см. Соллогуб.
Федор (псевдоним; настоящие фамилия и имя Тетерников Федор Кузьмич) [17.2(1.3).1863, Петербург, — 5.12.1927, Ленинград], русский писатель. Отец — портной, мать — крестьянка. Окончив в 1882 учительский институт, 25 лет преподавал математику. Первые стихи опубликовал в 1884. Принадлежал к символистам старшего поколения, испытал сильное воздействие философии и эстетики европейского декаданса. Герой его знаменитого романа «Мелкий бес» (1907) провинциальный учитель Передонов — пакостник, доносчик, верноподданный обыватель — воплотил всё пошлое и подлое, что виделось С. в современной ему жизни. Гротескно-заострённый образ этот стал нарицательным. В романе «Творимая легенда» (1914) торжествует антипод Передонова — педагог, поэт и «маг» Триродов, утопия, «я» самого писателя. Элементы реалистического гротеска сочетаются здесь с причудливой фантастикой, мистикой, эротикой. Любовь, искусство, мечта противопоставлены безысходной действительности и в лирике С. Считая его талантливейшим выразителем пессимистического миросозерцания и подчёркивая неприемлемость для себя основных его идей, М. Горький призывал изучать поэтику С.: «... прекрасный поэт; его „Пламенный круг" — книга удивительная, и — надолго» (Собр. соч., т. 30, 1955, с. 57). Стих С. классически прозрачен и певуч; его поэзия значительно ценнее прозы (за исключением «Мелкого беса»). В 1905—07 С. писал язвительные «Политические сказочки», злые эпиграммы на царя и его окружение; поражение революции усилило пессимизм писателя. Свержение самодержавия он приветствовал, но Октябрьскую революцию 1917 во многом не понял. Переводил Вольтера, Ги де Мопассана, Т. Готье, Ш. Бодлера, П. Верлена, А. Рембо, Г. Гейне, О. Уайльда, Ш. Петёфи, Х. Н. Бялнка, Т. Г. Шевченко. С. принадлежит также ряд пьес и статей.
Соч.: Собр. соч., т. 1, 3—20, П., 1913—14; Стихотворения, Л., 1939; Мелкий бес, [Кемерово], 1958; Стихотворения. [Вступ. ст. М. И. Дикман], [Л.], 1975.
Лит.: О Ф. Сологубе. Критика. Статьи и заметки, СПБ, 1911; Брюсов В. Я., Ф. Сологуб, в его кн.: Далекие и близкие, М., 1912; Эренбург И., Ф. Сологуб, в его кн.: Портреты современных поэтов, М., 1923; Блок А., Творчество Ф. Сологуба, Собр. соч., т. 5, М. — Л., 1962; Чуковский К., Путеводитель по Сологубу, Собр. соч., т. 6, М., 1969: Библиография сочинений Ф. Сологуба, СПБ, 1909; История русской литературы конца XIX — нач. XX в. Библиографический указатель, М. — Л., 1963.
С. Л. Залин.
Сологу́б Соллогу́б, фам. Вероятно, первонач. *салогубъ – от са́ло и губа́; см. Соболевский, РФВ 64, 136.
•
• [См. сомнения на этот счет у Дикенмана (RS, 21, 1960, стр. 146). – Т.]
(настоящая фамилия Тетерников) Фёдор Кузьмич (1863, Санкт-Петербург – 1927, Ленинград), русский писатель.
Ф. К. Сологуб. Портрет работы Н. Вышеславцева. 1927 г.
Окончив в 1882 г. Учительский ин-т, 25 лет преподавал математику в школах и гимназиях. Первые стихи опубликовал в 1887 г. Принадлежал к символистам «старшего» поколения, испытал влияние философии и эстетики европейского декаданса (особенно французского поэта-символиста П. Верлена). Это отразилось в сборниках рассказов и легенд «Истлевающие личины» (1907), «Книга очарований» (1909), пьесах-мистериях «Литургия Мне» (1907), шутовских фарсах «Ванька Ключник и паж Жеан» (1908), в сборниках стихов «Змий» (1907), «Пламенный круг» (1908), отличающихся неярким и певучим, «традиционным» стихом, романтическим томлением и пессимизмом. Мрачные картины провинциального быта нарисованы в автобиографическом романе «Тяжёлые сны» (1896) и в лучшем произведении писателя – романе «Мелкий бес» (1905), где гротескно-заострённая фигура учителя Передонова, верноподданного обывателя, пакостника и доносчика, воплотила подлость и пошлость бесцветного и своекорыстного «мещанского» существования. Последнему Сологуб стремился противопоставить силу искусства и творческой фантазии – мистико-эротическая трилогия «Творимая легенда», другое название «Навьи чары» (1907—14). В других произведениях Сологуба наряду с мотивами социально-нравственного обличения, любви к родной земле и восхваления спасительной силы бескорыстной чувственной любви звучат ноты презрения к неистребимой косности реального бытия: книга антиправительственных стихов «Политические сказочки» (1906), романы о трагических судьбах женщин «Слаще яда» (1912) и «Заклинательница змей» (1921), поэтические сборники «Голубое небо» (1920), «Одна любовь», «Соборный благовест» (оба – 1921), «Чародейная чаща» (1922), «Великий благовест» (1923); статьи, пьесы «Победа смерти» (опубл. в 1908), «Дар мудрых пчёл» (1907); переводы из Вольтера, Ги де Мопассана, Ш. Бодлера, П. Верлена, Г. Гейне, О. Уайльда, Т. Г. Шевченко и др.