«Пилоти Карл и Фердинанд»

Пилоти Карл и Фердинанд в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Пилоти Карл и Фердинанд»

Источники

    Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Piloty) — два немецких исторических живописца. 1) Карл П., сын литографа Фердинанда П., родился в Мюнхене 1 октября 1826 г. Получив первоначальное художественное образование под отцовским руководством, поступил в 1840 г. в ученики Мюнхенской акад. художеств, где его ближайшим наставником сделался известный К. Шнор-фон-Каролиенфельд. По смерти своего отца (1844 г.) молодой художник участвовал вместо него в работах по изданию сборника литографий с картин мюнхенской Пинакотеки, предпринятому покойным и Леве (1843—49), и некоторое время находился под влиянием своего шурина К. Шорна, копируя картины старинных мастеров, преимущественно Рубенса, и пробуя свои силы в писании оригинальных картин. То были жанры и портреты. Первое произведение П., обратившее на него общее внимание, была картина "Купальщица" с эффектным освещением во вкусе Риделя. Поездка, сделанная П. в 1852 г. в Антверпен и Париж, оказала важное влияние на развитие его таланта: познакомившись с техникой красок новейших бельгийцев и французов, он стал поборником колоритности и реализма, составивших вскоре его славу. В 1853 г. он выставил картину "Кормилица", поразившую знатоков живописи правдой экспрессии, силой красок и вообще своей блестящей техникой. С той поры каждое новое произведение П. было встречаемо восторгом публики и похвалами художественной критики. В 1854 г. он написал для мюнхенского Максимилианеума большую картину с фигурами в натуральную величину, изображающую "Основание католической лиги" — произведение мастерское по технике, но не чуждое театрального пафоса и погрешностей в композиции, которые нередко встречаются и в последующих работах П. В 1855 г. исполнено одно из знаменитейших его произведений "Сени пред трупом Валенштейна" (находится в мюнхенской Пинакотеке). Будучи вслед за тем назначен в профессоры Мюнхенской акад., П. в 1866 г. вторично посетил Париж и сделал поездку в Рим, с тем чтобы запастись этюдами для новой большой картины "Нерон на развалинах сожженного Рима", которую он и окончил в 1861 г. (находится у гр. Пальффи в Пресбурге). Затем явились другие более или менее замечательные произведения П.: "Галилей в темнице" (в Кельнском музее) — картина мастерская в техническом отношении, но излишне реалистичная; "Въезд Валенштейна в Эгер", "Неаполитанская королева Мария на батарее в Гаэте, при осаде этого города", "Валенштейн на пути в Эгер", великолепно компонованное "Убийство Цезаря", фрески Максимилианеума ("Постройка м-ря Этталя", "Основание университета в Ингольштадте" и "Состязание певцов в Вартбурге"), "Открытие Америки" (в галерее гр. Шака), "Туснельда в триумфальном шествии Германика" (в мюнхенской Пинакотеке), "Генрих VIII и Анна Болейн", "Последние минуты жирондистов", ряд портретов, в том числе превосходные портреты гр. Пальффи и гр. Шака, иллюстрации к Шиллеру, очень распространенные в фотографиях, гравюрах и политипажах; наконец, неважные по идее, сочиненные по шаблону Рафаэлевской "Афинской школы" сцены из истории Мюнхена, написанные для народной залы мюнхенской городской ратуши. С 1874 г. П. занимал пост директора мюнхенской акад. После продолжительной болезни он ум. 21 июля 1886 г. В творчестве этого художника сильно сказывались вообще пристрастие к воспроизведению темных сторон человеческой природы и стремление к точному воспроизведению внешности натуры и особенно к роскоши и живости красок. Эти особенности его крупного таланта, соединенные с даром хорошо передавать другим свои технические познания, привлекали к нему молодых живописцев и сделали его главой многолюдной школы; в длинном ряде его учеников числятся многие из выдающихся представителей новейшей немецкой живописи, каковы Макарт, Ленбах, Г. Макс, Дефреггер, Курцбауер, Лицен-Майер, Адамо, Барт, Зейтц, Грюцнер, Мат. Шмидт и др. 2) Фердинанд П. (1828—95) — брат предыдущего, художественное образование получил в Мюнхенской акад. под руководством Шорна и в своей деятельности держался направления Карла П., значительно уступая ему в даровании. Как на лучшие его произведения, можно указать на пять фресок в Мюнхенском национальном музее ("Томас Мор в темнице", "Рафаэль на одре болезни", "Гр. Эбергард Вюртембергский у тела своего сына", "Медик прошлого столетия" и "Проповедь капуцина"), на рисунки для иллюстрированного издания шиллеровского "Колокола", предпринятого Коттою, и для Шекспировской и Шиллеровской галерей.

    А. А. С

    — в.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона