(Εΰήμερος) — философ киренской школы, живший при дворе македонского царя Кассандра (кон. IV в. до Р. Хр.). Ему принадлежит соч. "Священный список" (Ίερά άναγραφή), в латинском переводе Энния названное Священной историей. Во время своих путешествий, — рассказывает Е., — он видел на острове Панхае, у берегов Аравии, древнее святилище Зевса Трифилия; в святилище находился золотой столб с надписями, начертанными самим Зевсом. Из надписей Е. узнал всю родословную Зевса, одного из потомков первого владыки этой земли, Урана. Пять раз объехал Зевс всю землю и умер на Крите, где кноссяне показывали его гробницу. О других божествах Е. также говорит как о людях, только после смерти превознесенных на уровень богов за свои подвиги и заслуги. Такое толкование мифологических образов, а вместе с ними и начал политеистической религии, получило название евгемеризма. Примеры евгемеризма встречаются в греч. литературе задолго до Е., который только возвел в систему единичные опыты низведения богов и героев в разряд смертных. Согласно этой системе Атлас, держащий на своих плечах небо, превращается в мудрого астронома, бог ветров Эол — в искусного мореплавателя, одноглазый Полифем — в хитреца, об уме которого символически свидетельствует помещенный посередине лба глаз, и т. п.; мифы и сказания о богах и героях принимают вид правдоподобных повестей о простых смертных. Евгемеризм нашел себе деятельную поддержку в христианских апологетах — Лактанции, Августине и др., для которых он служил вернейшим изобличением несостоятельности языческого многобожия. Ту же систему проводят в своих соч. Банье — "La Mythologie et les fables expliquées par l'histoire" (П., 1738), Моро-де-Жоннес — "Les temps mythologiques, essai de restitution historique" (П., 1876), Рауль-Рошет, С.-Круа и другие. Ошибка евгемеризма состоит в том, что он политеистическую религию считает измышлением нескольких отдельных лиц. Понимание политеизма как миросозерцания, присущего человечеству на известной степени его культуры, неизбежно приводит к полному отрицанию евгемеризма. См. R. de Block, "Euhémère, son livre et sa doctrine" (Монс, 1876). Дельные критические замечания в "History of Greece", Грота.
О. Мищенко.
ЕВГЕМЕР (Εύήμερος) из Мессены (ок. 340—260 до н. э.) — греческий философ, воззрения которого считаются близкими кругу киренской школы. В книге “Священная запись”, дошедшей до нас в извлечениях и пересказах, излагал свою версию происхождения веры в богов, согласно которой все боги были когда-то людьми, учредившими свой культ или обоготворенными за свои добродетели и благодеяния. Евгемер считался безбожником (Sext. Emp. Adv. Math. IX, 50), его имя упоминается в списке атеистов Клитомаха Карфагенского. Описание острова Панхайа в его книге в Новое время было воспринято как утопия. В историю культуры Евгемер вошел прежде всего как критик традиционных мифологических представлений, имя его стало нарицательным для учений, ищущих в мифах отражение реальных исторических событий (евгемеризм).
Ист.: Euhemeri reliquiae, ed. G. Nemethy. Budapest, 1889; в рус. пер.: Утопия Евгемера, пер. с древнегреч., вступ. ст. М. К. Трофимовой. — В кн.: История социалистических учений, под. ред. Л. С. Чиколини. М., 1986, с. 271 и ел.; Диодора Сикилийекого историческая библиотека, пер. И. Алексеева. СПб., 1774.
Лит.: В. А. Туторов, Античная социальная утопия. Л., 1989, с. 220—241; Пригороеский Г. М. К истории возникновения утопии Эвгемера.— “Труды РАНИОН”, вып. 1. Памяти А.Н.Савина. М., 1926, с. 165—187; Степанове. Г. Евгемер и евгемеризм. — В сб.: С. В. Платонову— ученики, друзья, почитатели. СПб., 1991, с. 103 и ел.; JacobyF. Euhemeros. RE, 1909, Bd. VI/I, SS. 952-962; Decharme P. La critique des traditions religieuses chez Grecs des origines au temps de Plutarque. P., 1904, pp. 393-411.
M. M. Шахнович
• Euhemĕrus,
Ευήμερος, вероятно, из сицилийской Мессаны, жил при дворе Кассандра и был последователем киренейской школы, которую часто упрекали в безбожии. Он был сочинителем ιερα αναγραφή или священных храмовых надписей, где он рассказывал, как он во время своего путешествия в Аравию и южные моря попал на остров Панхею и там в храме Зевса Трифилийского прочел на одной золотой колонне древнейшую историю мира, начиная со времен Урана. Облекая свою мысль в такой образ, он развил воззрение, будто мифология не что иное, как история о людях, представленных в сверхъестественном виде, будто все боги и герои были лишь выдававшиеся своею силою и умом люди, которым по их смерти оказывали божеские почести, и что главнейшие места их культа тождественны с местом их погребения. Cic. de n. d. 1, 41, 119. Sext. Emp. adv. math. 9, 17. Эти взгляды не были новостью. Они имели поддержку в культе героев и обоготворенных царей, особливо же в критских сказаниях о рождении и могиле Зевса. Уже ионийский историки (Гекатей, Геродот и др.), а также Ефор в некоторых мифах применяли эти прагматико-исторические принципы, но лишь Е. они были проведены последовательно, так что самые возвышенные, исполненные самой богатой фантазии мифы сводились к самому обыкновенному; система эта называлась евгемеризмом. Благоразумные писатели, как Каллимах и Эратосфен, были возмущены этим учением, лишенным всякого духовного и идеального содержания; однако в такое время, когда религиозная вера в древний мир богов была очень ослаблена, учение это было встречено сочувственно. Диодор вполне проникнут этим направлением. Енний разработал это сочинение на латинском языке (Cic. de n. d. 1, 41, 1 19. Augustin. civ. d. 7, 26), неизвестно только, в трохаических ли тетраметрах или в прозе. Отцы церкви, особенно Лактанций, пользовались этим сочинением для того, чтобы опровергать языческую веру в богов. ср.: Krahner, Grundlinien zur Gesch. der röm. Staatsreligion (1837), стр. 37.
ЕВГЕМЕР (Εὐήμερος) из Мессены (ок. 340-260 до н. э.), греческий философ, воззрения которого считаются близкими кругу Киренской школы.
В книге «Священная запись» Ἱερὰ ἀναγραφή), дошедшей до нас в извлечениях и пересказах, Е. излагал свою версию происхождения религии, согласно которой все боги были людьми, в древности учредившими свой культ или обоготворенными за свои добродетели и благодеяния. Е. облек свое изложение в форму рассказа о путешествии в «счастливую Аравию», которое он совершил по поручению царя Кассандра. Во время своего странствия Е. оказался на священном острове Панхайя, где смог прочитать надпись, составленную самим Зевсом.
О содержании сочинения Е. известно по тексту «Исторической библиотеки» Диодора Сицилийского (1 в. до н. э.), который излагает Евгемерово описание острова Панхайя, его природы, населения, обычаев и законов; особое внимание уделяется описанию столицы и ее главного храма (см.: Diod. Sic. V 42-^5: «Об островах на юге океана, об острове, называемом «Святой» и «Панхайя», и о том, что об этом пишут»). Второй раз к «Священной записи» Е. Диодор обращается в 6-й книге, известной в пересказах византийских хронистов.
Диодор сообщает, что жители острова Панхайя отличались особым благочестием и совершали своим богам пышные жертвоприношения. На высоком холме был расположен храм Зевса Трифильского, основанный им самим еще в ту пору, когда он был царем людей. В этом святилище находится золотая стела, на которой перечислены деяния земных царей. Первым царем был человек по имени Уран (Οὐρανός), он был справедлив и добродетелен, знал движения звезд и приносил жертвы небесным богам, поэтому его и нарекли этим именем (греч. οὐρανός - небо), жену его звали Гестия. Сын Урана Крон тоже был царем. Затем царство перешло внуку Урана Зевсу, который воздвиг первый алтарь своему деду, а позже и сам был провозглашен богом за свои деяния. В надписи как потомки Урана и Гестии (их сыновья, дочери, внуки, вместе с их женами) упомянуты боги олимпийской религии: Крон, Рея, Зевс, Деметра, Гера, Посейдон, Фемида, Персефона, Афина.
В Античности Е. считался безбожником (Sext. Adv. math. IX 50), его имя упоминается в списке атеистов Клитомаха Карфагенского. Книга Е. была переведена на латынь Квинтом Эннием (236-169 до н. э.) и стала широко известна. Например, Лактанций сообщал, что в ней рассказывалось о том, как Юпитер (Зевс), «овладевши государственными делами, пришел к такому высокомерию, что сам себе поставил во многих местах капища... В какую бы страну он ни приходил, он связывал с собой ее царей и старейшин взаимным гостеприимством и дружбой... Он хитрейшими способами наблюдал за тем, чтобы ему оказывались божеские почести... Таким способом насаждал Юпитер по всему миру религиозную веру в свое почитание и создавал прочим пример для подражания» (Lact. Div. inst. I 22, 21-23 26-27).
В Новое время описание Е. жизни на острове Панхайа, известное по изложению Диодора, было воспринято как утопия. Некоторые исследователи склонны видеть связь книги Е. с реформаторскими исканиями современной ему эпохи. В историю культуры Е. вошел, прежде всего, как критик традиционных мифологических представлений. Евгемеризмом стали называть учения, ищущие в мифах отражение реальных исторических событий.
Соч.: Euhemeri Messenii Reliquiae. Ed. M. Winiarczyk. Stutt., 1991; Euhemeri reliquiae. Ed. G. Nemethy. Budapest, 1889; Утопия Евгемера. Пер., вст. ст. M. К. Трофимовой, -История социалистических учений. Под редакцией Л. С. Чиколини. М., 1986, с. 271 ел.; Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М, 1996; Diodori bibliotheca historica. Vol. 1-5. Lpz., 1888-19063. Stuttg., 1964.
Лит.: JacobyF. Euhemeros, - RE, Bd.VI. 1,1909, S. 952-962; Winiarczyk M. Euhemeros von Messene: Leben, Werk und Nachwirkung. Münch., 2002; Степанов С. Г. Евгемер и евгемеризм, - С. В. Платонову - ученики, друзья, почитатели. СПб., 1911, с. ЮЗсл.; Пригоровский Г. М. К истории возникновения утопии Эвгемера, - Труды РАНИОН. Вып. I. Памяти А. Н. Савина. М., 1926, с. 165-187; Гуторов В. А. Античная социальная утопия. Л., 1989, с. 220-241.
М. М. ШАХНОВИЧ