Толедские соборы в словарях и энциклопедиях
национальные собрания вестготского королевства, созывавшиеся в г. Толедо в период с VI до VIII в., состоявшие из прелатов и светских сановников и обладавшие законодательною властью. Первоначально Т. соборы были исключительно церковными собраниями; организация их, вероятно, заимствована была от провинциальных синодов Римской империи. Пока вестготы оставались арианами, испанская католическая церковь была независима от светской власти и созывала духовные соборы, на которых обсуждались и решались вопросы, исключительно касавшиеся церковных догматов, дисциплины и управления. Начиная с 3-го Т. собора, когда Рекаредо принял католицизм (587 г.), характер соборов меняется: с тех пор здесь обсуждаются и решаются светские дела, касавшиеся государственного управления, законов, суда и т. д. Испанские епископы утрачивают прежнюю независимость, но вместе с тем начинают оказывать влияние на государственную жизнь. Короли присваивают себе право созывать Т. соборы, являются туда в сопровождении светских магнатов и сановников, предлагают на обсуждение собравшихся епископов и аббатов различные вопросы, причем правом голоса пользуются только прелаты, тогда как светские лица играют пассивную роль. Решения прелатов, касавшиеся светских и духовных вопросов, получали после утверждения их королем силу закона, обязательного как для вестготов, так и для романского населения. Вследствие этого Толедские соборы служили могучим средством для слияния обеих рас, романской и германской, в одну национальность в политическом и правовом отношениях. Руководство Т. соборами в теории принадлежало королю, но фактически он подчинялся духовенству, что сообщало вестготской монархии теократический оттенок. Простой народ посредством восклицаний одобрял решения Т. соборов. Ср. Florez, "España Sagrada" (Мадрид, 1859); Marichalar y Manrique, "Historia de la legislacion... de España" (т. Ι—II, Мадрид, 1861); Ferez Pujol, "Historia de las instituciones sociales de la España Goda" (Валенсия, 1896); T. Dahn "Die Könige der Germanen", т. 6 — "Die Verfassung der Westgothen" (Лейпциг, 1885).
В. Пискорский.
собрания высшей церк. и светской знати в королевстве вестготов в 6-7 вв., созывавшиеся в г. Толедо (отсюда назв.). Генетически были связаны с чисто церк. соборами (соборы в Толедо в 5 в.) и, возможно, с провинц. собраниями Рим. империи. После того как католицизм стал гос. религией в ч Вестготском королевстве (589), возросло значение Т. с. в общественной жизни гос-ва. На Т. с. обсуждались не только церк., но и политич. и правовые вопросы. Созывались по инициативе короля, от к-рого зависел и выбор делегатов. Участвовали епископы, часть аббатов, с 6-го Т. с. (638) - палатины (верхушка служилой знати). Как правило, король представлял собору свои соображения по вопросам, подлежавшим обсуждению; имел право вето относительно решений, принятых не по его предложению. Решения Т. с. утвержденные королем, приобретали силу законов. В ряде случаев знать отстаивала на Т. с. свои особые интересы. В целом Т. с. выражали интересы вестготской королев. власти и феодализировавшейся церк. и светской знати.
Сохранились акты 17 (в т. ч. и чисто церковных) Т. с.- с 400 по 694.
Источн.: Mansi J. D., Sacrorum conciliorum nova et amplissima collectio, t. 3, 8-12, Graz, 1960-61; Goncilios visigotioos e hispano-romanos, Barcelona-Madrid, 1963.
A. P. Корсунский. Москва.