Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Евдокия Ильинична, 1799-1848) — известная танцовщица СПб. балета, воспитанница театрального училища, ученица Дидло, воспетая Пушкиным в "Евгении Онегине". Наибольшим успехом И. пользовалась в балетах "Зефир и Флора", "Африканский лев" (1818), "Калиф Багдадский", "Евтимий и Евхариса", "Роланд и Моргана", "Лиза и Колен" (1820), "Лелия Нарбонская" и др. И. участвовала иногда и в водевилях, в ролях с речами. Благодаря своему таланту и красоте И. всегда была окружена толпой поклонников. Между молодежью тогдашнего времени происходили из-за нее не раз поединки, оканчивавшиеся иногда трагически. По выходе в отставку, уже в 40-х гг., И. вышла замуж за второстепенного актера Екунина. См. "Дуэль Завадовского с Шереметевым" (в "Исторических очерках и рассказах" С. Н. Шубинского, СПб. 1 893) и в "Русской старине" (1874), в биографии Грибоедова, бывшего секундантом Завадовского. Также см. "Воспоминания" Вигеля (ч. 5-я) и Головачевой-Панаевой (стр. 20-21, изд. 1890 г.) и альманах Булгарина "Талия" (1825).

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Авдотья Ильинична [6(17).1.1799, Петербург, — 26.6(8.7).1848, там же], русская артистка балета. В 1816 окончила Петербургское театральное училище и дебютировала на сцене петербургского Большого театра, вскоре заняла положение ведущей танцовщицы балетной труппы. Исполнительница главных партий в анакреонтическом (Галатея — «Ацис и Галатея» Кавоса), а затем и героическом (Евхариса — «Евтимий и Евхариса, или Побежденная тень Либаса» Жома) балетах Ш. Дидло, И. владела искусством выразительной пантомимы и виртуозной техникой танца. А. С. Пушкин воспел И. в «Евгении Онегине». Её прославленные партии: Флора («Зефир и Флора» Кавоса), Лиза («Лиза и Колен, или Тщетная предосторожность»), Луиза («Дезертир», музыка сборная), Черкешенка («Кавказский пленник, или Тень невесты» Кавоса), царица Сумбека («Сумбека, или Покорение Казанского царства» Сонне). В творчестве И. воплотились черты, предвещавшие начало расцвета русского балетного романтизма.

    Лит.: Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л.—М., 1958, с. 156—58; Слонимский Ю., Дидло, Л.—М., 1958; Эльяш Н., Авдотья Истомина, [Л., 1971].

    В. М. Красовская.

    А. И. Истомина.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  5. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона