Метр стихотворный размер в словарях и энциклопедиях
(греч. μέτρον, мера, размер) — в русском языке означает, в более широком смысле, стихотворный размер (см. Стихосложение), в более тесном — неделимую ритмическую единицу, с определенным расположением долгих и кратких слогов или же с акцентом (ударением) на подлежащем месте. В этом последнем значении М. отождествляется со стопой (см.), а потому и метрическое стихосложение иначе называется стопным . В языках количественных (квантитативных), каковы древнегреческий, латинский, санскритский и др., в основание М. полагается определенная мера времени, а именно время, потребное для произнесения короткого слога (χρόνος πρώτος, т. е. первоначальное основное время); продолжительность долгого слога принимается при этом за двойную или двухвременную. Краткость обозначается знаком
, долгота знаком —. Так как "основное время" служило мельчайшей частью ритма и единицей ритмической меры, то по числу его называлась не только стопа (метр), но и весь стих. Таким образом, сочетание слогов долгого с кратким
составляло трехвременный М., долгого с двумя краткими (или, вместо того, с другим долгим) — четырехвременный М., долгого с тремя краткими — пятивременный М., двух долгих с двумя краткими — шестивременный М. Количество стоп, из которых составлены стихи и колена поэтического произведения, обуславливает собой ритмический род последнего (γενος ρυθμικόν), а именно ритмы трохеический
, дактилический
, пэонический
и ионический
. Простейшая и древнейшая строфа во всех родах ритма и у всех народов есть двустишие (distichon); она содержит в себе четыре колена. По числу метров в стихе последний именуется диметром, триметром, тетраметром, пентаметром, гекзаметром; к этим названиям присоединяются названия ритмических родов (например, диметр трохеический). М. в языках квантитативных совпадает с их просодией, и долгота слогов отвечает ритмическим ударениям или иктам (ictus); при этом зачастую грамматические (иначе — прозаические) ударения или акценты не согласуются с ритмическими, и последние могут падать на неударяемые слоги. В отличие от этого греческого М. некоторые ученые (Олесницкий, Сокальский и др.) допускают понятие "вольного М.", как материальной неделимой единицы, необходимой для проявления ритма в песенной речи. Конструкция "вольного М." разнообразна, как разнообразны свойства языков; главная цель его состоит в том, чтобы "давать такие ощутимые для слуха части, которые могли бы служить для целей ритма, т. е. сочленяться в известные группы низшего и высшего порядка, а для этого достаточно даже одного акцента или особой интонации в каждой части на каком-либо слове или слоге" (П. Сокальский, " Русская народная музыка", стр. 238). Ср. Метрика, Ритм, Стопа, Стихосложение.
А. Деревицкий.