Дивертисмент в словарях и энциклопедиях
(забава, divertimento — итал., divertissement — франц.) — так называются музыкальные сочинения, составленные из нескольких небольших, легко обработанных пьес, для одного или нескольких инструментов. Д. называется также одна легкая пьеса, вставленная в сюиту среди других, более сложных. В России и во Франции Д. называется музыкальный антракт или небольшой концерт, вставленный в спектакль.
Н. С.
(от франц. divertissement — увеселение, развлечение)
в театре, в 17—18 вв. вставная или заключительная часть драматического спектакля (иногда оперного или балетного), состоящая из пения, танцев, комических сценок, пародий и др. номеров увеселительного характера, обычно не связанных с сюжетом представления. В 70-х гг. 19 в. Д. становится самостоятельной концертной программой эстрадных театров и балаганов. Значительное распространение Д. получил в русском балете после Отечественной войны 1812, превратившись в особый вид балетного спектакля на патриотические и народные темы.
Д. в музыке, род бытовой музыки, обозначение инструментальных произведений, служивших главным образом развлекательным целям. Д. состояли из нескольких частей (обычно 4—10) и предназначались для различных инструментальных составов (от одного инструмента до камерного ансамбля и оркестра). Соединяли в себе черты сонаты (См. Соната) и сюиты (См. Сюита); по широкому применению танцевальных жанров сближались с серенадой (См. Серенада), родственны также кассации (См. Кассация) и Ноктюрну. Д. встречаются в произведениях Й. Гайдна, В. А. Моцарта и др. В 19 в., за немногими исключениями («Венгерский дивертисмент» Шуберта для фортепиано в 4 руки), превращаются в жанр салонной музыки, аналогичный Попурри. В 20 в. термин «Д.» применяется как обозначение сюиты, составленной из номеров балета (Д. из балета «Поцелуй феи» Стравинского); изредка создаются произведения, представляющие собой стилизацию Д. 18 в. (Д. для струнного оркестра Бартока).
ДИВЕРТИСМЕ́НТ, -а, муж. (спец.). Различные номера, дополняющие главное представление. Увеселительный д. Танцевальный д.
| прил. дивертисментный, -ая, -ое.
-а, м.
Музыкальное или драматическое представление из ряда отдельных номеров, даваемое в дополнение к спектаклю или концерту.
В театре «Гармония» на святках давались дневные спектакли с большим дивертисментом. Катаев, За власть Советов.
[франц. divertissement]
развлечение, забава (вставочное представление)
Ср. Незваные гости (явившиеся в масках) по буквальному тексту данного приказа были отвезены и выброшены на Волковом поле, получившем свое название от зверей, приходивших туда каждую ночь доканчивать тех, которые... не были пощажены жестокостью собратий... таков был дивертисмент, приготовленный догадливою местью героям, храбрым только на доносы.
И.И. Лажечников. Ледяной дом. 1, 7.
Ср. Divertissement (se divertir, развлекаться) — увеселение, развлечение.
См. диверсия.
ДИВЕРТИСМЕ́НТ, дивертисмента, муж. (франц. divertissement) (театр.). Театральное представление, состоящее из различных мелких эстрадных номеров и даваемое в дополнение к главному представлению.
м.
1.
Ряд концертных номеров, составляющих особую - увеселительную - программу, даваемую в дополнение к какому-либо основному спектаклю, концерту.
2.
Балетный спектакль, состоящий из отдельных номеров, или вставной номер в балете или опере, непосредственно не связанный с сюжетом.
3.
Небольшая инструментальная пьеса развлекательного характера или цикл таких пьес.
ДИВЕРТИСМЕНТ (франц. divertissement - букв. - развлечение), 1) вставные, преимущественно вокально-хореографические номера в драматических, оперных и балетных спектаклях 17-19 вв.
2) Программа из номеров различных жанров (пение, музыка, танцы, сценки и др.), показывавшаяся с 17 в. в драматическом театре по окончании основной пьесы.
3) Многочастное инструментальное музыкальное произведение типа сюиты, служившее главным образом для развлечения; в 19 в. жанр салонной музыки, близкий к попурри, в 20 в. сюита, составленная из балетных номеров.
муж.; театр. variety show, music-hall entertainment; divertissement (балетная программа)
divertissement m
número de diversión (de divertimiento)
м. муз.
divertimento
ДИВЕРТИСМЕ́НТ -а; м. [франц. divertissement]
1. Концерт или спектакль, состоящий из отдельных номеров. Балетный д.
2. Небольшая инструментальная пьеса (обычно развлекательного характера). Играть д.
◁ Дивертисме́нтный, -ая, -ое. Д. спектакль. Д-ая сюита.
* * *
(франц. divertissement, буквально — развлечение), 1) вставные, преимущественно вокально-хореографические номера в драматических, оперных и балетных спектаклях с XVII в. Исполнялись между актами разыгрываемой пьесы, как правило, не были связаны с её сюжетом. 2) Программа из номеров различных жанров (популярные арии, куплеты, танцы, комические монологи и сценки), показывавшаяся с XVII в. в драматическом театре по окончании основной пьесы. 3) С XVII в. вставная музыкально-хореографическая композиция в опере, балете. См. также Сюита. 4) С XVIII в. одна из циклических форм инструментальной музыки.
ДИВЕРТИСМЕ́НТ (франц. divertissement, букв. — развлечение),
1) вставные, преимущественно вокально-хореографические номера в драматических, оперных и балетных спектаклях 17—19 вв.
3) Многочастное инструментальное музыкальное произведение типа сюиты(см. СЮИТА), служившее главным образом для развлечения; в 19 в. жанр салонной музыки, близкий к попурри(см. ПОПУРРИ), в 20 в. сюита, составленная из балетных номеров.
(от франц. divertissement, букв. - увеселение, развлечение).
1) Муз. произв. развлекат. характера, а также сборник таких произведений. Самое раннее сочинение с этим назв. относится к кон. 17 в., оно принадлежит К. Гросси ("Il divertimento..., musiche da camera тper servizio di tavola... con un dialogo amoroso et un dialogo in idioma", op. 9, 1681). Первоначально сочинялись как инстр., так и вок. Д. (напр., Divertimenti serenissimi P. Кайзера, написанные в 1713, представляют собой 9 кантат). В 18 в. ведущее положение постепенно заняли инстр. Д. Они становятся излюбленным родом развлекат. музыки в аристократич. и придворных кругах, позднее в домах богатых буржуа. Особое распространение Д. получил в Австрии и Чехии. Большую дань этому жанру отдали Й. и М. Гайдны, Л. и В. А. Моцарты, много Д. было создано композиторами мангеймской школы, писали их и немецкие, итальянские, французские композиторы. Иногда Д. создавались для одного инструмента (струнного клавишного - Й. Гайдн, Г. К. Вагензейль), чаще же для камерного ансамбля или оркестра. Количество частей в Д. бывало различным - от одной и до 12; в большинстве Д. их от 4 до 10.
Как муз. жанр Д. соединяет в себе черты сонаты и сюиты, более приближаясь к сонате. В них постоянно включаются типичные для сонаты части - сонатное allegro, вариации, менуэт, рондо и т. д. (мн. ранние сочинения, названные Д., в действительности представляют собой сонаты). В то же время колеблющееся (часто большое) количество частей и широкое применение в Д. танц. форм сближают их с сюитой, в особенности с такой её разновидностью, как серенада. Если у В. А. Моцарта Д. зальцбургского периода, в отличие от орк. серенад, являются сочинениями камерными, то в последующее время подобное разграничение не сохраняется, и границы между Д. и серенадой во многом стираются. Родств. черты Д. обнаруживают также с кассацией и ноктюрном. С конца 18 в. Д. утрачивает прежнее значение. В 19 в. Д. превращается в жанр салонной музыки, аналогичный попурри, обычно на заимствованные, напр. оперные, темы (к числу немногих исключений принадлежит "Венгерский дивертисмент" Ф. Шуберта для фп. в 4 руки). В 20 в. термин "Д." нередко применяется для обозначения балетной сюиты (напр., Д. для оркестра И. Ф. Стравинского, составленный в 1938 из музыки балета "Поцелуй феи", 1928); иногда композиторы сознательно воспроизводят черты Д. 18 в. (Дивертисмент для 5 духовых инструментов и фп. А. Русселя, 1900; Дивертисмент для струнного трио ор. 22 Й. Хаса, 1909; Дивертисмент для струн. инструментов Б. Бартока, 1939, и др.).
2) Промежуточные эпизоды в фуге, в к-рых прерывается полифонич. разработка темы и вводится новый интермедийного плана материал. См. Фуга.
3) Вставные эпизоды из балетных, иногда и вок. номеров между актами спектакля и в его конце; могут составлять целое представление развлекат. характера, объединённое общим сюжетом (в особенности Д., исполнявшиеся в конце спектакля). С сюжетом осн. представления, к к-рому они присоединяются, обычно не связаны (балет "Щелкунчик" Чайковского, 2-е действие). Появились ранее всего в комедии-балете 17 в. (напр., "Мещанин во дворянстве" Мольера с муз. номерами Люлли, 1670), в лирич. трагедиях Люлли (напр., "Кадмус и Термина", 1673). Ж. Ф. Рамо на основе Д. создаёт новый жанр оперы-балета. Д. встречаются во мн. франц. операх 19-20 вв. ("Фауст" Гуно, редакция 1869; "Самсон и Далила" Сен-Санса, 1877; "Падмавати" Русселя, 1923).
4) В России во 2-м десятилетии 19 в. Д. назывались представления нар.-бытового характера, состоявшие из песен, танцев и драматич. диалога. Они создавались гл. обр. на патриотич. сюжеты, связанные с событиями Отечественной войны 1812, напр. "Ополчение, или Любовь к отечеству" (1812), муз. К. А. Кавоса, "Семик, или Гулянье в Марьиной роще" (1815), муз. С. И. Давыдова.
Французское слово «divertissement» в переводе означает -- увеселение, развлечение. Первоначально, триста лет назад, под этим названием стали появляться отдельные музыкальные пьесы пли целые сборники пьес развлекательного характера. Очень большое распространение такие дивертисменты получили в XVIII веке. Чаще всего их сочиняли для камерного ансамбля или небольшого оркестра, в нескольких частях. Дивертисменты писали французские, немецкие, итальянские композиторы. И сейчас в концертах можно услышать дивертисменты Гайдна или Моцарта. А начиная с XIX века этот термин приобрел несколько иное значение. Так стали называть музыку, сходную с попурри. Одновременно с такими, чисто музыкальными дивертисментами, во Франции появились дивертисменты музыкально-сценические. Это были вставные, чаще всего балетные, но иногда и вокальные эпизоды в спектаклях -- драматических или оперных. Один из первых таких дивертисментов появился в комедии Мольера «Брак по принуждению». Музыку к этому балетному дивертисменту написал придворный композитор Людовика XIV Ж. Б. Люлли. Известны его дивертисменты и к другим пьесам прославленного французского комедиографа. Иногда дивертисменты составляют целое развлекательное представление, своего рода концерт внутри спектакля. Таков и дивертисмент во втором акте балета П. И. Чайковского «Щелкунчик».