Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Бертрандо Spavénta, 1817 — 1883) — итальянский философ, в 1859 г. получил кафедру философии в университете в Модене, в 1860 г. — в Болонье. В своем первом труде: "La filosofia di Kant et la sua relazione colla filosofia italiana" (Турин, 1860) он пытался доказать, что Росмини, при всем своем полемическом отношении к Канту, все же примыкает к критицизму немецкого мыслителя. После обнародования своего труда "Carattere e sviluppo della filosofia italiana" (1860), С. в 1861 г. приглашен был профессором философии в Неаполь. Выступив сторонником немецкой философии и критиком национальных философских систем, господствовавших в Италии, С. приобрел много врагов, особенно в ортодоксальных кругах. Своим противникам он ответил во вступительной лекции, которая в 1862 г. была напечатана. Вскоре появился главный труд его "La filosofia di Gioberti" (Неаполь, 1863), затем "Le prime categorie della logica di Hegel" (Неаполь, 1864), "La scolastica e Cartesio" (там же, 1867), "Saggi di critica filosofia, politica e religiosa" (там же, 1867). Собственная система С. ("Principi di filosofia", Неаполь, 1867) в основных своих чертах стоит на точке зрения Гегеля, самыми ярыми поборниками которого в Италии были С. и Августе Вера. С. напечатал еще: "Paolottismo, positivismo, razionalismo" (Болонья, 1868), "Studî, sull'etica di Hegel" (Неаполь, 1869), "Idealismo e realismo" (там же, 1874), Четыре раза С. был избираем в итальянский парламент. Ср. Siciliani, "Gli Hegeliani in Italia" (Болонья, 1868).

    Брат С., Сильвио (1822 — 1893) — долгое время был министром публичных работ и также занимался немецкой философией.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Spaventa)

    Бертрандо (26.6.1817, Бомба, — 20.2.1883, Неаполь), итальянский философ-гегельянец, профессор философии в Неаполе (с 1861). Вместе с Де Санктисом и С. Спавентой представлял левое крыло т. н. неаполитанского гегельянства. Отрицая генетическую первичность духа по отношению к природе, подчёркивая единство их как двух нераздельных и вместе с тем различных элементов мира, С. истолковывал это единство в духе идеалистического имманентизма, развивавшегося впоследствии итал. Неогегельянством. В воззрениях С. позднего периода заметны антропологическо-натуралистические тенденции. Характерна гуманистическая и антиклерикальная направленность воззрений С., связанная с движением Рисорджименто. Учеником С. был А. Лабриола.

    Соч.: Saggi di critica filosofica, politica e religiósa, v. 1, Napoli, 1867; Principi di filоsofia italiana, Napoli, 1867 (2 ed. под назв. — Logica e metafisica, Bari, 1911); Idealismo e realismo, Napoli, 1874; Kant e l'empirismo, Napoli, 1880; La filosofia italiana nelle suе relazioni con la filosofia europea, Bari, 1908.

    Лит.: Вerti G., В. Spaventa, A. Labriola e l'hegelismo napoletano, «Societa», 1954, fasc. 3—5; Vacca G., Politica e filosofia in B. Spaventa, Bari, 1967.

    С. А. Эфиров.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Философская энциклопедия

    СПАВЕ́НТА

    (Spaventa) Бертрандо (26 июня 1817 – 22 сент. 1883) – итал. философ-гегельянец, проф. философии в Неаполе. Вместе с Де Санктисом и С. Спавентой представлял левое крыло т.н. неаполитанского гегельянства. С. стремился преодолеть каноны догматич. гегельянства. В воззрениях позднего периода заметны антропологическо-натуралистич. и даже материалистич. тенденции. Однако, отрицая генетич. первичность духа по отношению к природе, подчеркивая единство этих двух тождественных и вместе с тем различных элементов мира, С. в основном истолковывал это единство в духе идеалистич. имманентизма, развиваемого впоследствии итал. неогегельянством. Характерна гуманистич. и антиклерикальная направленность воззрений С., связанная с движением Рисорджименто. Противоречивость взглядов С. обусловила тот факт, что его идеи послужили отправной точкой развития глубоко консервативного неогегельянского идеализма, с одной стороны, и прогрессивной итал. мысли начиная с ученика С. – Лабриолы, с другой.

    Соч.: Concetto dell'infinità in Bruno, [Napoli], 1853; Studi su T. Campanella, [Napoli], 1854–55; Le prime categorie della logica di Hegel, "Atti della R. Accademia delle scienze morali e politiche di Napoli", 1864, v. 1; Saggi di critica filosofica, politica e rcligiosa, v. 1, Napoli, 1867; Principi di filosofia italiana, Napoli, 1867 (2 ed. под назв. – Logica e metafisica, Bari, 1911); Idealismo e realismo, [Napoli], 1874; Kant e l'empirismo, [Napoli], 1880; Da Socrate a Hegel: nuovi saggi di critica filosofica, a cura di G. Gentile. Bari, 1905; La filosofia italiana nelle sue relazioni con la filosofia europea, Bari, 1908.

    Лит.: Vigorita E., B. Spaventa, Napoli, 1938; Arfé G., L'Hegelismo napoletano e B. Spaventa, "Società", 1952, anno 8, No 1; Plebe Α., Spaventa e Vera, Torino, 1954; Berti G., В. Spaventa, A. Labriola e l'hegelismo napoletano, [s. l.], 1954; Vacca G., Politica e filosofia in B. Spaventa, Bari, 1967.

    С. Эфиров. Москва.

  5. Источник: Философская энциклопедия