Словарь Брокгауза и Ефрона

    библейское название довольно обширной области, лежащей к востоку от Иордана, от притока его Иавона (теперь Вади Зерна) до склонов Ермона. Эта область естественно распадается на несколько частей, разделяемых между собою горными кряжами потухших вулканов и рекою Иеромаисом, вследствие чего в древности эти части по временам имели самостоятельное политическое значение. По библейскому преданию, первобытное население В. состояло из рефидимов, т. е. исполинского племени, которое с усилением Вавилонии подпало ее власти, но по временам возвращало себе самостоятельность. Ко времени вторжения евреев в Палестину Васан составлял самостоятельное царство Ога; по завоевании его израильтянами, он отдан был во владение колену Манассиину (одной половине его), как область, наиболее пригодная для скотоводства, составлявшего главное занятие этого колена. Пророк Амос, вышедший из пастухов В. области, пышных, полногрудых женщин Самарии приравнивал к коровам васанским (Ам. IV, I; 3 Цар. IV, 13). Кроме скотоводства, некоторые части этой области были пригодны и к земледельческой культуре, особенно у склонов гор, на жирной вулканической почве, где еще и теперь пшеница дает сам-восемьдесят, а ячмень сам-сто. Вследствие этого область В. в древности стояла на высокой степени культуры, о чем ясно свидетельствуют многочисленные развалины городов, из которых иные были, по-видимому, весьма богаты и обширны. В настоящее время эта местность известна под именем Аврана, или Гаурана, и оживляется лишь караванным путем, который, направляясь из Дамаска, в середине области разделяется: одна дорога ведет прямо на юг в Мекку, другая сворачивает к юго-западу и направляется в Иерусалим. Главный контингент жителей составляют друзы.

    А. Лопухин.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Библейская энциклопедия Брокгауза

    Васан ("мягкая, плодородная земля"), область вост. Иордана и сев. Галаада. На севере простиралась до Ермона и граничила с Гессурской и Маахской обл., на востоке достигала Аврана и Аравийской пустыни (Нав 12:5). Евреи называли В. областью Аргов, землею 60 укрепленных городов, принадлежащих царству Ога (Втор 3:4 и след.), среди к-рых были Голан (Втор 4:43), Аштероф, Едреи (Втор 1:4) и Салха (Втор 3:10). Изначально В. населяли исполины. Аморреи, изгнавшие их, были разбиты Израилем в битве при г. Едреи, и В. перешел во владение к полуколену Манассии (Чис 21:33-35). После разделения Израиля область принадлежала Северному царству. Вероятно, во времена Ахава, Иорама и Ииуя В. либо частично, либо полностью находился под властью сирийцев (арамеев) (см. 3Цар 22:3; 4Цар 8:28; 10:33). Иеровоам II вновь отвоевал В. (4Цар 14:25), а Феглаффелласар (Тиглатпаласар III) присоединил землю к Ассирийскому царству (4Цар 15:29). После возвращения евреев из вавил. плена В. был разделен на четыре области: Голанскую, Трахонитскую, Авранитскую и Ватанейскую, принадлежавшие царству Ирода Великого. Затем здесь правили четвертовластник Филипп и Ирод Агриппа II. В., обладавший плодородной почвой, был известен своими пастбищами, скотом и благосостоянием народа (Иер 50:19; Мих 7:14), славился своими дубами (Ис 2:13; Иез 27:6; Зах 11:2); и сегодня возвышенности В. покрыты вечнозелеными дубовыми рощами.

  3. Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза



  4. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    (с Арабского языка - песчаный, мягкий, а по другим - базальтовая земля) (Чис.21:33 ) - холмистая область на восток от Иордана, между горами Ермоном на север и Галаадскими к югу. Позднейшее название оной Ватанея. Древнее наименование сей области вероятно произошло от высокой горы Васанской, лежавшей в самом ее центре и которую псалмопевец называет горою Божиею и горою высокою (Пс.67:16 ). Означенная область еще в древности славилась огромными дубами (Ис.2:13 ), богатыми пастбищами (Мих.7:14 ) и прекрасными породами рогатого скота (Пс.21:13 ). Во времена Моисея область Васан управлялась царем Огом, который, соединившись с Сигоном, царем Аморейским, объявил войну Израилю, но они оба были поражены и разбиты на голову при Едреи (Чис.21:33,35). За сим Васан перешел в удел полуколена Манассиина. Из свидетельств современных путешественников видно, что означенная местность хотя и отличается своими прекрасными живописными видами, напоминающими собою многие из красивейших стран и местностей Европы, но города и селения оной разорены, покинуты, без жителей, в запустении. Так исполнились и продолжают исполняться поразительным образом пророчества - Божии относительно страны Васанской, Галаада и других городов за их нечестие. "Грядет день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное, и на все превознесенное, предрек Исаия, и на все кедры Ливанские и на все дубы Васанские... и падет величие человеческое" (Ис.2:12,18). "Дороги опустели, восклицают в духе пророческого боговдохновения пр. Исаия, Амос, Михей и Захария, не стало путешествующих, земля сетует; Ливан постыжен, увял; Сарон похож стал на пустыню, и обнажены от листьев своих Васан и Кармил (Ис.33:8,9). Рыдай кипарис, ибо упал кедр; ибо и величавые опустошены; рыдайте дубы Васанские, ибо повалился непроходимый лес (Мих.11:2 ). Упала, не встанет более дева Израилева! повержена на земле, своей, и не кому поднять ее" (Ам.5:2 ).

  5. Источник: Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.



  6. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Вас’ан (открытая земля) — страна, расположенная на восток и северо-восток от Геннисаретского озера (между Ермоном и Галаадом) и отданная полуколену Манассиину. Славилась своими пастбищами, скотом и дубовыми лесами; часто сопоставляется с Кармилом и Ливаном.

  7. Источник: Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.



  8. Буддизм

    — жанр яп. религ. поэзии; стихотворения-гимны, прославляющие будд, бодхисаттд, основателей будд. школ, известных будд. монахов. Писались на яп. языке (в ср.-век. Японии в качестве лит. языка широко употреблялся кит. язык). Особой известностью пользовались В., сочиненные в честь будды Амида монахом Синраном. — А. Н. Игнатович

  9. Источник: Буддизм



  10. Словарь церковнославянского языка

  11. Источник: