(санскрит. Mîmânsâ, первично = "размышление, умозрение"; специальное значение этого термина развилось уже позднее) — название одной из шести главных индийских школ (см. Индийская философия). Под этим общим именем известны два философских учения. Первое — Пурва-М., т. е. "древняя", "первая" М., основателем которой считается мудрец Джаймипи, есть род практического руководства к правильному размышлению, имеющему целью "определить смысл откровения", заключенного в ведах и брахманах. В связи с этой целью находится стремление определить религиозные обязанности верующего и разные благочестивые упражнения и дела, с помощью которых можно достичь блаженства. Поэтому Пурва-М. называется еще Карма-М. (Karma — дело, подвиг), в противоположность второй М. — "поздней" или "последней" (Уттара-М.), имеющей более умозрительный, философско-теологический характер. Уттара-М. носит также названия Брахма-М., Шарирака-М. (Çârîraka-M. = "учение о воплощенном духе") и наиболее употребительное — Веданта (см.). Она приписывается мудрецу Вьясе и трактует о сущности мирового творческого начала и его отношениях ко всему существующему, причем приходит к отрицанию материального мира. Право на название философской системы имеет, таким образом, только последняя из М., хотя Пурва-М., или М. в общеупотребительном значении, затрагивает нередко и чисто философские понятия. Учение М. изложено в виде афоризмов (sûtras), числом 2652. Афоризмы М. крайне темны и трудны для понимания, что вызвало многочисленные комментарии к ним. Лучшее введение в изучение М. — Джайминия-ньяя-мала-вистара (Jaiminíya-Nyâya-Mâlâ-Vistara, изд. Goldstücker и Cowell, Л., 1865—78), написанное в стихах Мадхавачарьей (см.).
Подробное изложение основ М. см. у Кольбрука: "Essays on the Religion and Philosophy of the Hindus" (2 изд., Лейпциг, 1858), где указаны и главные комментарии.
C. Б—ч.
(санскр., буквально — исследование, рассуждение)
одна из шести основных философских систем Индуизма, занимавшаяся толкованием Вед (См. Веды). Называется также карма-миманса («миманса действия») и пурва-миманса («первая миманса»), в отличие от уттара-мимансы, или веданты (См. Веданта). Основателем М. считают Джаймини (4 в. до н. э. — 2 в. н. э.?), изложившего её идеи в форме сутр (См. Сутры). Практическая сторона М. сформировалась в целях упорядочения сложного ведийского ритуала. Теоретическая проблематика М. сложилась в ходе кодификации текста Вед как высшего религиозного авторитета индуизма. Она сводилась к формальной верификации и смысловой интерпретации ведийских формул (мантр), к определению языковых норм, соотнесению ведических высказываний с ритуальными процедурами. Поэтому в центре внимания М. оказались проблемы социальной философии и философии языка. В обоих случаях учение М. развивалось на основе крайнего онтологического Реализма. Утверждалась вечность, несотворённость Вед. Изменения в мире вещей объявлялись невозможными, поскольку все вещи — лишь производные от вечных образцов ведических действий. Отсутствие проблемы творения и разрушения мира приводит М. к отрицанию необходимости бога. Тем не менее богам следует приносить жертвы, потому что на этом строится традиционное общественное согласие. Кардинальная для индийской философской этики проблема освобождения (мокша) объявляется в М. лишённой реальной социальной значимости. Исходя из абсолютного понимания ритуальной нормы, Прабхакара (7 в.) сформулировал учение об основах социального существования, предвосхитившее идею категорического императива (См. Категорический императив) И. Канта. В теории познания М. были детально разработаны проблемы догматического обоснования истинности и приёмы использования авторитетного свидетельства в качестве её источника.
Онтологический реализм М. в области философии языка позволил Кумариле Бхатте (7 в.) создать лингвистическую теорию, где различались уровни языковой структуры и речевого поведения. В области логики последователи М. (в частности, Прашастапада, 6—7 вв.) способствовали созданию реалистической теории отношений, позднее развитой ньяей (См. Ньяя).
Отрицая необходимость религиозного освобождения и отшельничества, М. утверждала позитивный идеал деятельной жизни в обществе (грихастха-дхарму). М., наряду с ведантой, способствовала складыванию социальной системы индуизма, где жёсткое следование ритуальной норме уживалось с самой широкой догматической терпимостью.
Лит.: Edgerton F., Mimansa-nyaya-prakasa, or Apadevi, Oxf., 1941; Jha G., The Purva-Mirnansa-Sutras of Jaimin, Allahabad, 1910; Keith A. B., The Karma-Mimansa, Calc., 1921; Sastri P., Introduction to Purva Mimansa, Calc., 1923.
МИМАНСА (санскр. - букв. - исследование), одна из шести ортодоксальных (признающих авторитет Вед) систем индийской философии. Другое название - пурва-миманса ("первая миманса" - в отличие от собственно веданты, которая называется уттара-миманса, т. е. "последняя миманса"). Основана Джаймини. Исходя из абсолютного значения ведийского ритуала и отрицая безусловную ценность мокши ("освобождения") и религиозного отшельничества, а также существования Бога-творца и управителя Вселенной, миманса утверждала идеал сравнительно более деятельной жизни и способствовала складыванию социальной системы индуизма.
МИМАНСА (санскритское, буквально - исследование), одна из шести ортодоксальных (признающих авторитет вед) систем индийской философии. Древнее название - пурва-миманса ("первая миманса" - в отличие от собственно веданты, которая называется уттара-миманса, т.е. "последняя миманса"). Основана Джаймини. Исходя из абсолютного значения ритуала и отрицая безусловную ценность мокши ("освобождения") и религиозного отшельничества, а также существования Бога-творца и управителя Вселенной, миманса утверждала идеал сравнительно более деятельной жизни и способствовала становлению социальной системы индуизма.
(санскр., букв.— размышление, исследование, т. е. решение проблемы через критич. исследование оснований), одна из шести осн. ортодоксальных школ др.-инд. философии, опирающаяся на авторитет Вед. Внутри М. обычно различают пурва-М., теснее связанную с ритуалом, и более позднюю уттара-М., ставившую перед собой задачу исследования познания. Основы пурва-М. были сформулированы Джай-мики в т. н. «М.-сутре», или «Джайминисутре», созданной, вероятно, ок. 200 до н. э.; гл. комментарий к ней принадлежит Шабаре, или Шабарасвами. Из др. учителей М. наиболее известны Кумарила Бхатта и Прабхакара.
М. сформировалась как результат исследования Вед, связанного с необходимостью сохранения сложного и обширного текста, передававшегося долгое время исключительно в устной форме, и правильного совершения ритуалов. Исходя из убеждения в вечности и самодостаточности Вед, последователи М. выдвинули учение об изначально существующих звуках речи как особых субстанциях, доступных восприятию лишь в своих случайных проявлениях. Артикулированная речь лишь выявляет эти звуки священного ведийского текста, но не производит их сама, подобно лучу света, лишь выхватывающему из тьмы предметы, но не создающего их. Почти все направления др.инд. мысли выступали против этой теории вечных звуковых сущностей, однако представители М. с необычайной изощрённостью развивали её. Понимание Вед как особой священной сущности, не зависимой от творца и, следовательно, лишённой ошибок и изъянов, вело в М. к защите ведийского ритуализма. Веды неразрывно связаны с дхармой как идеей долга, воплощающегося прежде всего в жертвоприношении. Выполнение долга ведёт к постепенному уничтожению кармы и к освобождению, которое сначала понималось как ничем не ограниченное блаженство, позднее — как прекращение рождений и, следовательно, страданий.
Теория познания М., ставившая своей целью обоснование авторитета Вед, исходила из достоверности познания в условиях, признаваемых нормальными (не-повреждённость органов чувств и наличие объектов). В этих условиях акт восприятия естествен, знание соединяется с верой, при наличии к.-л. сомнений нет веры и соответственно нет знания. Как и большинство др. школ инд. мысли, М. различает два вида познания — непосредственное и опосредствованное. В непо-средств. познании выделяются две стадии; неопредел, знание — о том, что объект есть, и определ. познание, относящее объект к определ. классу. Объекты, воспринимаемые таким образом, не иллюзорны, реальны н обладают различными признаками, позволяющими восприятию сначала заключить о том, что объект есть, а затем и истолковать его. Однако М. признаёт и др. источники познания помимо восприятия: логич. вывод (анумана), сходство-сравнение (упамана), свидетельство, или авторитет (шабда), постулирование (артхапат-ти), невосприятие (анупалабдхи — апелляция к отсутствию объекта).
Метафизика М. строится на признании реальности материального мира и др. объектов (души, боги и т. п.), о которых человек узнаёт на основании восприятия или иных источников познания. Мир создаётся из атомов в соответствии с моральным законом кармы, управляющим миром. Для своей организации в мире атомы не нуждаются в признании бога как их причины: если для ранней М. характерно упоминание бога, то поздние представители М. настаивали на отсутствии доказательств бытия бога (несмотря на безоговорочное следование М. Ведам). Душа понимается в М. как вечная и бесконечная субстанция, обязанная с телом, но не умирающая с ним; она обладает сознанием как неким качеством, возникающим лишь в определ. условиях (когда душа соединяется с телом и перед органами восприятия находится объект). Теория причинности М. исходит из признания особой невидимой силы, производящей следствие. М. учит об особой потенциальной энергии, возникающей в душе при выполнении ритуала; накопление этой энергии влечёт за собой как результат в будущем — наслаждение плодами исполнения ритуалов.
Теория познания М. оказала значит. влияние на др. школы, в частности на веданту.
Чаттерджи С.,ДаттаД., Древняя инд. философия, пер. с англ., М.,1954, с. 47—49, 290—316; Радхакриш-н а н С., Инд. философия, пер. с англ.,_т. 2, М.,1957, с. 331 — 381; J h a sir Ganganatha, Prabhakara school of Purva-Mimamsa, Allahabad,1911; его же, Purva-mlmamsa in its sources, Benares,1942; К e i t h А. В., Karma-Mimamsa, L.,1921; J a-c o b i H., Mimamsa und Vaisesika, в кн.: Indian studies in honor of Ch. R. Lauman, Camb. (Mass.),1929; Strau? O., Die Alteste Philosophie der Karma Mimamsa, в сб.: Sitzungsberichte der Preu?ischen Akademie der_ Wissenschaften, B.,1931; D evasthali G. V., Munamsa; the Vakya-Sastra of ancient India, Bombay, [1959]; Biardeau M., Theorie de la connais-sance et Philosophie de la parole dans le brahmanisme classique, P., 1964. B. H. Топоров.
мима́нса
(санскр., буквально — исследование), одна из шести ортодоксальных (признающих авторитет Вед) систем индийской философии. Древнее название — пурва-миманса («первая миманса» — в отличие от собственно веданты, которая называется уттара-миманса, то есть «последняя миманса»). Основатель — Джаймини. Исходя из абсолютного значения ведийского ритуала и отрицая безусловную ценность мокши («освобождения») и религиозного отшельничества, а также существования Бога-творца и управителя Вселенной, миманса утверждала идеал сравнительно более деятельной жизни и способствовала складыванию социальной системы индуизма.
* * *
МИМАНСАМИМА́НСА (санскр., букв. — исследование), одна из шести ортодоксальных (признающих авторитет Вед) систем индийской философии. Другое название — пурва-миманса («первая миманса» — в отличие от собственно веданты(см. ВЕДАНТА), которая называется уттара-миманса, т. е. «последняя миманса»). Основана Джаймини. Исходя из абсолютного значения ведийского ритуала и отрицая безусловную ценность мокши(см. МОКША (в индуизме)) («освобождения») и религиозного отшельничества, а также существования Бога-творца и управителя Вселенной, миманса утверждала идеал сравнительно более деятельной жизни и способствовала складыванию социальной системы индуизма.
1) Пурва-миманса (прежнее, раннее исследование) — одна из ортодоксальных даршан. Изначальное предметное поле ее — исследование и обоснование ритуала, основанного на ведической традиции. Первый текст школы — "Миманс а-сутра" Джаймини. Комментарий ("бхашья") Шабары (ок. III в. до н. э.) впервые вводит элементы философствования о понятии восприятия, о познании и пр. Виднейшие теоретики школы — Кумарила Бхатта (VII—VIII вв.), автор "пространного комментария в стихах" ("Шлокаварттика"), и Прабхакара, его современник, написавший т. н. "Взращивающий" ("Брихати") комментарий. Дальнейшее развитие школы менее значительно; после XV в. она перестает порождать новые идеи и воспроизводится лишь как область традиц. знания, важного для ортодоксии. В осн. школа принимает философские взгляды ньяи и вайшешики, т. е. реализм и дискретизм, и может описываться в терминах отклонений от ньяи. Так, М. признает добавочную субстанцию (помимо 9 в ньяя-вайшешике) — темноту, носитель качеств цвета и движения. В исчислении простых актов познания (прамана) последователи Кумарилы добавляют к четверке праман ньяи еще:
а) подразумевание: если говорится: "Игнатюк — не мужчина", то тем самым понятно, что это женщина, т. е. носитель фамилии может быть одного или другого пола, и один из полов исключен. Акт этого понимания и соответствующий источник правильного знания есть подразумевание;
б) отсутствие: "Н а этой странице нет арабских букв". Раз их нет, они не познаются ни одним из источников познания чего-то существующего, а отсутствие действия любого иного акта познания есть, исходя из системности, другой акт познания — отсутствие, познающий нек-рое отсутствие как объект.
Прабхакара не признает самостоятельность этого акта познания. В сфере теории знания, и в т. ч. ошибочного знания, главным достижением М. является теория "самодостоверности": всякий акт познания достоверен сам из себя и истинен, он для своего подтверждения не нуждается ни в чем стороннем — напр., в другом акте познания или в практич. деятельности. Ошибочное знание толкуется при этом как чисто отрицательное — нек-рая нехватка, недознание, а не положительное заблуждение. Для обоснования безусловного авторитета Вед М. приняла теорию вечного звука, к-рый лишь проявляется в произнесении, — а не появляется. Не признаются ни бог-творец, ни множество ведических богов как реальные существа: призыв к ним есть лишь ритуально-эффективное действие без объекта. Освобождением от сансары М., единственная из ортодоксальных школ, не интересуется, ставя жизненной целью лишь достижение посюстороннего преуспеяния и рождения на небесах. Весьма содержательна полемика двух школ М. и их обеих с грамматистами в сфере философской семантики. По Прабхакаре, слово в пределах предложения обладает лишь условно вторичным смыслом, выводимым из первично постигаемого смысла предложения. Согласно же Кумариле (и найяйикам), смысл предложения слагается из предварительно постигаемых значений его составляющих. 2) Уттара-миманса — "последующая миманса" — одно из названий веданты; обосновано тем, что если пурва-миманса исследует ведические гимны и ритуалы как первую часть священного наследия, то веданта — завершающую его часть, упанишады.
А. Паривок