(Liverpool) — гор. в графстве Ланкастер в Англии, на вост. берегу р. Мерси, в 7 км от впадения ее в Ирландское море: имеет 4,5 км в длину и 3 км в ширину. Вдоль берега тянется целая линия доков (до 50) бассейнов, пристаней, на 8 км в длину; некоторые доки соединены с каналом Лидс-Ливерпуль; большая часть других имеет шлюзы и водяные доки. К докам принадлежит множество складов, кладовых, элеваторов; к ним подведены железные дороги для пассажиров и отдельные линии для товаров, для подвоза угля; все приспособлено для того, чтобы облегчить отпускную торговлю, которая сделала Л. одним из мировых рынков. Л. имеет превосходную воду, проведенную из-за 40 км от города. В 1891 г. домов в Л. 105786, из них 14552 нежилых. С Л. совершенно слились предместья, население которых быстро увеличивается: Ботль, Вальтон на Холме, Вотерло, Вевертри, Вест-Дерби, Токстет Парк. Ниже города, по левому берегу Мерси, лежит мст. с морскими купальнями, Нью-Брайтон. Почти1/6всего населения Л. — католики-ирландцы, составляющие самый беднейший класс жителей. Богатые кварталы в городе и предместьях представляют резкий контраст с узкими и часто грязными рабочими кварталами, хотя в настоящее время и город. управлением, и частными лицами употребляется много стараний на улучшение и оздоровление жилищ рабочих. Красивейшие парки — Принц и Сефтон (160 гект.). Из зданий особенно замечательны: С-т-Джордж-Галль, в строго коринфском стиле, с залом суда, концертным залом и аудиторией для общественных собраний и публичных чтений; огромный вокзал, перед которым памятник Биконсфильду и конная статуя принца-супруга; художественная галерея Уокера, с картинами современной школы; городская ратуша, с огромной "залой известий" (the news room; 175' длины, 90' ширины и 50' высоты); здание филармонического общ., колоссальных размеров, с превосходной акустикой; библиотека Пиктона, публичная библиотека с 80000 томов и музеем (по преимуществу древностей); дом для призрения моряков. Много церквей различных вероисповеданий, между прочим греческая церковь, синагога. Университетская коллегия — филиал отделение манчестерского университета Виктории, со всеми обыкновенными факультетами, кроме юридического (41 учащий); ливерп. королевский институт, ливерп. коллегия, институт механиков, школа химии, строительный институт, коммерческое училище Тэйлора, католический институт, 2 высшие женские школы, католическая семинария, медицинская школа, акд. художеств. Христианская ассоциация молодых людей, заведение для образования рабочих; ботанический и зоологический сады, астрономическая обсерватория; дом умалишенных, приюты и училища для глухонемых и слепых, морской сиротский дом, богадельни и сберегательные кассы. Городских и частных школ разных исповеданий 198. Несколько театров. Главные из множества периодических изданий: "Daily Post", "Mercury", "Evening Express" и "Journal of Commerce". Банков 15. Заводы сахарные, железо— и сталеделательные, канатные и корабельных снастей, химические, винокуренные и пивоваренные, но всего важнее кораблестроение. Л. — преимущественно торговый г. Мировое торговое значение Л. приобрел благодаря своему географическому положению, удобному для сношений с Сев. Америкой, и близости промышленных и мануфактурных центров в графствах Ланкастер и Иорк. По ввозу товаров Л. уступает место Лондону, но по вывозу английских товаров занимает первое место. В 1890 г. ввезено было товаров на сумму 108 млн. фн. стерл., а вывезено — на 118 млн. фн. стерл., в том числе только на 13 млн. фн. стерл. неанглийских товаров; в 1892 г. ввезено на 109,3 млн., вывезено английских товаров на 103,7 млн., иностранных на 13,1 млн. фн. стерл. Первенствующее место Л. в торговле хлопчатобумажными товарами неоспоримо. В 1890 и 1891 г. ввезено через Л. следующее количество этих товаров:
------------------------------------------------------------------------| | Количество в || Страны отпуска | кипах || товаров |--------------------------------|| | 1890 г. | 1891 г. ||----------------------------------------------------------------------|| Св.-Амер. Соед. | 2888997 | 3566970 || Штаты. | 150132 | 146308 || Бразилия | 269163 | 330021 || Египет | - | 5797 || Вестиндия | 57969 | 47583 || Перу | 434225 | 154227 || Индия | | |------------------------------------------------------------------------Пряжи вывезено из Англии через Л. в 1891 г. 3,43 млн. кип (чрез Гулль — 299195 кип); запас к 31 декабря = 1,42 млн. кип. В 1892 г. хлопка в соедин. королевство ввезено 805069 тонн, в том числе 752555 тонн через Л. Другие важнейшие предметы ввоза: зерно (особенно пшеница), мука, мясо свежее и в консервах, рис, сахар, какао, джут, конопля, растительные масла, каучук, скот, керосин и все материалы, необходимые для судостроения. Главные предметы вывоза: изделия из хлопчатой бумаги, шелка, шерсти, джута и льна (до 50% общего числа вывоза), хлопчатобумажные изделия на сумму 38 млн. фн. стерл. ежегодно; далее идут металлы, железные и стальные изделия, машины, уголь, щелочи, фарфоровые изделия, рыба (особенно сельди). Подрывом для торговли Л. грозит открытый в 1894 г. Манчестерский канал. Собственный торговый флот Л. насчитывал в 1892 г. 987 пароходов и 1346 парусных судов, всего вместимостью в 2,1 млн. тонн. Особенно значительна морская торговля Л. с Сев. Америкой; ирландские произведения (льняные изделия, пищевые продукты) также идут через Л. Ввозная и вывозная торговля (1892) вместе = 11 млн. тонн, береговая торговля = 6 млн. тонн. Жителей в Л. 517980 (1891), а с предместьями и Биркенхэдом — 797085. Л. — прежде рыбачья деревушка, при Елизавете состоявшая из 138 дворов; в 1700 г. г. в Л. было только 5000 жителей; в XVIII в. с постройкой доков он начал быстро расти. Во время войны за испанское наследство ливерпульские купцы разбогатели торговлей невольниками с испанскими колониями и контрабандной торговлей английскими мануфактурными товарами с Южн. Америкой, а также вывозом оттуда колониальных товаров. Позже они образовали компанию для развития торговых сношений с Сев.-Амер. Соед. Штатами, захватив в свои руки торговлю хлопком. Ср. "Lippincott's Geographical Encyclopedia"; Picton, "Memorials of L." (Л., 1875); Dorn, "Seehäfen des Weltverkehrs" (B., 1892).
E. Г.