(Вильям Cullen) — знаменитый английский врач прошлого столетия (1712—1790), профессор в Глазго, затем в Эдинбурге, преподавая химию, фармакологию, теоретическую и практическую медицину. К. играет важную роль в истории медицинских доктрин, главным образом своей критикой господствовавших до него учений Бургава и Сталя. Исходная точка учения К., что причины всех страданий лежат в нервной системе, содержащей особое жидкое начало (Fluidum). Болезни обусловливаются усиленным или ослабленным движением Fluidi. Учение К. было так же недолговечно, как и многие предшествовавшие ему, но главная заслуга его в остроумной критике предшествовавших теорий. Произведения К. пользовались чрезвычайным вниманием в свое время, что видно из их многочисленных изданий и переводов (с английского) на немецкий, французский, итальянский и латинский языки. Важнейшим из них считается четырехтомный: "First lines of the practice of physick, f o r the use of students", выдержавшее 5 изданий и бесчисленное множество переводов. Имя К. до некоторой степени связано с гомеопатией, так как Ганнеман, переводя его фармакологию, впервые натолкнулся на мысль о законе подобий. Ср. Thomson, "Account of the l i fe of W. С." (Эдинб., 1832).
Г. М. Г.
КУЛЛЕН Каунти (Countee Cullen, 1901—) — американский поэт, негр. Р. в Нью-Иорке, воспитывался в консервативной среде методистской секты. Кончил Нью-иоркский университет. В 1925 выходит первый сб. стихов К. «Цвет» (Colour), выдвинувший К. в первые ряды молодых негритянских поэтов. В 1927 появляется его второй сб. «Медное солнце» (Copper Sun) и «Баллада о смуглой девушке» (The Ballad of The Brown Girl). Главные мотивы его лирики — любовь и смерть. К. не намечает новых путей негритянской поэзии, подобно своим современникам Лэнгстону, Хьюз и Клоду Маккею (см.), он только завершает литературную традицию предыдущих поколений негритянских поэтов, преодолевая их сентиментальность и неуклюжесть формы. К. консервативен в своих устремлениях. Он целиком принимает американскую буржуазную культуру. Поэт принадлежит к консервативному слою мелкобуржуазной негритянской интеллигенции, захваченному американскими «просперити» и всемогущей «силой» доллара. Эта группа, заинтересованная лишь в собственном «благополучии», проходит мимо социальных противоречий эпохи. Замкнувшись в узкой поэтической сфере, К. стоит в стороне от окружающей действительности. Негритянский вопрос в Америке почти не затрагивается Кулленом. Редкие нотки протеста лишены у него актуальности и остроты. Куллен — представитель «чистого» искусства, которое лишь услаждает и убаюкивает.Библиография:
I. Colour, 1925; Copper Sun, 1927; The Ballad of the Brown Girl, 1927; Caroline Dusk, 1927.
II. Рецензии о К. в журн.: «Bookman», 1928, VII; «New Masses», 1928, X.
III. Manly J. M. and Rickert E., Contemporary American Literature (библиография).