(итал. — Ritornello, фр. — ritournelle) — приставка или вставка в аккомпанементе какого-нибудь вокального номера, наигрыш или отыгрыш, исполняемый в начале и конце большого отрывка какого-нибудь сольного номера. Изобретателем Р. считают Кариссими (см.). Риторнеллами в нагорной Италии называются небольшие народные песни, в которых стихи группируются по три строки.
(франц. ritournelle, итал. ritornello, от ritorno — возвращение)
1) в вокальной музыке 17 — начала 18 вв. — короткие инструментальные разделы, выполняющие функции вступления, интермедии или коды. В некоторых случаях Р., прозвучавшая вначале как вступление, повторяется в конце в качестве коды. Если одна и та же Р. звучит не только в начале и конце, но и в середине произведения, она начинает играть роль Рефрена. В современном итальянском языке термин «ритурнель» равнозначен термину «рефрен». 2) В танцевальной музыке — вступительный и заключительный отыгрыши в танце. 3) В балете конца 17 — начале 18 вв. — инструментальное вступление к танцу. 4) В поэзии Р. (риторнель) — особая трёхстишная строфа (преимущественно в итальянской народной и средневековой поэзии).
жен., франц. припев, но более не голосовой, а играемый.
-я, м. муз.
Часть аккомпанемента, повторяющаяся в начале и в конце каждой строфы вокального произведения (песни, романса и т. п.).
[Стасов] порицал Даргомыжского за многое , упрекал в особенности за многие ритурнели в ариях. Римский-Корсаков, Летопись моей музыкальной жизни.
||
Небольшое музыкальное вступление перед началом танца.
Так как в это время оркестр заиграл ритурнель кадрили, то они сели в паре. Салтыков-Щедрин, Помпадуры и помпадурши.
С эстрады по его знаку грянул ритурнель… Танцоры кинулись приглашать дам и занимать места. Короленко, История моего современника.
[итал. ritornello]
припев (повторяемый)
Ср. "Положение о крестьянах" останется, выражаясь языком музыкантов, доминантою эпохи, начатой в 1861 году. Все согласное с этою основной нотою дает гармонию; все несогласное — произведет диссонанс, которого нельзя будет сгладить никакими ритурнелями.
М.Д. Градовский. Социализм на Западе и в России. 5, 2.
Ср. Ritournelle (фр.), ritornello (ит.) — повторение припева; припев.
Ср. Retourner, ritornare.
См. доминанта.
См. гармония.
См. диссонанс.
См. нота.
См. эпоха.
РИТУРНЕ́ЛЬ [нэ], ритурнеля, муж., и (устар.) ритурнели, жен. (итал. ritornello) (муз.). Часть аккомпанемента, повторяющаяся перед каждой строфой вокального произведения.
|| Небольшое музыкальное вступление перед началом танца. Ритурнель к кадрили.
м. и устар. ж.
1.
Часть аккомпанемента, повторяющаяся перед каждой строфой вокального произведения.
2.
Небольшое музыкальное сопровождение, предшествующее началу танца или завершающее его.
РИТУРНЕЛЬ (франц. ritournelle - итал. ritornello, от ritorno - возвращение),1) инструментальное вступление, интермедия или завершающий раздел вокального произведения.2) Вступительный и заключительный отыгрыши в танце.3) В балете 17 - нач. 18 вв. инструментальное вступление к танцу.
ритурне́ль ж. "муз. повтор, зачин". Через франц. ritournelle, ж., из ит. ritornello от ritorno "возвращение" (Гамильшег, ЕW 768).
м. муз.
ritornelo m
РИТУРНЕ́ЛЬ [нэ́], -я; м.;РИТУРНЕ́ЛЬ [нэ́], -и; ж. [итал. ritornello] Муз.
1. Часть аккомпанемента, повторяющаяся в начале и в конце каждой строфы вокального произведения (песни, романса и т.п.).
2. Небольшое музыкальное вступление перед началом танца.
* * *
ритурне́ль(франц. ritournelle, итал. ritornello, от ritorno — возвращение), 1) инструментальное вступление, интермедия или завершающий раздел в песне, арии. 2) Вступительные и заключительные отыгрыши в танце. 3) В балете XVII — начала XVIII вв. инструментальное вступление к танцу.
* * *
РИТУРНЕЛЬРИТУРНЕ́ЛЬ (франц. ritournelle, итал. ritornello, от ritorno — возвращение),
1) инструментальное вступление, интермедия(см. ИНТЕРМЕДИЯ) или завершающий раздел вокального произведения.
2) Вступительный и заключительный отыгрыши(см. ОТЫГРЫШ) в танце.
3) В балете 17 — нач. 18 вв. инструментальное вступление к танцу.
(франц. ritournelle, итал. ritornello, от ritorno - возвращение).
1) Инстр. тема, служащая вступлением к песне или арии (в итал. опере 17 в., в пассионах И. С. Баха и др.). Р. может проводиться и между разделами арии или куплетами песни, а также завершать произведение.
2) Осн. тема в быстрых частях старинного концерта (А. Вивальди, И. С. Баха), исполняемая полным составом оркестра (tutti) и сменяемая эпизодами, в к-рых главенствует солист или группа инструментов (в concerto grosso). P. проводится неск. раз и завершает часть концерта. По значению аналогичен рефрену.
3) Раздел подвижного характера, противопоставленный более напевной музыке как своего рода моторное дополнение (Ф. Шопен, 7-й вальс, вторая тема).
4) В танц. музыке вступит. отыгрыш, к-рый может быть повторён в конце.
В. П. Бобровский.Большой Энциклопедический словарь. 2000.