Мф 2:1, где она противопоставляется Галилее, в к-рой также было селение с названием Вифлеем. О ней же идет речь в Мк 1:5, где упоминаются "вся страна Иудейская" и Иерусалим;
2) в политико-адм. отношении И. - это область, располож. юж. Самарии; вместе они образовывали рим. провинцию Палестину, куда временно входила и Галилея. Граница между И. и Самарией проходила через Антипатриду, по долинам Вади-Дер-Баллут и Вади-Ишар, мимо Арумы, до Кореи у Вади-Фариа. Вост. границу образовывал Иордан. Юж. границы области точно не известны. Именно в этом, втором значении название И. употребляется в Лк 5:17; Ин 4:3. В 63 г. до Р.Х. И. оказалась под властью римлян, но лишь в 6-41 гг. и после 44 г. по Р.Х. она непосредств. управлялась рим. прокуратором. см. Ирод Великий см. Архелай см. Ирод Агриппа I;
3) в Деян 2:9 под И., видимо, подразумевается область в Сирии, населенная иудеями.
(Нав.15:1 и другие) - слово Иудея иногда принимается в обширнейшим смысле и под этим именем иногда разумеется вся Палестина, как это было особенно по возвращении Иудеев из плена; но собственно под Иудеею разумеется только южная часть Палестины. Около времен Иисуса Христа Обетованная земля разделялась на четыре главные части: Иудею, Самарию и Галилею и к ним присоединялась четвертая часть - Перея за Иорданом. К Иудее собственно принадлежали колена: Иудино, Вениаминово, Симеоново, Даново и часть Ефремова; границы ее были на севере: горы Ефремовы и Самария; на юге - Аравия и пустыня Цин (Вади-Муррег); на западе - Средиземное море; на востоке - Мертвое море и р. Иордан. По И. Флавию, к ней принадлежали также и приморские земли на западе до Птоломаиды. Дальнейшие подробности см. в статье <<Палестина.
Иуд’ея — как отдельное и самостоятельное царство возникло после смерти Соломона и отделения северных колен (хотя раздел наметился много раньше — см. Израиль). Иудея занимала территорию уделов Иудина, Вениаминова, Симеонова (на юге) и Данова (на северо-западе), и все же она была меньше по размерам, чем северное царство. Но внутренне Иудея была значительно крепче, ибо в ней был Иерусалим с его храмом и в определенной мере сохранялось истинное богослужение. Все иудейские цари были из рода Давида и большая часть пророков жила в Иудее и в Иерусалиме. В 606 г. до-РХ царь Вавилонский Навуходоносор, только что вступивший на престол, впервые подошел к Иерусалиму и увел в плен первую группу иудеев, а на царя Иоакима наложил дань. Но Иоаким отложился от него и повернулся в сторону Египта. Тогда халдейские войска вновь приступили к Иерусалиму и увели с собой Иехонию, только что взошедшего на престол. Навуходоносор поставил царем Седекию, но и он вскоре отложился, что привело к разрушению города и храма в 586 г. до-РХ (4Цар.24:20 — 25.10). В 536 г. до-РХ по повелению Кира, царя персидского, часть иудеев вернулась в Иерусалим и началось восстановление храма. Иудея оставалась под владычеством Персии до 332 г. до-РХ, когда она была завоевана Александром Великим и подпала под греческое господство. Отк.165 г. до 63 г. до-РХ наступает так называемый Маккавейский период, в течение которого Иудея имела независимость. В 63 г. до-РХ Иудея оказалась под владычеством римлян. В 45 г. до-РХ Цезарь назначил идумеянина Антипатра правителем Палестины, но вскоре его сменил его сын Ирод Великий, в конце правления которого родился Иисус Христос. (см. Иерусалим, Ирод,а, храм)
• Iudaea,
Ίουδαία, так во времена римского владычества называлась самая южная и самая важная из четырех частей Палестины, лежавшая по сю сторону Иордана. И. граничила на севере с Самарией, на востоке доходила до Иордана, на юге (от приморского города Рафии до Кадес-Барнеа, внутри страны) соприкасалась с каменистой Аравией, на западе ее омывало море, у которого жили филистимляне. Таким образом, Иудея занимала землю колен Иудина и Симеонова, а также часть земли колена Данова и Вениаминова.