Успенский Николай Васильевич в словарях и энциклопедиях
известный писатель. Род. в мае 1837 г. в семье сельского священника Ефремовского уезда Тульской губернии, учился в Тульской семинарии, Медико-хирургической акд. и Петербургском университете, в котором курса не окончил; был учителем русского языка в уездных училищах чернском и болховском, оренбургской Неплюевской военной гимназии и 1-й московской военной гимназии; в 1874 г. вышел в отставку. С этого времени начинается для него жизнь бесприютного пролетария, связанная с известным русским пороком. С великим трудом пристраивая свои произведения, в которых оставались лишь слабые призраки его былого таланта, он доходит до вопиющей нищеты, нередко кормится подаянием, скоморошничает, проводит время в ночлежных домах и, переодев дочь мальчиком, заставляет ее плясать под гармонику перед публикой. Такой жизни он не вынес и кончил самоубийством, зарезавшись в одном из московских переулков, под забором (21 октября 1889 г.). В литературе У. дебютировал рассказом "Старуха", помещенным в "Сыне Отечества" 1858 г., но обратил на себя внимание "Очерками народного быта" ("Поросенок", "Хорошее житье", "Сцены из сельского праздника", "Грушка", "Змей"), появившимися в "Современнике" 1858 г. В этих маленьких рассказах У. изображал народ без малейших прикрас, с полным реализмом, схватывая, однако, почти исключительно внешние черты народного быта. Это были хорошие, отчетливые фотографии без всякой ретуши, выхваченные прямо из жизни, но случайно, наудачу, нимало не согретые чувством и не озаренные идеей. Отличное знание быта, в совершенстве усвоенный язык народа, живость, верность изображения сразу подкупали читателя. Имя У. в короткое время приобрело популярность; изданные Некрасовым две части его рассказов имели хороший успех, которому способствовала и статья Н. Г. Чернышевского "Не начало ли перемены", отмечавшая новое направление беллетристики из народного быта — неподкрашенное воспроизведение народной жизни. Скоро, однако, слава Николая У. стала меркнуть. С появлением произведений Левитова, Глеба У., Решетникова публика, а тем более критика стали охладевать к У., который изображал одни пошлые, отрицательные стороны народной жизни, скользя по ее поверхности и относясь к ней с немалым легкомыслием. С конца 1862 г. имя У. исчезает со страниц "Современника"; в следующем году появляется в этом журнале разбор нового издания произведений У., написанный Аполлоном Головачевым и развенчивающий недавно популярного писателя. После этого У. стал печатать свои рассказы в "Отечественных записках", "Искре", "Будильнике", часто подписываясь псевдонимами В. Печкин и Д. Петров. Позднее его сочинения стали появляться все реже и большею частью в незначительных изданиях. "Рассказы Н. В. У." вышли отдельно в 1861, 1863, 1864 гг., "Повести, рассказы и очерки" в 3 томах — в 1876 г., "Очерки народного быта" — в 1875 г. В 1883 г. в Москве напечатаны его "Сочинения, повести, рассказы и очерки" (4 тома). Был также целый ряд изданий мелких рассказов. Ср. некролог в "Историческом вестнике", 1889, декабрь.
П. Быков.
Успенский Николай Васильевич [май 1837, с. Ступино, ныне Ефремовского района Тульской обл., √ 21.10(2.11).1889, Москва], русский писатель. Родился в семье сельского священника. Учился в Петербургской медико-хирургической академии, затем на историко-филологическом факультете Петербургского университета. Первые два очерка «Из простонародного быта» опубликовал в 1857 в журнале «Сын отечества». В 1861 У. √ постоянный сотрудник журнала «Современник», после разрыва с которым преподавал рус. язык и словесность в Яснополянской школе (1862), в уездных училищах и гимназиях. С середине 70-х гг. вёл бродяжническую жизнь; покончил жизнь самоубийством.
В своих рассказах и очерках изображал нищету и бесправие народных масс, в особенности крестьян. У. первым в рус. литературе резко критически отметил их духовную неразвитость и рутинность мышления («Старуха», «На пути», «Змей», «Хорошее житьё», «Обоз», «Колдунья»). Эту черту творчества У. одобрительно оценил в 1861 как «... правду без всяких прикрас» Н. Г. Чернышевский в ст. «Не начало ли перемены?» (Собр. соч., т. 7, 1950, с. 856). Обличительные тенденции характерны также для пореформенных очерков У. о деревне, о земских учреждениях, о духовенстве, о судьбах разночинной интеллигенции («Юрская формация», «Следствие», «Федор Петрович», «Егорка-пастух», «В земской управе»). Трезвый реализм У. не был поддержан народнической критикой, что способствовало углублению его творческого кризиса и прекращению литературной деятельности в последние годы жизни.
Соч.: Соч., т. 1√4, М., 1883; Собр. соч. [Вступ. ст. и примеч. К, Чуковского], М. √ Л., 1931; Повести, рассказы и очерки. [Вступ. ст. Е. Покусаева], М., 1957.
Лит.: Достоевский ф. М., Рассказы Н. В. Успенского, Полн. собр. худож. произв., т. 13, М. √ Л., 1930; Чуковский К., Жизнь и творчество Николая Успенского, в его кн.: Люди и книги, М., 1960; Бунин И. А., К будущей биографии Н. В. Успенского, Собр. соч., т. 9, М., 1967.
УСПЕНСКИЙ Николай Васильевич (1837-89) - русский писатель. Бытовые очерки и рассказы из жизни крестьянства, вскрывающие социальные корни духовной неразвитости и рутинности мышления.
Успе́нский Николай Васильевич
(1837—1889), русский писатель. Бытовые очерки и рассказы из жизни крестьянства, вскрывающие социальные корни духовной неразвитости и рутинности мышления.
* * *
УСПЕ́НСКИЙ Николай Васильевич (1837—89), русский писатель. Бытовые очерки и рассказы из жизни крестьянства, вскрывающие социальные корни духовной неразвитости и рутинности мышления.
Большой Энциклопедический словарь. 2000.