Пейко Николай Иванович в энциклопедиях
Пейко́ Николай Иванович (19161995), композитор, педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР (1964). Ученик Н. Я. Мясковского. Оперы («Ночь царя Ивана» по А. К. Толстому, 1982, и др.), балет «Жанна дАрк» (по Ф. Шиллеру, 1957), оратория «Дней давних бой» (к 600-летию Куликовской битвы, 1980), 8 симфоний (194686), инструментальные концерты, камерно-инструментальная музыка. Профессор (с 1958) Московской консерватории и Музыкально-педагогического института имени Гнеcиных. Государственная премия СССР (1947, 1951).
Пейко́ Николай Иванович
(1916—1995), композитор, педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР (1964). Ученик Н. Я. Мясковского. Оперы, в том числе «Ночь царя Ивана» (1982), балет «Жанна д’Арк» (1957), оратория «Дней давних бой» (к 600-летию Куликовской битвы, 1980), 8 симфоний (1946—86), инструментальные концерты, камерно-инструментальная музыка. Профессор (с 1958) Московской консерватории и Музыкально-педагогического института им. Гнесиных. Государственная премия СССР (1947, 1951).
( р. 25 III 1916, Москва)
Я восхищаюсь его талантом педагога и композитора, считаю его человеком высокого ума и душевной чистоты.
С. Губайдулина
Каждое новое сочинение Н. Пейко вызывает неподдельный интерес слушателей, становится событием музыкальной жизни как яркое и самобытное явление отечественной художественной культуры. Встреча с музыкой композитора - это возможность духовного общения с нашим современником, глубоко и серьезно анализирующего нравственные проблемы окружающего мира. Композитор работает много и интенсивно, смело осваивает широкий диапазон разнообразных музыкальных жанров. Им создано 8 симфоний, большое количество сочинений для оркестра, 3 балета, опера, кантаты, оратории, камерно-инструментальные и вокальные произведения, музыка к театральным спектаклям, кинофильмам, радиопередачам.
Пейко родился в интеллигентной семье. В детстве и юности его музыкальные занятия носили любительский характер. Случайная встреча с Г. Литинским, высоко оценившим одаренность юноши, изменила судьбу Пейко: он становится учащимся композиторского отделения музыкального техникума, а в 1937 г. - принят на третий курс Московской консерватории, которую окончил по классу Н. Мясковского. Уже в 40-х гг. Пейко заявил о себе и как композитор яркого и самобытного дарования, и как общественный деятель, и как дирижер. Наиболее значительные сочинения 40-50-х гг. свидетельствуют о растущем мастерстве; в выборе тем, сюжетов, идей все более проявляется живость интеллекта, жизненная наблюдательность, универсальность интересов, широта кругозора и высокая культура.
Пейко - прирожденный симфонист. Уже в раннем симфоническом творчестве определяются особенности его стиля, отличающегося сочетанием внутренней напряженности мысли со сдержанным ее выражением. Яркой особенностью творчества Пейко является обращение к национальным традициям народов мира. Разнообразие этнографических интересов сказалось в создании первой башкирской оперы "Айхылу" (совм. с М. Валеевым, 1941), в сюите "Из якутских легенд", в "Молдавской сюите", в Семи пьесах на темы народов СССР и др. В этих сочинениях автором двигало стремление отразить современность сквозь призму музыкально-поэтических представлений народов разных национальностей.
60-70-е гг. - пора творческого расцвета и зрелости. Известность за рубежом принес балет "Жанна д\'Арк", созданию которого предшествовала кропотливая работа над первоисточниками - народной и профессиональной музыкой средневековой Франции. В этот период сформировалась и мощно зазвучала патриотическая тема его творчества, связанная с обращением к памятникам истории и культуры русского народа, его героическим подвигам в минувшей войне. Среди этих сочинений оратория "Ночь царя Ивана" (по мотивам повести А. К. Толстого "Князь Серебряный"), симфонический цикл "В страде войны". В 80-е гг. в русле этого направления созданы: оратория "Дней давних бой" по мотивам памятника древнерусской литературы "Задонщина", камерная кантата "Пинежье" на основе произведений Ф. Абрамова.
Все эти годы оркестровая музыка продолжает занимать ведущее место в творчестве композитора. Наибольший общественный резонанс получили его Четвертая и Пятая симфонии, Концерт-симфония, развивающие лучшие традиции русского эпического симфонизма. Поразительно разнообразие вокальных жанров и форм, охваченных Пейко. В произведениях для голоса и фортепиано (свыше 70) воплощено стремление к этико-философскому пониманию поэтических текстов А. Блока, С. Есенина, средневековых китайских и современных американских поэтов. Наибольший общественный резонанс получили произведения на стихи советских поэтов - А. Суркова, Н. Заболоцкого, Д. Кедрина, В. Набокова.
Пейко пользуется непререкаемым авторитетом в среде молодых композиторов. Из его класса (а преподает он с 1942 г. в Московской консерватории, с 1954 - в Институте им. Гнесиных) вышла целая плеяда высококультурных музыкантов (Е. Птичкин, Е. Туманян, А. Журбин и др.). Сейчас композитор достиг вершин творческой зрелости. Однако ему чужда самоуспокоенность. Впереди - осуществление многих замыслов.
Большой Энциклопедический словарь. 2000.