«Шебуев Василий Кузьмич»

Шебуев Василий Кузьмич в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Шебуев Василий Кузьмич»

Источники

    Словарь Брокгауза и Ефрона

    — исторический живописец (1776-1855), был принят в воспитанники Императорской академии художеств в 1792 г. Главными его наставниками в ней были И. Акимов и Г. Угрюмов. Окончил ее курс в 1797 г. с малой золотой медалью, присужденной ему за написанную по программе картину "Смерть Ипполита" и с чином XIV класса, но оставлен при академии пенсионером и помощником преподавателя в натурном классе. В 1800 г. признан назначенным в академики, а в 1803 г. отправлен за казенный счет в Рим для своего усовершенствования. Там нарисован им картон и написана картина "Усекновение главы св. Иоанна Предтечи" (с фигурами в рост). В Риме же он изготовил две композиции: "Крещение народа в Киеве" и "Христос, приведенный в судилище вместе с двумя разбойниками". Возвратился в СПб. в 1807 г. и вскоре после того, за эскиз образа "Взятие Богородицы на небо", впоследствии написанного им на хорах Казанского собора, получил звание академика. За картину огромного размера, "Петр Великий в сражении при Полтаве" академия произвела его в адъюнкт-профессора исторической живописи и вверила ему преподавание в своих классах. В этой должности Ш. обратил внимание свое на серьезное изучение питомцами академии человеческого тела и составил для них руководство к антропометрии. В 1812 г. был назначен главным преподавателем рисования в воспитательных заведениях ведомства императрицы Марии и возведен академией в звание профессора. В 1821 г. сделан директором Императорской шпалерной мануфактуры, в 1823 г., за исполнение обширного плафона в церкви Царскосельского дворца, получил титул придворного живописца. С 1832 г. занимал в академии пост ректора, а впоследствии, с 1842 г., заслуженного ректора живописи и ваяния; наконец, в 1844 г. был назначен наблюдателем за исполнением живописных работ для Исаакиевского собора.

    В истории русской живописи Ш. занимает весьма видное место, как один из главных представителей псевдоклассического направления живописи. Современники называли его "русским Пуссеном, превзошедшим этого художника"; прекрасный рисовальщик в академическом смысле, но не сильный и несколько грубый в колорите, он действительно походил своим стилем на Пуссена, однако отнюдь не превосходил его в своих работах, а являлся только его подражателем. В качестве сначала преподавателя и потом руководителя преподаванием живописи в академии он имел огромное влияние на развитие многих русских художников, в том числе К. Брюллова, А. А. Иванова, Ф. А. Бруни, П. В. Басина и других корифеев нашей школы. Главные произведения Ш., кроме вышеупомянутых, — три большие картины на подкупольных столбах в Казанском соборе, изображающие эпизоды из жития св. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста; образа "Воскрешение Лазаря", "Воскрешение сына наинской вдовы", "Спаситель в доме Лазаря" и "Христос, благословляющий детей" в Исаакиевском соборе; образа "Св. Екатерина", "Св. князь Александр Невский" и "Тайная Вечеря" в иконостасе домовой церкви академии художеств; громадный плафон в куполе конференц-зала академии: "Торжество на Олимпе по случаю водворения изящных искусств в России" (1833) и картина "Подвиг купца Иголкина" (в музее императора Александра III в СПб.).

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона