Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Kraft) — знаменитый немецкий скульптор эпохи Возрождения, работавший из камня (1441-1507). В произведениях этого художника, как и вообще всех современных ему и соплеменных с ним мастеров, композиция страдает нагроможденностью, фигуры и их формы вычеканены слишком определенно и резко, драпировки жестки и образуют угловатые, вычурные складки; но эти недостатки искупаются искренностью и глубиною чувства, которым проникнуты лица, действующие в изображенной сцене. Из скульптур, принадлежащих несомненно К., самая ранняя — большой (дл. в 10 м.) рельеф надгробного памятника Шрейера, с внешней стороны хора церкви св. Зебальда, в Нюрнберге, иссеченный в 1490-92 гг. и представляющий, в многофигурных композициях, "Несение креста", "Распятие", "Положение во гроб" и "Воскресение". Почти к к тому же времени относятся "Семь остановок шествия Спасителя на смерть" (Sieben Stationen), размещенных по пути к нюрнбергскому кладбищу св. Иоанна, и "Христос, распятый между двумя разбойниками", при входе на это кладбище — восемь горельефов, замечательных по ясности и драматизму композиции и по выразительности фигур. За этими работами К. следовали другие, исполненные также в Нюрнберге: несколько отдельных сцен "Страстей Христовых", в церкви св. Зебальда (1496); превосходный главный рельеф на фасаде здания городских весов (1497); считающаяся лучшим из всех произведений художника огромная дарохранительница в церкви св. Лаврентия (1496-1500), представляющая украшенный статуэтками и рельефными сценами Страстей Христовых, — ковчег готической пирамидальной формы, поддерживаемый снизу коленопреклоненными фигурами самого К. и двух его помощников и достигающий, вместе с ними, до 20 м. вышины; большой рельеф надгробного памятника Пергерсдорфа в црк. Богородицы (Frauenkirche), с изображением Пресвятой Девы, на голову которой два ангела возлагают корону (1499); сильно пострадавший во многих местах рельеф "Коронование Богоматери", в капелле Тецеля, в церкви св. Эгидии, и, наконец, последний труд мастера — большое "Положение во гроб", в часовне семейства Гольцгауеров, на Иоанновском кладбище.

    А. С — в.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Крафт (Krafft, Kraft) Адам [около 1460, Нюрнберг (?), — 1508 или 1509, Швабах, Бавария], немецкий скульптор. Для искусства К., переходного от готики к Возрождению, характерны эмоциональная сдержанность образов, размеренный ритм повествования, пластическая весомость форм, уравновешенность композиции; в произведениях К. иногда встречаются жанровые элементы. Работы (все из известняка, находятся в Нюрнберге): дарохранительница с портретными фигурами К. и 2 подмастерьев (1493—96, Лоренцкирхе), рельеф «Весовщик», 7 рельефов «Крестный путь Христа» для кладбища святого Иоанна [1505(?)—08, ныне в Германском национальном музее].

    Лит.: Schwemmer W., Adam Kraft, Nürnberg, 1958; [Lutze E.], A. Kraft, Bayreath, 1961.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    КРАФТ (Krafft - Kraft) Адам (ок. 1460-1508 или 1509), немецкий скульптор. В эмоционально сдержанных, уравновешенных по композиции произведениях Крафта готическая условность образов вытесняется ренессансным реализмом (7 рельефов "Крестный путь Христа", ок. 1505-08).

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Энциклопедия Кольера

    (Kraft (Krafft), Adam)

    (1455/1460-1508 или 1509), также Краффт, немецкий скульптор. Родился, вероятно, в Нюрнберге. К 1490 стал одним из знаменитых мастеров готической скульптуры. В отличие от многих других немецких скульпторов этого времени, которые украшали интерьеры больших соборов резьбой по дереву, он продолжал старую традицию работы в камне. Стиль Крафта сохраняет позднеготическую склонность к натуралистическому изображению фигур в обильных драпировках, что наиболее ярко проявилось в серии из 7 рельефов Крестный путь Христа (1505-1507). Первоначально они находились у дороги к кладбищу св. Иоанна в Нюрнберге, а позже были перенесены в Германский национальный музей и заменены копиями, за исключением одного фрагмента, находящегося во дворе госпиталя св. Духа. Заключительный рельеф цикла Положение во гроб находится в часовне на кладбище св. Иоанна. Умер Крафт в Швабахе (Германия) в 1508 или 1509.

    ЛИТЕРАТУРА

    Либман М.Я. Немецкая скульптура 1350-1550 гг. М., 1980

  7. Источник: Энциклопедия Кольера



  8. Энциклопедический словарь

    Крафт Адам

    (Krafft, Kraft) (около 1460 — 1508 или 1509), немецкий скульптор. В эмоционально сдержанных, уравновешенных по композиции произведениях Крафта готические традиции сочетаются с ренессансной пластичностью форм и реалистической выразительностью образов (7 рельефов «Крестный путь Христа», около 1505—08).

    * * *

    КРАФТ Адам

    КРАФТ (Krafft, Kraft) Адам (ок. 1460—1508 или 1509), немецкий скульптор. В эмоционально сдержанных, уравновешенных по композиции произведениях Крафта готическая условность образов вытесняется ренессансным реализмом (7 рельефов «Крестный путь Христа», ок. 1505—08).

  9. Источник: Энциклопедический словарь



  10. Большой Энциклопедический словарь

  11. Источник: