«Сопрано»

Сопрано в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Сопрано»

Источники

  1. Словарь Брокгауза и Ефрона
  2. Большая Советская энциклопедия
  3. Словарь форм слова
  4. Толковый словарь Ожегова
  5. Малый академический словарь
  6. Толковый словарь Ушакова
  7. Толковый словарь Ефремовой
  8. Большой энциклопедический словарь
  9. Современная энциклопедия
  10. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
  11. Большой англо-русский и русско-английский словарь
  12. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  13. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  14. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  15. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  16. Большой французско-русский и русско-французский словарь
  17. Большой испано-русский и русско-испанский словарь
  18. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  19. Энциклопедический словарь
  20. Музыкальная энциклопедия
  21. Музыкальный словарь
  22. Большой Энциклопедический словарь

Поделиться

    Словарь Брокгауза и Ефрона

    см. Голос.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (итал. soprano, от sopra — над)

    1) самый высокий певческий голос. Диапазон: до1 — до (ре — фа)3. Необходимое качество С. — хорошо развитый т. н. головной регистр. С. обладают обычно женщины и дети. В хоре особенно красиво звучат голоса мальчиков (т. н. дискантистов). В 16—18 вв. было широко распространено пение кастратов-певцов (См. Кастраты-певцы) (называемых также сопранистами). Существует 3 основных разновидности женских С.: драматическое, лирическое и колоратурное. Бывает также лирико-драматическое и лирико-колоратурное С. Драматическое С. отличается силой звучания на всём диапазоне, плотным нижним регистром; лирическому С. свойственны мягкость тембра, гибкость и большая выразительность в кантилене; для колоратурного С. характерны подвижность в исполнении фиоритур, пассажей и т.п., прозрачность тембра, лёгкость и свобода звучания в верхнем регистре. 2) Самая высокая партия в хоре. 3) Высокие по регистру разновидности некоторых музыкальных инструментов.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. сопрано.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Толковый словарь Ожегова

    СОПРА́НО, нескл.

    1. ср. Наиболее высокий женский голос.

    2. жен. Певица с таким голосом.

    | прил. сопранный, -ая, -ое (к 1 знач.).

  7. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  8. Малый академический словарь

    нескл., ср.

    1.

    Самый высокий женский голос.

    Драматическое сопрано. Колоратурное сопрано.

    Фрося запела . У нее было нежное, девически-чистое сопрано редкой артистической красоты. Павленко, Отдых.

    || ж. разг.

    Певица с таким голосом.

    Сопрано Дамерини — Рахиль — была превосходной певицей и актрисой. Похитонов, Из прошлого русской оперы.

    2.

    Верхний (первый) голос в многоголосном музыкальном произведении.

    [итал. soprano]

  9. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  10. Толковый словарь Ушакова

    СОПРА́НО, нескл., ср. (итал. soprano) (муз.).

    1. Наиболее высокий женский голос (в пении). Колоратурное сопрано. Лирическое сопрано. Драматическое сопрано. Партия для сопрано.

    2. Певица с таким голосом. Сегодня выступает известное сопрано.

  11. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  12. Толковый словарь Ефремовой

    I

    нескл. ср.

    Высокий певческий женский голос.

    II

    нескл. ж.

    Певица с высоким голосом.

  13. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  14. Большой энциклопедический словарь

    СОПРАНО (итал. soprano - от sopra - над, сверх),1) самый высокий певческий голос (главным образом женский или детский) с развитым т. н. головным регистром (различают сопрано драматическое, лирическое, колоратурное, а также лирико-драматическое и др.).2) Верхняя партия в хоре.3) Высокие по регистру разновидности инструментов.

  15. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  16. Современная энциклопедия

    СОПРАНО (итальянское soprano, от sopra - над, сверх), 1) самый высокий певческий (главным образом женский или детский) голос. Различают сопрано драматическое, лирическое, колоратурное, а также лирико-драматическое и другие разновидности. 2) Верхняя партия в смешанном хоре. 3) Высокие по звучанию разновидности инструментов.

  17. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  18. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    сопра́но Из ит. sорrаnо "высокий голос" от народнолат. superānus "высокий, находящийся вверху".

  19. Источник: Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера



  20. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    ср. нескл.;
    муз. sopranoс. нескл. soprano.

  21. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  22. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    сопрано с муз. 1. (голос) Sopran m 1a, Sopranstimme f c 2. (певица) Sopranistin f c, Sopransängerin f c

  23. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  24. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    сопраноSopran

  25. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  26. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    сопраноDiskant

  27. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  28. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    с муз.

    1)(голос) Sopran m, Sopranstimme f

    2)(певица) Sopranistin f, Sopransängerin f

  29. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  30. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    с.

    (голос и певица) soprano m (pl soprani)

  31. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  32. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    с. нескл. муз.

    soprano m

  33. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  34. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    с. нескл.

    soprano m(голос); soprano f(певица)

  35. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  36. Энциклопедический словарь

    СОПРА́НО неизм. [итал. soprano]

    I. ср.

    1. Высокий женский голос. Партия с. Драматическое, колоратурное с.

    2. ж. Разг. Певица с таким голосом.

    II. в зн. прил. Верхний (первый) голос в многоголосном музыкальном произведении.

    Сопра́новый; сопра́нный, -ая, -ое. С-ая партия, ария.

    * * *

    сопра́но

    (итал. soprano, от sopra — над, сверх), 1) самый высокий певческий голос (главным образом женский или детский) с развитым головным регистром (различают сопрано драматическое, лирическое, колоратурное, а также лирико-драматическое и др.).2) Партия верхних голосов в хоре.3) Высокие по регистру разновидности инструментов.

    * * *

    СОПРАНО

    СОПРА́НО (итал. soprano, от sopra — над, сверх),

    1) самый высокий певческий голос (главным образом женский или детский) с развитым т. н. головным регистром(см. РЕГИСТР в музыке) (различают сопрано драматическое, лирическое, колоратурное, а также лирико-драматическое и др.).

    2) Верхняя партия в хоре.

    3) Высокие по регистру разновидности инструментов.

  37. Источник: Энциклопедический словарь



  38. Музыкальная энциклопедия

    (итал. soprano, от sopra - над, сверх, превыше).

    1) Самый высокий женский голос. Осн. разновидности С. - драм., лирическое и колоратурное. Различают также лирико-драм. и лирико-колоратурное С. Для С. характерно преобладание т.н. головного регистра на протяжении почти всего диапазона, за исключением небольшой группы низких звуков. Диапазон драм. и лирич. С. - от с1 до с3, колоратурного - до е3, в отд. случаях - до g3. В числе наиболее ярких оперных партий для драм. С. - партии Брунгильды ("Гибель богов"), Турандот ("Турандот" Пуччини), для лирико-драм. С. - Леоноры ("Фиделио"), Маргариты, Аиды, Тоски, Татьяны, Лизы, Купавы, Наташи Ростовой, Катерины Измайловой, для лирико-колоратурного С. - Царицы ночи, Розины, Лакме, Джильды, Антониды, Людмилы; Марфы ("Царская невеста"), Шемаханской царицы.

    2) Высокие голоса мальчиков (дискантистов) и девочек. Диапазон с1 - а2.

    3) Самая высокая партия в хоре. Партию первых С. в хоре исполняют лирич. С. как более мягкие голоса, а вторых - драматические, отличающиеся полнотой и силой звучания. Колоратурные С. из-за ярко выраженного вибрато в хоре применения не находят (в отд. случаях в хор включаются лирико-колоратурные С). Диапазон партий в хоре - (а) с1 - а2 (с3).

    Постепенно назв. С., введённым в 16 в., стали заменять употребительные ранее названия - лат. discantus, superius, франц. desus, англ. treble. Поскольку женщины не допускались в церк. хоры, носившие эти назв. партии верхнего голоса исполнялись т.н. тенорами-фальцетистами (tenorino - маленький тенор, alto naturale - натуральный, т.е. фальцетирующий тенор, в отличие от сопранистов, певцов-кастратов) и мальчиками. Они писались в относительно низком регистре, чтобы певцам не приходилось чересчур напрягать голос. Ныне хор. произв. того времени обычно печатаются с транспозицией вверх на интервал от секунды до квинты.

    И. Г. Лицвенко.

  39. Источник: Музыкальная энциклопедия



  40. Музыкальный словарь

    Знаете ли вы сказку о Снегурочке? Ее написал русский драматург А. Н. Островский, а композитор Н. А. Римский-Корсаков создал на ее основе оперу. Партию Снегурочки -- хрупкой, нежной дочери Мороза и Весны, он поручил высокому, светлому и серебристому, словно колокольчик, голосу -- колоратурному сопрано. Колоратурное сопрано -- самый высокий и подвижный женский голос. Колоратурным он называется потому, что легко исполняет разные вокальные украшения -- колоратуры. Тонкий орнамент мелодии чудесно передает сказочный образ. Колоратуры в партии Снегурочки ассоциируются с пением птиц -- спутниц весны, с веселой мартовской капелью, с журчанием веселых ручейков. Для колоратурного сопрано написано много разных партий. Раньше композиторов привлекали в нем блеск и виртуозность, возможность исполнять блестящие пассажи. Потом, в XIX веке, стали обращать больше внимания на выразительность пения. Характер звучания колоратурного сопрано позволяет создавать шаловливые, своенравные образы, такие как Людмила в «Руслане и Людмиле» Глинки, Церлина в «Дон-Жуане» Моцарта. Часто колоратурному сопрано поручают партии сказочных персонажей -- Царевны-лебеди в «Сказке о царе Салтане» Римского-Корсакова. Шемаханской царицы в его же «Золотом петушке». Иногда большим количеством колоратурных украшений композитор хочет приблизить звучание голоса к тембру инструмента, подчеркнуть его холодный блеск. Этим средством воспользовался Моцарт, создавая образ злой волшебницы -- царицы Ночи в опере «Волшебная флейта». Наиболее распространено среди певиц лирическое сопрано -- нежный, легкий голос. Для него написаны партии Татьяны в «Евгении Онегине» Чайковского, Наташи в «Войне и мире» Прокофьева, Тамары в «Демоне» Рубинштейна -- партии, в которых преобладают черты лиризма, душевной теплоты. Часто встречается и другая разновидность сопрано -- драматическое. сильное и яркое. Композиторы наделяют таким голосом героинь с волевыми характерами, нередко -- с драматической судьбой. Героинь, страдающих, борющихся за свое счастье, а подчас и гибнущих в этой борьбе. Таковы Наташа в «Русалке» Даргомыжского, Лиза в «Пиковой даме» Чайковского. Бывают и голоса, которые сочетают в себе различные качества, например, лирико-колоратурное или лирико-драматическое сопрано. Певицы с такими голосами могут петь разные партии. Выбирают они для себя те, которые оказываются более удобными по голосу, близкими по образу. Чудесным лирико-колоратурным сопрано обладала великая русская певица Антонина Васильевна Нежданова. Вы и сейчас можете услышать ее в записи на пластинке. Голоса итальянских певиц-сопрано отличаются яркостью тембра, большой насыщенностью, глубиной звучания. Прославленной итальянской певицей-сопрано была Амелита Галли-Курчи. После ее ухода со сцены звание «первого сопрано мира» оспаривали друг у друга Рената Тебальди и Мария Каллас. Диапазон сопрано от до первой октавы до до третьей октавы.

  41. Источник: Музыкальный словарь



  42. Большой Энциклопедический словарь

    СОПРАНО
    СОПРАНО (итал. soprano - от sopra - над, сверх),1) самый высокий певческий голос (главным образом женский или детский) с развитым т. н. головным регистром (различают сопрано драматическое, лирическое, колоратурное, а также лирико-драматическое и др.).2) Верхняя партия в хоре.3) Высокие по регистру разновидности инструментов.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  43. Источник: