Маховик в словарях и энциклопедиях
массивное колесо, прикрепляемое к одному из вращающихся валов машины для регулирования ее движения. Каждый вращающийся вал машины (напр. приводимый в движение кривошипом и шатуном, соединенным с поршневым штоком паровой машины) совершает периодическое движение. Работа, расходуемая за один полный период двигателем, равна работе всех сопротивлений. Но в течение периода такого равенства может и не быть. Когда работа двигателя превосходит работу сопротивлений, то движение ускоряется; в противном случае оно замедляется. Если на вал насажен М., то когда работа двигателя берет перевес над работой сопротивлений, часть этого избытка работы идет на ускорение вращения массивного махового колеса, и потому движение всей машины ускоряется менее сравнительно с тем, на сколько бы оно ускорилось без М. Наоборот, когда работа двигателя становится менее работы сопротивлений, то без М. получилось бы довольно значительное замедление хода машины, с маховиком же оно будет не так значительно, потому что накопившаяся живая сила М. перейдет частью в работу, подгоняя ход машины. Таким образом, М. магазинирует в себе избыток работы двигателя в виде живой силы и отдает ее машине, когда работа сопротивлений берет перевес. Представим себе вал, вращающийся с периодической скоростью, и пусть период совпадает с полным оборотом вала, так что угловая скорость w изменяется в течение периода, но к концу его приобретает прежнюю величину. Пусть М работа двигателя, R работа сопротивлений, считаемые за полный период; тогда М=R. Пусть w" есть наибольшее и w' наименьшее значение скорости w. Теорема живых сил дает:1/2J'(w"2-w'2)=M'-R', где J — момент инерции, М' и R' — работа двигателя и сопротивлений за время, в течение которого вал переходит из положения, соответствующего w' в положение соответствующее w". Заменив в этой формуле разность квадратов произведением суммы на разность, получим1/2(w"+w')(w"-w')=M'-R' или приблизительно: , где есть средняя арифметическая (w"-w')/2, мало отличающаяся от средней скорости. Размеры М. определяются требованием, чтобы разность w"-w' не превосходила некоторой n-й части , вследствие чего размеры должны быть таковы, чтобы . Величина n называется коэффициентом равномерности. Устройство М. колеса — см. Колесо маховое.
Н. Д.
маховое колесо, массивная круглая деталь, устанавливаемая на ведущем валу машины для уменьшения неравномерности его вращения при установившемся движении. М. представляет собой колесо с тяжёлым ободом, соединённым со ступицей прямыми спицами или сплошным диском. Часто М. выполняет также функцию шкива или диска муфты (См. Муфта). Установившееся движение большинства машин характеризуется периодическими колебаниями угловой скорости ведущего вала. Это обусловлено, с одной стороны, особенностями конструкции машины, например наличием в кинематической цепи кривошипно-ползунного механизма, а с другой — периодическим изменением соотношений между движущими силами и силами сопротивления, например во время холостого и рабочего ходов. Накапливая кинетическую энергию при ускорении и отдавая её при замедлении, М. уменьшает неравномерность вращения вала до величины, допустимой по условиям нормальной работы машины. В инерционных двигателях накопленная М. энергия используется для привода машины, например в Жиробусе. Обычно М. изготовляют литыми из серого чугуна, при скоростях выше 30—35 м/сек — из стали.
Лит.: Артоболевский И. И., Теория механизмов, 2 изд., М., 1967.
МАХОВИ́К, -а, муж. То же, что маховое колесо.
-а́, м. тех.
Маховое колесо.
Громадный маховик [двигателя] бешено вертелся, и бетонная платформа нервно вздрагивала. Н. Островский, Как закалялась сталь.
МАХОВИ́К, маховика, муж. (тех.). Маховое колесо.
м.
Маховое колесо.
МАХОВИК (маховое колесо) - колесо с массивным ободом, устанавливаемое на валу двигателя (машины). Используется в качестве инерционного аккумулятора механической энергии, для уменьшения неравномерности вращения валов компрессоров, насосов и т. п.
муж.;
тех. fly-weel;
handweel (управления)махов|ик - м. тех. fly-wheel;
~ой: ~ое колесо см. маховик;
~ые перья wing feathers.
handwheel, wheel
m.flywheel
маховик м тех. Schwungrad n 1b*
м тех.
Schwungrad n (умл.)
м. тех.
volant m
м. тех.
volante m
м. тех.
volano
маховое колесо, укрепляемое на валу двигателя, служит для сглаживания неравномерности хода двигателя и отдает накапливаемую энергию в промежутки между толчками, получаемыми валом от сгорания рабочей смеси или давления пара. М. применяются в паровых машинах, двигателях внутреннего сгорания, тракторах, автомобилях, конных молотилках и пр.
МАХОВИК, массивное твердое колесо с тяжелым ободом. Приводит во вращение от ведущего вала машины для сглаживания резких колебаний числа оборотов этого вала при перемене скорости за счет накопленной кинетической энергии. Инерция большого колеса в значительной степени поглощает энергию, вырабатывающуюся при рабочем такте цикла двигателя, в результате чего ведущий вал получает ее в меньшем количестве. Накопленная энергия помогает двигателю производить остальные такты цикла. Маховик был изобретен Джеймсом ВАТТОМ.
или маховое колесо, тяжелое колесо на валу двигателя или другой машины, выравнивающее ее ход. Размеры и масса маховика обычно определяются допустимыми отклонениями от номинальной частоты вращения и той энергией, которую он должен отдавать машине в заданное время. Энергия, аккумулируемая маховиком, пропорциональна его массе и квадрату скорости ее вращения. Поскольку скорость тем больше, чем больше удаление массы от оси вращения, маховику обычно придают форму колеса с массивным ободом. Энергия сообщается машине первичным двигателем, например электрическим или внутреннего сгорания. В период пониженной нагрузки только часть входной энергии затрачивается на полезную работу, а остальная часть аккумулируется маховиком, который ускоряется до скорости, превышающей среднюю. На участке же цикла машины, требующем повышенной энергетической отдачи, маховик замедляется, отдавая накопленную кинетическую энергию. Это позволяет применять привод меньшей мощности.
ЛИТОЙ СТАЛЬНОЙ МАХОВИК. 1 - вал; 2 - обод.
ЛИТЕРАТУРА
Гулиа Н.В. Маховичные двигатели. М., 1976
МАХОВИ́К -а́; м. Техн. Маховое колесо. М. двигателя.
* * *
махови́к(маховое колесо), колесо с массивным ободом, устанавливаемое на валу двигателя (машины). Используется в качестве инерционного аккумулятора механической энергии, для уменьшения неравномерности вращения валов компрессоров, насосов и т. п.
* * *
МАХОВИКМАХОВИ́К (маховое колесо), колесо с массивным ободом, устанавливаемое на валу двигателя (машины). Используется в качестве инерционного аккумулятора механической энергии, для уменьшения неравномерности вращения валов компрессоров, насосов и т. п.
маховое колесо, - колесо с массивным ободом, устанавливаемое на валу машины с неравномерной нагрузкой для выравнивания её хода. Используется в качестве аккумулятора механич. энергии в поршневых двигателях, компрессорах, насосах и др. машинах с неравномерным вращающим моментом на гл. валу. М., выравнивая нагрузку на валу двигателя, позволяет применять привод меньшей мощности.
МАХОВИК — (маховое колесо) — колесо (см.) с массивным ободом, укреплённое на ведущем валу (см.) инерционного двигателя или неравномерно нагруженной машины (см.) и служащее для автоматического обеспечения равномерности хода последних в установившемся режиме движения. М. накапливает кинетическую энергию в периоды ускорения движения системы и отдаёт её в периоды замедления.
handwheel, wheel
* * *
махови́к м.flywheel; (ручной) handwheel
махови́к нака́пливает эне́ргию — a flywheel stores up energy
махови́к отдаё́т нако́пленную эне́ргию — a flywheel gives up its stored-up energy
неразъё́мный махови́к — one-piece [disk] flywheel
разъё́мный махови́к — sectional [split] flywheel
махови́к с зубча́тым венцо́м — toothed flywheel
махови́к, смонти́рованный сза́ди — rear-mounted flywheel
махови́к, смонти́рованный спе́реди — front-mounted flywheel
махови́к со спи́цами — spoke flywheel
м.
volano m
маховик возвратно-поступательного движения — volano per movimento alternato
- выравнивающий маховик
- маховик лага- маховик муфты сцепления
- маховик обратного хода
- маховик поворотного механизма
- маховик подъёмного механизма
- маховик с зубчатым венцом
техн.
кру́тень, -тня
- желобчатый маховик
- зубчатый маховик- разъёмный маховик
- ручной маховик
техн.
кру́тень, -тня
- желобчатый маховик
- зубчатый маховик- разъёмный маховик
- ручной маховик
– массивная деталь двигателя, повышающая равномерность его вращения за счет своей инерции.