Агарь в словарях и энциклопедиях
рабыня-египтянка, сделавшаяся с согласия Сары, во время бездетства последней, наложницею Авраама (см. это сл.) и родившая ему сына Измаила. Когда Исаак, сын Авраама от Сары, стал подрастать, А. вместе с Измаилом по настоянию Сары были высланы из дома Авраама. А. ушла на юг, поселилась в Аравийской пустыне, где Измаил впоследствии стал родоначальником арабских племен, прозванных измаильтянами (по его имени) и агарянами (по имени его матери). Мохаммедане поднесь чтят память А. как родоначальницы их и странствуют к ее гробнице, которую они показывают в Мекке. В арабской литературе сохранилось много легенд об А.
? муж. болотный кулик; клянча, авдотька, нетигель?
АГАРЬ - рабыня Сарры, жены патриарха Авраама, родившая ему сына Измаила (Бытие, 15:16).
АГАРЬ? м. болотный кулик; клянча, авдотька, нетигель?
в Ветхом Завете, египтянка, рабыня Сарры, жены Авраама. Сарра, будучи бесплодной, отдала Агарь в наложницы Аврааму, чтобы он мог иметь потомство. Когда Агарь зачала, притеснения со стороны Сарры вынудили ее бежать в пустыню Сура (область между страной филистимлян и северо-восточной границей Египта), однако впоследствии она возвратилась и родила Измаила (Быт 16). Позднее Сарра сама родила сына, Исаака, и, опасаясь, что Авраам сделает наследником Измаила, убедила мужа выгнать Агарь вместе с ее сыном из дому (Быт 21:1-21). Агарь с Измаилом поселились в пустыне Фаран. Раши, средневековый комментатор Библии (1040-1105), отождествляет Хеттуру, на которой Авраам женился после смерти Сарры и которая родила ему нескольких детей, с Агарью (Быт 25:1-2). В качестве матери Измаила, традиционно считающегося прародителем арабов, Агарь занимает важное место в арабских преданиях.
См. также ИЗМАИЛ.
АГАРЬ
АГА́РЬ, рабыня Сарры, жены патриарха Авраама(см. АВРААМ), родившая ему сына Измаила(см. ИЗМАИЛ (в Библии)) (Бытие, 15:16). По ее имени мусульман (или только арабов) в старинной литературе называют агарянами.
Агарь (евр. Хагар), египтянка, рабыня Сарры, возм., одна из тех, кого фараон подарил Аврааму (Быт 12:16). Бездетная Сарра отдала А. в наложницы своему мужу, чтобы исполнилось Божье обетование о сыне и наследнике Авраама. Ожидая ребёнка, А. возгордилась и стала с непокорством и презрением относиться к своей госпоже. Это вызвало недовольство Сарры, и она "стала притеснять" А. (Быт 16:6). Не выдержав сурового обращения и боясь наказания, А. бежала. Но Бог через ангела повелел А. вернуться, дав ей обетование о том, что у нее родится сын, от к-рого произойдет большое потомство. А. вернулась к Аврааму. Но Измаил, к-рого она родила Аврааму (Быт 16), не наследовал Божьего обетования (Быт 17:19); наследником стал сын Сарры Исаак (Быт 21:2). Когда Сарра отнимала от груди Исаака, она потребовала удалить рабыню А. вместе с сыном. Авраам подчинился этому желанию Сарры, лишь когда его подтвердил Бог. В пустыне, продвигаясь на юг, А. и Измаил заблудились и едва не умерли от жажды, но Господь указал им колодец. После этого мать и сын не пошли в Египет, к-рый, казалось, был целью их путешествия, а поселились в пустыне Фаран. Позже А. сосватала Измаилу египтянку (Быт 21:8-21). В Гал 4:22-31 ап. Павел, говоря об отношениях между Церковью Христовой и иуд. народом, сравнивает их с отношениями А. и Сарры.
(бегство) (Быт.16:1 ) - египтянка, жившая в семействе Аврама, как служанка, или как раба или жена, Так как Сара была бездетна, то она предложила Авраму взять Агарь в жены; когда же Агарь оказалась беременною от Аврама, то сильно возгордилась и стала непочтительно обращаться с Сарою. Раздраженная поведением своей служанки, Сара начала теснить ее, и та была вынуждена бежать из дома. Она направила свой путь в Египет - свою отечественную страну, через пустыню Сур. И нашел ее Ангел Господень у источника воды в пустыне (Быт.26:7 ), замечает свящ. бытописатель, и повелел ей возвратиться к госпоже своей и покориться ей; при этом предсказал ей, что она родит сына и назовет его Измаилом; что он будет между людьми как дикий осел, руки его на всех, и руки всех на него (12), и несмотря на все это, он будет жить пред лицом всех братьев своих, и что потомство его будет великое. Означенное чудесное видение Ангела Агари произошло у источника воды в пустыне, на ю. от Иудеи, который по сему случаю и назван был Беер-Лахай-рои (источник живого, видящего меня). Вскоре после сего Агарь возвратилась к Авраму и родила ему сына, названного Измаилом.
История, или состояние Агари употребляется аллегорически в Новом Завете, чтобы нагляднее пояснить свойство домостроительства Божия от горы Синая. Так ап. Павел в послании к Галатам (Гал.4:25 ) иносказательно проводит параллель между состоянием Иудеев под законом и Христиан под Евангелием. Не закон, а только Евангелие делает чад свободными и наследниками царствия Божия. Посему как Агарь по повелению Божию должна быть удалена из дома Авраамова, так и Иудеи, которые хотят оставаться только под игом закона, не могут участвовать в наследии царства Мессии. Арабы называют гору Синай именем Агари.
Аг’арь (Быт.16:1,3,4,8,13,15,16; Быт.21:9,14,17; Быт.25:12; Гал.4:24,25) — служанка египтянка в доме Аврама, которая по желанию Сары, стала его наложницей, забеременела и возгордилась. В пустыне, куда она бежала от негодования Сары, ее встретил Ангел и убедил смириться и вернуться. После рождения Исаака она должна была оставить дом Авраама совсем.