(Даниэль-Николаус Chodowiecki) — знаменитый гравер и живописец, род. 16 окт. 1726 г. в Данциге, сначала служил в торговых заведениях в этом городе и в Берлине, и только в свободные часы мог упражняться, вместе со своим братом, Готфридом (1728—81 г.), в рисовании, которому учился еще в детстве у своего рано умершего отца. Так продолжалось до тех пор, пока успехи, достигнутые в этих упражнениях, не привели юношу к решению посвятить себя всецело искусству. В первое время он рисовал копии с гравюр и писал эмалевыми красками на табакерках, выучившись этому роду живописи у берлинского мастера Поля Гайда, и лишь потом стал пробовать свои силы в воспроизведении собственных композиций. В 1745 г. он занялся миниатюрной живописью; выходившие из-под его кисти маленькие портреты, отличаясь верностью характеристики изображенных лиц и тонкостью работы, мало-помалу создавали ему известность. В то же время, с целью своего усовершенствования, он посещал частную художественную школу, которую содержал Роде в Берлине, и принялся за живопись масляными красками. С 1758 г. он. начал, кроме живописи, заниматься гравированием, и вскоре его остроумные, ловко исполненные офорты обратили на себя внимание знатоков искусства, а "Прощание Жана Каласа с его семейством", выгравированное X. с собственной картины, сделало его имя популярным не только в Пруссии, но и за ее пределами; со всех сторон посыпались заказы на эстампы в таком количестве, что ему пришлось совершенно отказаться от миниатюрной живописи, чтобы сочинять и гравировать иллюстрации для приложения к календарям, которые издавала Берлинская академия наук, к различным альманахам, к романам и друг. книгам, а также изготовлять отдельные гравюры. В 1764 г. X. был избран в ректоры Берлинской акад. художеств в 1788 г. — в ее вице-директоры и, наконец, в 1797 г. — в директоры. Эти должности не отвлекали его от занятий гравированием, и еще за месяц до своей кончины, последовавшей 1 февр. 1801 г., он продолжал работать с привычным усердием. X. был художник, обязанный своим образованием почти единственно самому себе; поэтому в крупных его произведениях заметны некоторая неуверенность и невыработанность рисунка — следствия того, что он не прошел строгой школы этого последнего; зато в мелких своих вещах он является замечательным мастером, тонким наблюдателем современного ему общества, живо и остроумно передающим его быт и нравы в сценах то полных теплого чувства, то наивно-простых, то безобидно-юмористичных. Талант X. всего ярче отразился в его гравюрах, которых насчитывается свыше 2000. Лучшие и интереснейшие между ними — вышеупомянутое "Прощание Каласа с его семейством", "Фридрих-Вильгельм II на военном параде в Потсдаме", "Кабинет живописца" (сам X., рисующий группу своих жены и детей, собравшихся вокруг стола), 16 картинок к "Жизни Бункеля", серия картинок под заглавием: "Успехи добродетели и порока" (12 листков, приложенных к "Геттингенскому календарю" на 1778 г.), "Вильгельм Телль", "Цитен, садящийся в присутствия своего государя", и "Цитен, дремлющий за королевским обеденным столом". Из сочиненных и гравированных X. иллюстраций к произведениям изящной словесности особенно любопытны приложенные к современным ему изданиям "Минны фон Бармгельм", "Дон Кихота", "Векефильдского Священника", "Басен Геллерта", "Жиля Блаза", сочинений Вольтера, "Разбойников" Шиллера, "Сентиментального путешествия Йорка" и некоторых из драм Шекспира. Большинство произведений X. по части эмалевой живописи — верх совершенства в отношении законченности, оживленности композиции и приятности красок; то же самое можно сказать и об его миниатюрных портретах. Очень хороши также многие из карандашных и акварельных рисунков X., рассеянных в различных коллекциях; самые занимательные, в числе 108 листов, заключаются в принадлежащем теперь Берлинск. академии дневнике поездки художника в 1773 г. из Берлина в Данциг, для свидания с матерью. Что касается до работ X. масляными красками, то они уступают в достоинстве произведениям его в других родах, как о том можно судить, напр., по "Портрету отца Рахили фон Варнгаген" и картине "Прощание Каласа с его семейством", находящимся в Берлинском музее.
Ср. Meusel, "Miscellaneen", тетр. V — IX; L. Kämmerer, "Chodowiecki" (в "Künstler-Monographien" В. Кнакфуса, XXI, Билефельд и Лпц., 1897), W. Engelmann, "Daniel Chodowieckis sammtliche Kupferschtiche" (Лпц., 1857) и W. von Oettingen, "Daniel Chodowecki, ein Berliner Künstler. Leben im achtzehnten Jahrhundert (Берл. 1902).
(Chodowiecki)
Даниель Николаус (16.10.1726, Данциг, ныне Гданьск, Польша, — 7.2.1801, Берлин), немецкий график и живописец. По происхождению поляк. С 1743 жил в Берлине, где и учился. В духе идеологии Просвещения (См. Просвещение) изображал сцены жизни простого народа [серия рисунков (перо, кисть, бистр, тушь) — «У столяра», «У портного», «У книгопечатника» и др., около 1790], бюргерский быт (серия рисунков «Поездка в Данциг»,см.илл.). Исполнил также ряд живописных портретов. Особенно много работал как иллюстратор, выработав тип миниатюрно тонкого офорта (иллюстрации к произведениям И. В. Гёте, Г. Э. Лессинга, Ж. Ж. Руссо, Т. Смоллетта и др., к альманахам и календарям). искусство Х. сыграло значительную роль в развитии просветительского реализма в немецком и польском искусстве 18 в.
Лит.: Jahn J., Daniel Chodowiecki..., В., 1954; Turnau J., Kultura materialna Oswiecenia w rycinach D. Chodowieckiego, Wrocław [e. a.], 1968.
Д. Н. Ходовецкий. «Общество за столом». Рисунок 113 серии «Поездка в Данциг». 1773.
Д. Н. Ходовецкий. «Автопортрет с семьей». Офорт. 1771.