Сопрано в словарях и энциклопедиях
см. Голос.
(итал. soprano, от sopra — над)
1) самый высокий певческий голос. Диапазон: до1 — до (ре — фа)3. Необходимое качество С. — хорошо развитый т. н. головной регистр. С. обладают обычно женщины и дети. В хоре особенно красиво звучат голоса мальчиков (т. н. дискантистов). В 16—18 вв. было широко распространено пение кастратов-певцов (См. Кастраты-певцы) (называемых также сопранистами). Существует 3 основных разновидности женских С.: драматическое, лирическое и колоратурное. Бывает также лирико-драматическое и лирико-колоратурное С. Драматическое С. отличается силой звучания на всём диапазоне, плотным нижним регистром; лирическому С. свойственны мягкость тембра, гибкость и большая выразительность в кантилене; для колоратурного С. характерны подвижность в исполнении фиоритур, пассажей и т.п., прозрачность тембра, лёгкость и свобода звучания в верхнем регистре. 2) Самая высокая партия в хоре. 3) Высокие по регистру разновидности некоторых музыкальных инструментов.
СОПРА́НО, нескл.
1. ср. Наиболее высокий женский голос.
2. жен. Певица с таким голосом.
| прил. сопранный, -ая, -ое (к 1 знач.).
нескл., ср.
1.
Самый высокий женский голос.
Драматическое сопрано. Колоратурное сопрано.
□
Фрося запела . У нее было нежное, девически-чистое сопрано редкой артистической красоты. Павленко, Отдых.
|| ж. разг.
Певица с таким голосом.
Сопрано Дамерини — Рахиль — была превосходной певицей и актрисой. Похитонов, Из прошлого русской оперы.
2.
Верхний (первый) голос в многоголосном музыкальном произведении.
[итал. soprano]
СОПРА́НО, нескл., ср. (итал. soprano) (муз.).
1. Наиболее высокий женский голос (в пении). Колоратурное сопрано. Лирическое сопрано. Драматическое сопрано. Партия для сопрано.
2. Певица с таким голосом. Сегодня выступает известное сопрано.
I
нескл. ср.Высокий певческий женский голос.
II
нескл. ж.Певица с высоким голосом.
СОПРАНО (итал. soprano - от sopra - над, сверх),1) самый высокий певческий голос (главным образом женский или детский) с развитым т. н. головным регистром (различают сопрано драматическое, лирическое, колоратурное, а также лирико-драматическое и др.).2) Верхняя партия в хоре.3) Высокие по регистру разновидности инструментов.
СОПРАНО (итальянское soprano, от sopra - над, сверх), 1) самый высокий певческий (главным образом женский или детский) голос. Различают сопрано драматическое, лирическое, колоратурное, а также лирико-драматическое и другие разновидности. 2) Верхняя партия в смешанном хоре. 3) Высокие по звучанию разновидности инструментов.
сопра́но Из ит. sорrаnо "высокий голос" от народнолат. superānus "высокий, находящийся вверху".
ср. нескл.;
муз. sopranoс. нескл. soprano.
сопрано с муз. 1. (голос) Sopran m 1a, Sopranstimme f c 2. (певица) Sopranistin f c, Sopransängerin f c
сопраноSopran
сопраноDiskant
с муз.
1)(голос) Sopran m, Sopranstimme f
2)(певица) Sopranistin f, Sopransängerin f
с.
(голос и певица) soprano m (pl soprani)
с. нескл. муз.
soprano m
с. нескл.
soprano m(голос); soprano f(певица)
СОПРА́НО неизм. [итал. soprano]
I. ср.
1. Высокий женский голос. Партия с. Драматическое, колоратурное с.
2. ж. Разг. Певица с таким голосом.
II. в зн. прил. Верхний (первый) голос в многоголосном музыкальном произведении.
◁ Сопра́новый; сопра́нный, -ая, -ое. С-ая партия, ария.
* * *
сопра́но(итал. soprano, от sopra — над, сверх), 1) самый высокий певческий голос (главным образом женский или детский) с развитым головным регистром (различают сопрано драматическое, лирическое, колоратурное, а также лирико-драматическое и др.).2) Партия верхних голосов в хоре.3) Высокие по регистру разновидности инструментов.
* * *
СОПРАНОСОПРА́НО (итал. soprano, от sopra — над, сверх),
1) самый высокий певческий голос (главным образом женский или детский) с развитым т. н. головным регистром(см. РЕГИСТР в музыке) (различают сопрано драматическое, лирическое, колоратурное, а также лирико-драматическое и др.).
2) Верхняя партия в хоре.
3) Высокие по регистру разновидности инструментов.
(итал. soprano, от sopra - над, сверх, превыше).
1) Самый высокий женский голос. Осн. разновидности С. - драм., лирическое и колоратурное. Различают также лирико-драм. и лирико-колоратурное С. Для С. характерно преобладание т.н. головного регистра на протяжении почти всего диапазона, за исключением небольшой группы низких звуков. Диапазон драм. и лирич. С. - от с1 до с3, колоратурного - до е3, в отд. случаях - до g3. В числе наиболее ярких оперных партий для драм. С. - партии Брунгильды ("Гибель богов"), Турандот ("Турандот" Пуччини), для лирико-драм. С. - Леоноры ("Фиделио"), Маргариты, Аиды, Тоски, Татьяны, Лизы, Купавы, Наташи Ростовой, Катерины Измайловой, для лирико-колоратурного С. - Царицы ночи, Розины, Лакме, Джильды, Антониды, Людмилы; Марфы ("Царская невеста"), Шемаханской царицы.
2) Высокие голоса мальчиков (дискантистов) и девочек. Диапазон с1 - а2.
3) Самая высокая партия в хоре. Партию первых С. в хоре исполняют лирич. С. как более мягкие голоса, а вторых - драматические, отличающиеся полнотой и силой звучания. Колоратурные С. из-за ярко выраженного вибрато в хоре применения не находят (в отд. случаях в хор включаются лирико-колоратурные С). Диапазон партий в хоре - (а) с1 - а2 (с3).
Постепенно назв. С., введённым в 16 в., стали заменять употребительные ранее названия - лат. discantus, superius, франц. desus, англ. treble. Поскольку женщины не допускались в церк. хоры, носившие эти назв. партии верхнего голоса исполнялись т.н. тенорами-фальцетистами (tenorino - маленький тенор, alto naturale - натуральный, т.е. фальцетирующий тенор, в отличие от сопранистов, певцов-кастратов) и мальчиками. Они писались в относительно низком регистре, чтобы певцам не приходилось чересчур напрягать голос. Ныне хор. произв. того времени обычно печатаются с транспозицией вверх на интервал от секунды до квинты.
И. Г. Лицвенко.Знаете ли вы сказку о Снегурочке? Ее написал русский драматург А. Н. Островский, а композитор Н. А. Римский-Корсаков создал на ее основе оперу. Партию Снегурочки -- хрупкой, нежной дочери Мороза и Весны, он поручил высокому, светлому и серебристому, словно колокольчик, голосу -- колоратурному сопрано. Колоратурное сопрано -- самый высокий и подвижный женский голос. Колоратурным он называется потому, что легко исполняет разные вокальные украшения -- колоратуры. Тонкий орнамент мелодии чудесно передает сказочный образ. Колоратуры в партии Снегурочки ассоциируются с пением птиц -- спутниц весны, с веселой мартовской капелью, с журчанием веселых ручейков. Для колоратурного сопрано написано много разных партий. Раньше композиторов привлекали в нем блеск и виртуозность, возможность исполнять блестящие пассажи. Потом, в XIX веке, стали обращать больше внимания на выразительность пения. Характер звучания колоратурного сопрано позволяет создавать шаловливые, своенравные образы, такие как Людмила в «Руслане и Людмиле» Глинки, Церлина в «Дон-Жуане» Моцарта. Часто колоратурному сопрано поручают партии сказочных персонажей -- Царевны-лебеди в «Сказке о царе Салтане» Римского-Корсакова. Шемаханской царицы в его же «Золотом петушке». Иногда большим количеством колоратурных украшений композитор хочет приблизить звучание голоса к тембру инструмента, подчеркнуть его холодный блеск. Этим средством воспользовался Моцарт, создавая образ злой волшебницы -- царицы Ночи в опере «Волшебная флейта». Наиболее распространено среди певиц лирическое сопрано -- нежный, легкий голос. Для него написаны партии Татьяны в «Евгении Онегине» Чайковского, Наташи в «Войне и мире» Прокофьева, Тамары в «Демоне» Рубинштейна -- партии, в которых преобладают черты лиризма, душевной теплоты. Часто встречается и другая разновидность сопрано -- драматическое. сильное и яркое. Композиторы наделяют таким голосом героинь с волевыми характерами, нередко -- с драматической судьбой. Героинь, страдающих, борющихся за свое счастье, а подчас и гибнущих в этой борьбе. Таковы Наташа в «Русалке» Даргомыжского, Лиза в «Пиковой даме» Чайковского. Бывают и голоса, которые сочетают в себе различные качества, например, лирико-колоратурное или лирико-драматическое сопрано. Певицы с такими голосами могут петь разные партии. Выбирают они для себя те, которые оказываются более удобными по голосу, близкими по образу. Чудесным лирико-колоратурным сопрано обладала великая русская певица Антонина Васильевна Нежданова. Вы и сейчас можете услышать ее в записи на пластинке. Голоса итальянских певиц-сопрано отличаются яркостью тембра, большой насыщенностью, глубиной звучания. Прославленной итальянской певицей-сопрано была Амелита Галли-Курчи. После ее ухода со сцены звание «первого сопрано мира» оспаривали друг у друга Рената Тебальди и Мария Каллас. Диапазон сопрано от до первой октавы до до третьей октавы.
Большой Энциклопедический словарь. 2000.