(графиня Евдокия Петровна, урожденная Сушкова) — писательница (1811—1858). Рано лишившись матери, воспитывалась в семье своего деда с материнской стороны, И. А. Пашкова. Воспитание ее было вверено бесконтрольно разным гувернанткам, которые, по свидетельству брата Р., С. П. Сушкова, никуда, за немногими исключениями, не годились. Уже в детстве Ростопчина усвоила хорошо языки французский, немецкий и английский (впоследствии — итальянский) и очень много читала. Еще почти ребенком, по ее словам, она, "под впечатлением восторга от Шиллера, Жуковского, Байрона, Пушкина, сделала сама попытку заняться поэзией и написала оду на Шарлотту Корде, но впоследствии сожгла ее". В 1831 г. появляется в печати первое ее стихотворение: "Талисман", в альманахе "Северные Цветы", за подписью Д—а. В 1833 г. Р. вышла замуж за графа А. Ф. Ростопчина, сына московского главнокомандующего; брак этот был скорее результатом настояний родственников, и счастливым он не был. Вскоре после выхода замуж, Р. начинает помещать свои стихи во многих журналах, подписывая их сперва Р—а, а затем и полным именем. Успех ее стихотворений, отличавшихся звучной, изящной формой, был выдающийся. Пушкин, Лермонтов, Жуковский ободряли ее своими лестными отзывами; немалое значение имело и положение писательницы в высшем обществе. Когда в 1841 г. вышел отдельно первый сборник ее стихотворений, Плетнев встретил его восторженно, но Белинский, признавая в Ростопчиной "поэтическую прелесть" и "высокий талант", заметил существенные недостатки в ее произведениях: пустоту содержания и "служение богу салонов". И действительно, это лирика любви неразделенной, но непременно изящной, светской: поэтесса мечтает лишь о блеске, стремится восхищать свет своей красотой, ее обаяние не литературное, а "женское". В 1845 г. Р. поехала за границу, и в Италии написала известную балладу: "Насильный брак", в которой она изображает отношения России к Польше; Польша представлена в виде угнетенной жены грозного барона. Баллада эта сперва не была понята, но вскоре аллегорический ее смысл выяснился, и Р. подверглась гневу императора Николая Павловича. После этого Р. возвращается к своему прежнему направлению, т. е. к "служению богу салонов", а если и затрагивает общественные темы, то лишь в патриотических стихотворениях (во время Крымской войны) и в повестях, комедиях и стихотворениях, в которых нападает на прогрессивные течения русской мысли. В этом отношении особенно замечательны продолжение "Горя от ума" и "Дом сумасшедших"; она одинаково нападает здесь и на западников, и на славянофилов, так как в сущности ни те, ни другие не подходят к ее салонным идеалам. Отношение к ней Чернышевского и Добролюбова было весьма неблагоприятно: их критика отметила, что к прежней пустоте содержания присоединилось ретроградство. Умерла графиня Р. почти забытая публикой. Ее сочинения изданы Смирдиным в 1857 г., за границей — в 1860—62 гг. и, наконец, ее братом, С. П. Сушковым, в 1890 г. (СПб.).
Ср. "Вестник Европы", 1885, № 3 — ст. Е. С. Некрасовой, и 1888, № 5 — ст. С. П. Сушкова.
А. Б.
РОСТОПЧИНА Евдокия Петровна, урожд. Сушкова (1811—1858) — дворянская поэтесса и беллетристка 40—50-х гг. XIXв. Р. в Москве в дворянской семье, получила домашнее воспитание. В 1833 вышла замуж за гр. Ростопчина. В 1839 Ростопчина выпустила ряд повестей, раньше печатавшихся в журналах, под названием «Очерки большого света», в 1841 — первый сборник стихов. Мотивы раннего творчества Р. пронизаны струей буржуазно-дворянского либерализма. В молодости общение с некоторыми из участников декабристского восстания, знакомство с Н.П.Огаревым, позже, за границей, общение с кругами, сочувствовавшими национально-освободительному движению Польши, — все это оставило известный след в творчестве Р. 15-летней девушкой она оплакивала в стихах казненных декабристов и мечтала о грядущем часе «падения деспотства и царей». Недаром Огарев расценивал последующие патриотические вирши Р. как ренегатство (см. «Отступница»). Произведения этого либерального периода не дошли до нас. Основная же продукци Р. глубоко реакционна. Ее лирическая поэзия — интимные переживания великосветской львицы с необычайно ограниченным кругозором. Белинский в 1841 остроумно заметил, что поэзия Р. «прикована к балу» и представляет собой «исключительное служение богу салонов». Основной порок ее интимной лирики — шаблонные ходульные образы, подмена конкретного показа напыщенными риторическими рассуждениями о «прекрасном» и «высоко неземном». Ее откровенно ретроградные стихи 50-х гг. «В изношенном халате», полные истерически-злобных выпадов против нового читателя, возмутили даже такого умеренного либерала, как Никитенко. Исключение составляет только напечатанная в 1846 остроумная политическая сатира «Насильный брак», явившаяся поздним отголоском ранних либеральных тенденций Р. Здесь под видом деспота барона, притесняющего насильственно похищенную жену, Р. изображает взаимоотношения НиколаяI и Польши. В русской антимонархической поэзии этой сатире Р. принадлежит известное место.Библиография:
I. Стихотворения, ч.1, СПБ, 1841 (более не выходило); Стихотворения, тт.I и II, СПБ. 1857, и тт.III и IV, СПБ, 1860; Сочинения, 2тт., СПБ, 1890 (с биографич. очерком С.П.Сушкова).
II. ДобролюбовН.А., «Современник», 1857, №10 (отзыв о романе «У пристани»), перепеч. в «Полном собр. сочин.» Добролюбова, т.I, М. — Л., 1934; БелинскийВ.Г., Полное собр. сочин., Под редакцией С.А.Венгерова, т.III (СПБ., 1901), стр.393, т.IV (1901), 279, 529—530; т.VI (1903), стр.264—265, 317—321; т.VII (1904), стр.68; ЧернышевскийН.Г., Полное собр. сочин., т.II, СПБ., 1906 (2 рец.); ВеселовскийЮ., Поэзия гр. Е.П.Ростопчиной, в книге его: Этюды по русской и иностранной литературе, т.I, М., 1913; ЛернерН., РостопчинаЕ.П., гр., «Русский биографический словарь», т. Романова — Рясовский, П., 1918 (здесь же и библиография).
III. ГолицынН.Н., кн., Библиографический словарь русских писательниц, СПБ, 1889, МезиерА.В., Русская словесность с XI по XIX ст. включительно, ч.2, СПБ, 1902.