«Баба, женская фигура»

Баба, женская фигура в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Баба, женская фигура»

Источники

    Словарь Брокгауза и Ефрона

    очень рано в южной России путешественники стали замечать грубые изображения человеческих фигур, разбросанных по различным местностям и поставленных неизвестно кем и для какой цели. Исторические следы существования этих фигур, которые известны под названием баб — встречаются уже в XIII веке, а сами бабы существуют до сих пор разбросанными на громадной полосе земли, обнимающей всю южную Россию, киргизские степи и на западе древнепольские области, хотя в последних они встречаются гораздо реже. По своей форме фигуры эти распадаются на два разряда: столбы с человеческими головами и целые фигуры, более или менее обделанные, относимые отчасти к железному веку в его древнейшую пору, отчасти же к более поздним временам. Более точно определить время их происхождения, имя народа, который их делал и цель, которой они служили, невозможно; надо только упомянуть, что в общем бабы встречаются на том же пространстве, что и курганы. Что касается их внешности, можно заметить, что они представляют всегда человека во весь рост, причем всегда ясно отделанной является только голова; тело же бывает или намечено в контурах, или же изображено более тщательно. Бабы представляются или женщинами, иногда обнаженными до пояса, с обвисшими грудями, в высоких на голове шапках, с двумя косами, с руками, сложенными на животе, держащими какой-то неопределенный предмет вроде чаши, — или же мужчинами, в меховых кафтанах, ермолках, с бритой головой, с мечами у пояса. Есть, однако, некоторые разновидности: во-первых, фигуры представляются в сидячей и стоячей позе, а во-вторых, руки у некоторых иначе расположены. Так, в Екатеринославской губернии найдена Б., одна рука которой прикасается в колену, а другая поднята к. уху; на нее похожа такая же Б., найденная в Келецкой губ. Здесь же в Келецкой губ., у подошвы Лысой горы стоит каменная, грубо отесанная фигура, представляющая человека, стоящего на коленях, но эту фигуру местный народ не называет Б., а св. Онуфрием, и рассказывает о ней легенду, что этот святой окаменел по причине своего хвастовства, что он каждые сто лет на дюйм поднимается в гору, и что когда он достигнет вершины горы, тогда наступит конец света. Подробности о бабах можно найти в "Трудах первого археологического съезда в Москве" в статье гр. Уварова.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона