«Скрипка»

Скрипка в энциклопедиях

Значение слова «Скрипка»

Источники

Поделиться

    Словарь Брокгауза и Ефрона

    (violino — итал., violon — франц., Violine, Geige — нем.) — смычковый струнный инструмент, самый высокий в группе оркестровых смычковых инструментов. С. — это сопрано старинного семейства виол, уменьшенная виола, т. е. violino. Прототипами С. были арабский ребаб и германская рота, слияние которых и образовало виолу. Формы С. установились к XVI в.; к этому веку и началу XVII относятся известные изготовители скрипок — семейство Амати. Их инструменты отличаются прекрасной формой и превосходным материалом. Вообще Италия славилась производством С., среди которых С. Страдивария и Гварнериа в настоящее время ценятся чрезвычайно высоко. Из скрипичных мастеров других стран особенно известен Якоб Стейнер (в Тироле), ученик Амати. Хотя современные фабриканты С. разных стран стараются подражать старинным мастерам, но С. их производства не стоят на уровне со С. вышеупомянутых мастеров; современные выдающиеся виртуозы почти все имеют для концертов С. старинных мастеров. С. состоит из плоского ящика, приблизительно овальной формы, с двумя выемками по бокам. Две выпуклые деки составляют существенную часть С. Верхняя делается из более мягкого дерева и имеет два небольших отверстия в форме франц. буквы S, для резонанса; нижняя приготовляется из твердого дерева, для отражения звука. Вдоль верхней деки и грифа помещаются четыре кишечные струны, которых верхние концы наматываются на колки, воткнутые в отверстия головки, а нижние концы прикреплены к подгрифку, на нижней части деки. Подставка, или кобылка, поддерживает натянутые струны, находясь между двумя отверстиями, сделанными в деке. Струны прижимаются четырьмя пальцами левой руки на грифе (большой палец исключен). По струнам водят смычком, находящимся в правой руке играющего. Строится С. по квинтам. Верхняя, или первая, струна строится в ми во второй октаве и называется струною е, или квинтою. Хотя С. имеет четыре струны, но струна е называется квинтою, потому что С. произошла от старинного альта, имевшего квинту. Вторая струна строится в а в первой октаве, третья — в d, четвертая, или басок (кишечная струна, обмотанная тонкой серебряной проволокой), — в g. Многие знаменитые скрипачи вследствие чисто технических требований настраивали С. иначе. Например

    От прижима пальцем струна укорачивается и получает более высокий звук. Струны, не прижатые пальцем, называются пустыми и обозначаются нулем. Партия С. пишется в скрипичном ключе (см. Ключ). Объем С. — от g в малой октаве до с в четвертой октаве. Более высокие ноты трудны. От полуприжима струны получаются флажолеты (см.). Некоторые флажолетные ноты по своей высоте идут дальше обозначенного выше объема С. Прикладывание пальцев левой руки называется аппликатурой. Указательный палец руки называется первым, средний — вторым, четвертый — третьим, мизинец — четвертым. Позицией называется аппликатура четырех соседних пальцев, отстоящих один от другого на тон или полутон. На каждой струне можно иметь семь и более позиций. Чем выше позиция, тем она труднее. На каждой струне, исключая квинты, идут преимущественно только до пятой позиции включительно; но на квинте или первой струне, а иногда и на второй, пользуются более высокими позициями — от шестой до двенадцатой. Способы ведения смычка (см. Смычок) имеют большое влияние на характер и силу звука и вообще на фразировку. На С. можно брать одновременно на соседних струнах две ноты (двойные струны), а не одновременно, но очень быстро — три (тройные струны) и четыре. Такое сочетание, преимущественно гармоническое, легче при пустых струнах и труднее без них. Кроме игры смычком, пользуются задеванием струн одним из пальцев правой руки (pizzicato, см.). Для ослабления звука С. пользуются сурдиной (см.) — металлической, костяной или деревянной пластинкой с выемками в нижней части для струн, которая приставляется к верхней части подставки или кобылки. На С. легче играть в тех тональностях, которые допускают наибольшее применение пустых струн. С. доступны всевозможные, самые быстрые пассажи. Самые удобные пассажи — те, которые составлены из гамм или их частей. С. составляет существенную часть оркестра в смысле выразительности, разнообразия оттенков и технической свободы. Качества С.: обширный объем, сила, легкость, певучесть, изящество. Уменьшенная С. фабрикуется для первоначального обучения игры на С. детей. С. еще меньших размеров или карманная называется pochette (см.). С. является сольным инструментом в XVII в. Первыми произведениями для С. считаются: "Romanesca per violino solo е basso" Марини из Брешии (1620) и "Capriccio stravagante" его современника Фарина. Основателем художественной игры на С. считается А. Корелли; затем следуют Торелли, Тартини, Пьетро Локателли (1693—1764), ученик Корелли, развивший бравурную технику скрипичной игры. Из немецких скрипачей известны Бибер, Штрунк (во второй половине XVII стол.), Штамитц, Каннабих. К знаменитым скрипачам позднейшего времени относятся Виотти, Паганини, Крейцер, Шпор, Массар, Венявский, Вьетан, Оль-Буль, Сивори, Саразате, Иоахим, Ондричек, Томсон, Ауэр, Исайе, Вильгельми. Скрипичная литература весьма обширна. Для С. много писали И. С. Бах, классики конца XVIII и начала XIX стол. (особенно Бетховен), позднее Шпор, Мендельсон, Вьетан, Венявский, Саразате, Иоахим, Брамс, Брух, Эрнст и мн. др. Из русских — Рубинштейн, Чайковский, Кюи, Римский-Корсаков и др.

    Н. С.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (от скрипеть; итал. violino, уменьшительное от viola, франц. violon, англ. violin, нем. Geige)

    струнный смычковый музыкальный инструмент. Самый высокий по регистру инструмент скрипичного семейства (С., альт, виолончель, контрабас). 4 струны С. настроены по квинтам. При игре держится на плече (а браччо). Диапазон: от соль малой октавы до до3. Общая длина 600 мм (в педагогической практике применяются С. и меньшего размера). Основной приём извлечения звука — ведение смычком по струнам, используется способ игры Флажолетами, иногда звук извлекается щипком — Пиццикато.Наряду с фортепьяно С. наиболее распространённый сольный концертный инструмент. Существуют различные теории происхождения С.: от смычковых инструментов, занесённых арабами в 8 в. в западно-европейские страны, от средневековых кроты, виелы (эти инструменты, в отличие от С., не держались на плече). Многочисленные факты, однако, устанавливают связь С. с народным музыкальным инструментом славян. В польских землях ещё в 15 в. (когда в странах Западной Европы господствовали виолы с терцово-квартовой настройкой) бытовал 3-струнный смычковый инструмент типа С., с настройкой струн по квинтам. Эта народная С. не имела ещё строго установленных пропорций, не была покрыта лаком, обладала острым, резким звуком (отсюда и название С. — польское skzypce), высоким регистром (о польской С. писал немецкий музыковед М. Агрикола в 1528). Классический тип С. вырабатывался на протяжении 15—16 вв. одновременно в Польше, Италии, Франции. На основе усовершенствования народный С. и использования опыта, накопленного мастерами в построении музыкальных смычковых инструментов, был создан классический тип С., сочетавший высокую тесситуру с певучестью и технической подвижностью. В 16—18 вв. в Северной Италии сложились крупнейшие школы скрипичных мастеров — в Бреше (Г. да Сало, Дж. Маджини), Кремоне (А. и Н. Амати, Дж. Гварнери, Л. Страдивари) и др. Мастерами кремонской школы была окончательно установлена конструкция С., выработан специфически скрипичный тембр. Итальянская С. применяются в современной исполнительской практике, многие из них считаются непревзойденными. Утверждение С. как ведущего сольного концертного инструмента сыграло большую роль в истории музыкального искусства. Новые жанры инструментальной музыки 17—18 вв. — сольная соната и концерт — возникли первоначально как жанры скрипичной музыки. Инструменты скрипичного семейства во главе со С. составили основу определившихся к середине 18 в. классического состава симфонического оркестра и струнного квартета.

    В 17—18 вв. интенсивно развивается искусство сольной игры на С, создаётся скрипичная музыка (А. Вивальди, Дж. Тартини — Италия; Ф. Бенда, Я. Стамиц —Чехия; Ж. М. Леклер, П. Гавинье — Франция, и др.). В 19 в. большую роль в развитии скрипичного искусства сыграл итальянский скрипач и композитор Н. Паганини. Среди скрипачей — исполнителей и композиторов 19—20 вв.: Дж. Б. Виотти, П. Роде, Р. Крейцер (Франция), А. Вьётан, Э. Изаи (Бельгия), К. Липиньский, Г. Венявский (Польша), Я. Кубелик (Чехия), И. Иоахим, Е. Хубаи (Венгрия), Ф. Крейслер (Австрия), Дж. Энеску (Румыния). Крупных скрипачей выдвинула русская скрипичная школа: И. Е. Хандошкин (2-я половина 18 в.), А. Ф. Львов, Н. Я. Афанасьев (19 в.) и др. В начале 20 в. скрипичный класс Петербургской консерватории, возглавлявшийся Л. С. Ауэром, приобрёл значение мирового центра скрипичного искусства (ученики Луэра: Я. Хейфец, Е. Цимбалист, М. Эльман, М. Полякин). Выдающиеся скрипачи современности — Д. Ф. Ойстрах и Л. Б. Коган (СССР), И. Менухин и И. Стерн (США), Г. Шеринг (Мексика) и др. См. илл.

    Лит.: Витачек Е., Очерки по истории изготовления смычковых инструментов, под ред. Б. В. Доброхотова, 2 изд., М., 1964; Ямпольский И., Русское скрипичное искусство, т. 1, М. — Л., 1951, гл. 1—2.

    И. М. Ямпольский.

    1. Скрипка. 2. Виолончель. 3. Виола да гамба.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. скри́пка;
    2. скри́пки;
    3. скри́пки;
    4. скри́пок;
    5. скри́пке;
    6. скри́пкам;
    7. скри́пку;
    8. скри́пки;
    9. скри́пкой;
    10. скри́пкою;
    11. скри́пками;
    12. скри́пке;
    13. скри́пках.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Толковый словарь Ожегова

    СКРИ́ПКА, -и, жен. Четырёхструнный смычковый музыкальный инструмент высокого регистра. Концерт для скрипки с оркестром. Играть на скрипке. Первая с. (ведущий скрипач в оркестре; также перен.: о человеке, к-рому принадлежит руководящая роль в чём-н.).

    | прил. скрипичный, -ая, -ое. С. мастер. С. класс.

    • Скрипичный ключ (спец.) знак на нотном стане, устанавливающий высоту и название следующих за ним нот высокого и среднего регистра.

  7. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  8. Малый академический словарь

    , род. мн. -пок, дат. -пкам, ж.

    Смычковый четырехструнный музыкальный инструмент (самый высокий из смычковых по диапазону).

    первая скрипка {кто}

    о человеке, которому принадлежит в чем-л. важная, ведущая роль.

    - играть первую скрипку; играть вторую скрипку

  9. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  10. Толковый словарь Ушакова

    СКРИ́ПКА (скрыпка обл.), скрипки, жен. Самый высокий по тембру и диапазону четырехструнный музыкальный инструмент. Настроить скрипку. Играть на скрипке. Первая, вторая крипка (см. первый в 10 знач.).

    Играть первую скрипку - см. играть. Первая скрипка (разг.) - перен. человек, которому принадлежит руководящая, ведущая, влиятельная роль в чем-нибудь. Он у нас в учреждении первая скрипка.

  11. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  12. Толковый словарь Ефремовой

    I

    ж.

    Струнный смычковый музыкальный инструмент.

    II

    ж. разг.

    то же, что скрипач

  13. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  14. Большой энциклопедический словарь

    СКРИПКА - 4-струнный смычковый музыкальный инструмент. Самый высокий по регистру в скрипичном семействе, которое составило основу симфонического оркестра классического состава и струнного квартета. Классический тип создали крупнейшие североитальянские скрипичные мастера 16-18 вв. брешанской (Гаспаро да Сало, Дж. Маджини,) и кремонской (А. и Н. Амати, Дж. Гварнери, А. Страдивари) школ. В 18-20 вв. один из главных сольных инструментов.

  15. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  16. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    скри́пка укр. скри́пка, польск. skrzypce мн. "скрипка, лира". Связано со скрипе́ть (Шрадер–Неринг 2, 85).

  17. Источник: Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера



  18. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    жен. violin;
    fiddle разг. футляр для скрипки ≈ fiddle-case играть на скрипке ≈ to play the violin первая скрипка ≈ first violin;
    first fiddle перен. вторая скрипка ≈ second fiddle, number two перен. играть первую скрипку ≈ to play first violin;
    to play the leading role, to be number one перен. играть вторую скрипку ≈ to play second violin;
    to play second fiddle (to smb.), to be number two, to take a back seat перен.violin

  19. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  20. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    скрипка ж Geige f c, Violine ( v i o - ] f c играть на скрипке Geige ( Violine] spielen первая скрипка (в оркестре) die erste Geige а играть первую скрипку die erste Geige spielen

  21. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  22. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    скрипкаGeige

  23. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  24. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    ж

    Geige f, Violine f

    играть на скрипке — Geige ( Violine ) spielen

    первая скрипка (в оркестре) — die erste Geige



    играть первую скрипку — die erste Geige spielen

  25. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  26. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    ж.

    violon m

    играть на скрипке — jouer du violon



    играть первую скрипку — jouer le premier rôle

  27. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  28. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    ж.

    violín m

    игра́ть на скри́пке — tocar el violín



    игра́ть пе́рвую скри́пку — ser el primer violín

  29. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  30. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    ж.

    violino m

    первая скрипка — primo violino

    вторая скрипка — violino di spalla



    играть первую скрипку — menare la danza; dare il la

  31. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  32. Энциклопедия Кольера

    важнейший из современных струнных смычковых инструментов. Происхождение струнных смычковых неясно. Согласно К.Заксу, смычок впервые упоминается в Персии и Китае в 9 в., а фидели начинают появляться в Европе в 10 в.: один из типов инструмента, по-видимому, пришедший из Византии, оказывается в это время в Испании. Именно этот тип, обычно грушевидной формы и без шейки, с одной-пятью струнами, стал главным смычковым инструментом, фигурировавшим под разными названиями - фидель, виела или виола - в средневековой Европе. Второй тип, длинный и узкий, называемый ребеком, вероятно, арабского происхождения, появился в Европе в 11 в. и сохранялся в различных видах около шести столетий. К концу 16 в. ясно различались два основных семейства струнных смычковых инструментов: виолы и скрипки. Главные отличия между ними относились к конструкции инструмента: виолы имели плоскую нижнюю деку, покатые плечи, резонаторные отверстия в форме буквы s (эсы), широкую шейку, лады на грифе и 6-7 тонких струн, в то время как для скрипок были характерны выпуклая нижняя дека, округленные плечи, отверстия в форме буквы f (эфы), узкая шейка, отсутствие ладов на грифе и 4 толстых струны. На виолах всех разновидностей играли, упирая их в колено или держа между коленями, как и более крупные разновидности семейства скрипок; другие разновидности скрипок держали на плече, позже под подбородком. Помимо обозначения самого инструмента, термином "скрипка" называлось также семейство, включавшее альт, виолончель и некоторые виды контрабаса. Четыре струны скрипки настроены по квинтам: соль, ре1, ля1, ми2. Струна соль обвита металлической канителью, струна ми обычно делается из металла. Прием защипывания струн пальцами называется пиццикато (pizzicato). Иногда на струны, а именно на подставку надевается маленькое деревянное приспособление для приглушения звука, называемое сурдиной. В отличие от большинства современных инструментов, которые были усовершенствованы только после долгого развития и экспериментирования, скрипка вступила в свой "золотой век" в начале собственной карьеры. Первыми скрипичными мастерами, достойными упоминания, были Гаспаро Бертолотти (или "да Сало") (ок. 1542-1609) и Джованни Паоло Маджини (ок. 1580-1632), оба из Брешии на севере Италии. Однако уже при их жизни расположенная неподалеку Кремона стала завоевывать славу мирового центра скрипичного производства. Более ста лет (ок. 1575-1680) главную роль в этом процессе играла семья Амати, особенно Николо (1596-1684), который сделал более плоским выпуклый корпус старинной виолы да браччо, заузил ее "талию", заострил уголки, усовершенствовал резонаторные отверстия и улучшил лаковое покрытие. Самым знаменитым учеником Н.Амати был Антонио Страдивари (ок. 1644-1737), более 1100 инструментов которого (свыше 600 из них известны сегодня) считаются вершиной в области скрипичного мастерства всех времен. Третье место в великом триумвирате кремонцев занимает семьи Гварнери, особенно Джузеппе дель Джезу (1698-1744), который изготавливал инструменты, обладавшие яркой индивидуальностью и сильным звучанием. К 1750 славный период скрипичных мастеров закончился, хотя Германия, Франция, Англия и другие страны, а также Италия и продолжали делать скрипки. Современная скрипка отличается от экземпляров, сделанных триста лет назад, главным образом более блестящей звучностью, которой она обязана более толстым жильным струнам, удлиненным шейке и грифу и более высоким подставкам. Около 1820 композитором и скрипачом Людвигом Шпором, был изобретен подбородник. Хотя многие современные скрипки - массового фабричного производства и предназначаются они для учащихся музыкальных школ и музыкантов-любителей, а многие другие представляют собой подделки или копии известных старых инструментов, изготавливают и некоторые прекрасные экземпляры, которые выдерживают сравнение с кремонскими. Считавшаяся поначалу молодой громкоголосой выскочкой (а во Франции - инструментом, подходящим только для танцев), скрипка вытеснила виолу ренессансных времен лишь тогда, когда в 18 в. музыка из гостиных перешла в концертные залы и на большую оперную сцену. По чувствительности и выразительности звучания, бесконечному разнообразию технических возможностей, от всевозможных приемов игры смычком до щипковых и ударных эффектов, скрипка является непревзойденным сольным инструментом - как для "пропевания" простой мелодии, так и для виртуозного исполнения. В течение трех столетий она играет ведущую роль в оркестровой и камерной музыке. В 16 и 17 вв., помимо альта и виолончели, были известны и несколько других разновидностей скрипки, ныне вышедших из употребления. Инструмент маленького размера, впервые упомянутый в 1618, используется сегодня как трехчетвертная скрипка при обучении детей.

    См. также АМАТИ; ГВАРНЕРИ; СТРАДИВАРИ, АНТОНИО; АЛЬТ; ВИОЛОНЧЕЛЬ.

    ЛИТЕРАТУРА

    Раабен Л. Скрипка. М., 1963 Витачек Е.Ф. Очерки по истории изготовления скрипичных инструментов. М. - Л., 1964

  33. Источник: Энциклопедия Кольера



  34. Энциклопедический словарь

    СКРИ́ПКА -и; мн. род. -пок, дат. -пкам; ж.

    1. Смычковый четырёхструнный музыкальный инструмент (самый высокий из смычковых по регистру). Играть на скрипке. Слушать скрипку. Настраивать скрипку. Концерт для двух скрипок. Закончил музыкальную школу по классу скрипки. род.

    2. Музыка, исполняемая на этом инструменте. Танцевать под скрипку. Люблю скрипку.

    3. Разг. Музыкант, играющий на этом инструменте.

    Первая скри́пка. 1. Скрипач, исполняющий ведущую партию в оркестре. -2. Человек, которому принадлежит в чём-л. главная, ведущая роль. Играть первую скри́пку. 1. Играть в оркестре ведущую партию; -2. Быть самым главным лицом в каком-л. деле.

    Скри́почка, -и; ж. Уменьш.-ласк.

    * * *

    скри́пка

    4-струнный смычковый музыкальный инструмент. Самый высокий по регистру в скрипичном семействе, которое составило основу симфонического оркестра классического состава и струнного квартета. Классический тип создали крупнейшие северо-итальянские скрипичные мастера XVI—XVIII вв. брешанской (Гаспаро да Сало, Дж. П. Маджини) и кремонской (А. и Н. Амати, Дж. Гварнери, А. Страдивари) школ. В XVIII—XX вв. один из главных сольных инструментов.Скрипка. Схема.

    * * *

    СКРИПКА

    СКРИ́ПКА, 4-струнный смычковый музыкальный инструмент. Самый высокий по регистру в скрипичном семействе, которое составило основу симфонического оркестра классического состава и струнного квартета. Классический тип создали крупнейшие североитальянские скрипичные мастера 16—18 веков брешианской (Гаспаро да Сало, Дж. Маджини,) и кремонской (А. и Н. Амати, Дж. Гварнери, А. Страдивари) школ. С 18 века один из главных сольных инструментов.

  35. Источник: Энциклопедический словарь



  36. Музыкальная энциклопедия

    (итал. - violino, уменьшит. от viola; франц. - violon; англ. - violin; нем. - Violine, Geige) - струн. смычковый муз. инструмент. С. - наиболее высокий по тесситуре из инструментов скрипич. семейства, к к-рому относятся также альт и виолончель (контрабас происходит от контрабасовой виолы, хотя в процессе своего формирования он испытал сильное воздействие скрипичных инструментов). 4 струны С. настроены по квинтам (строй: g, d, a1, e2), диапазон свыше 4 октав. В отд. случаях строй меняется (см. Скордатура). При игре С. держится на левом плече (а brасcio). Партия нотируется в скрипичном ключе. Общая длина С. ок. 600 мм. В педагогич. процессе применяются С. и меньших размеров: 3/4, 1/2, 1/4, 1/8. Ранее изготовлялись т.н. карманные скрипки - пошетты. С. имеет овальный корпус с характерными вырезами по бокам ("талия") для ведения смычка; состоит из 2 слегка выпуклых дерев. пластин - дек, соединённых обечайками. Для укрепления дек по их краю проложены дерев. 3-слойные полоски - ус (в нек-рых итал. и польских инструментах - двойной ус). Верхняя дека имеет дерев. пружину, приклеенную изнутри, и 2 резонаторных отверстия - эфы. Между эфами и под струнами расположена слегка закруглённая подставка. Струны закреплены на подгрифке (струнодержателе), зацепленном петлёй из толстой жильной струны за пуговку, вклеенную в обечайку. С противоположной от подставки стороны струны проходят над слегка закруглённой пластиной - грифом и натягиваются до его приподнятого края - порожка. Гриф укреплён на вклеенной в корпус шейке, представляющей собой закруглённую планку, переходящую в коробку, в к-рую вставлены колки, и заканчивающуюся специфич. завитком - "улиткой". На колки навиваются концы струн. Внутри корпуса между деками около правой стороны подставки вставляется цилиндрич. дерев. штифт ("душка"), передающий колебания с верхней деки на нижнюю. К С. прикрепляется также подбородник (слева от подгрифка), обеспечивающий более устойчивое положение при держании инструмента. Верхняя дека, душка и пружина изготавливаются из т.н. резонансной ели; гриф, подгрифок, колки, подбородник, пуговка - из чёрного дерева (ныне также из пластмассы), остальные части - из явора (волнистого клёна). Корпус и шейка С., включая завиток, покрываются цветным лаком. Старинные инструменты имели более короткую шейку, к-рая вклеивалась под другим углом, меньший по размеру гриф, более слабую пружину, более низкую и толстую подставку; подбородник отсутствовал, струны были толстые, жильные.

    Скрипачи держали С. справа от подгрифка. Во 2-й пол. 18 в. шейки у С. были удлинены, пружины стали делать более сильными, подставки - более высокими и тонкими, что изменило диапазон и звучание С., тембр стал более ярким, насыщенным и сильным - в соответствии с новыми эстетич. требованиями. Большую роль в этом сыграла также реформа скрипичного смычка.

    Осн. способ звукоизвлечения на С. - ведение смычком по струне. Применяется и способ игры щипком - pizziccato. Изменение высоты звука осуществляется постановкой пальцев левой руки на струны и прижатием их к грифу. Возможна и игра флажолетами, извлечение двойных нот и аккордов. Изменением характера движения смычка можно добиться разнообразного звучания (см. Штрих).

    С. как проф. инструмент возникла в кон. 15 в. Существуют многочисл. теории происхождения С., в т.ч. от смычковых арабских, среднеазиатских, закавказских инструментов, занесённых в Европу, от смычковых инструментов сканд. и прибалтийских стран, от ср.-век. кроты, жиги, смычковой лиры, семейства виол и др. Наибольшее распространение получила теория синтеза - происхождения С. от ср.-век. инструментов типа фиделя (гл. обр. южнослав.) и ребека. Исследования 1970-х гг., произведённые на основе археологич. раскопок и иконографич. находок, свидетельствуют о безусловной связи С. с нар. инструментарием славян. На территории Польши, а также Зап. Украины и Белоруссии ещё в 14 в. широкое распространение получили 3-струн. смычковые инструменты под назв. "скрипица", "скрипель", настроенные по квинтам, без ладов на грифе, обладающие многими признаками С., в то время как в Зап. Европе господствовали много-струн. инструменты терцо-квартового строя с ладами на грифе. Представляют интерес и более древние слав. инструменты (в т.ч. польские мазанки и др.), к-рые обладали ярким, острым тембром, высокой тесситурой, "скрипящим" звучанием (отсюда и польское назв. С. - skrzypce). О т.н. польских С. писали нем. музыковеды М. Агрикола (нач. 16 в.), позднее М. Преториус. К кон. 15 в. в Польше закончился процесс формирования типа С., получившего затем назв. "предклассического". Используя накопленный в народе опыт изготовления инструментов и совершенствуя нар. тип С., мастера Польши, Италии и Франции на протяжении 15-16 вв. одноврем. выработали тип С., ставший классическим. Установились точная конструкция, особенности звучания, тембра С. В результате возник инструмент, сочетавший специфически скрипичное звучание с высокой тесситурой, ярким и насыщенным тембром и обладающий большими технич. возможностями.

    Наиболее ранние изображения С., близкой к инструментам классич. формы, - скульптурные: на фронтоне одного из домов центр. части Гданьска (1505) и на надгробии Ф. Ягеллона в Кракове (1510). Одно из первых изображений С. в итал. живописи - 3-струн. инструмент (далёкий ещё от классич. формы) на картине Г. Феррари "La Madonna degli aranci" (1529). В отличие от слав. стран, в др. европ. странах С. к нач. 16 в. не имела собств. названия. В Италии она называлась "виола с 3 струнами без ладов" (N. Vicentino, "L'antica musica", Roma, 1555). Во Франции для обозначения С. использовали провансальское назв. инструмента 15 в. - violon. В Германии словом Geige обозначались "польские скрипки" (в работах Агриколы).

    В 16-18 вв. в разных странах Европы сложились крупнейшие школы скрипичных мастеров: в Польше - М. Добруцкий, семьи Гроблич и Данкварт; в Италии - Г. да Сало, Дж. Маджини (Бреша), А. и Н. Амати, Дж. Гварнери дель Джезу, А. Страдивари (Кремона), Д. Монтаньяна, Санто Серафино (Венеция), П. Гранчино, К. Тесторе, Дж. Гваданини (Милан), А. Гальяно (Неаполь) и др.; в Германии - Я. Штейнер, семья Клоц. В творчестве итал. мастеров, в первую очередь кремонской школы, окончательно сформировалась конструкция С. В Кремоне созданы во многом непревзойдённые образцы классич. С., до сих пор применяющиеся в исполнит. практике. К кон. 18 в. развернулось массовое ремесленное производство С. (особенно в Тироле), а затем и фабричное изготовление инструментов. Индивидуальное иск-во мастеров постепенно пришло в упадок; среди немногих позднейших мастеров - Н. Люпо, Ж. Б. Вильом, Э. Ватло (Франция), В. Панормо и бр. Хилл (Англия), Я. Кулик, Ф. Шпидлен (Чехословакия), И. А. Батов, H. P. Киттель и А. И. Леман (Россия), создавшие образцы конц. инструментов. Завоевали известность сов. мастера - E. P. Витачек, Т. Ф. Подгорный, Г. А. Морозов, H. M. Фролов, Я. И. Косолапов, В. И. Зедник, Л. А. и Б. Л. Горшковы, А. С. Кочергин и др. В СССР в 1919 создана Гос. коллекция муз. инструментов, к-рая непрерывно пополняется лучшими образцами С.

    В процессе эволюции С., связанном с расширением форм музицирования при демократизации культуры в эпоху Возрождения, с развитием гомофонного мелодич. стиля, обогатились выразит. возможности инструмента. Благодаря близости звучания к человеческому голосу, способности воспроизводить мелодии большого дыхания, сильному эмоциональному воздействию на слушателей С. стала ведущим инструментом в Европе, несмотря на конкуренцию семейства виол, применявшихся в дворянском быту; особенно острой борьбой процесс утверждения господства С. сопровождался во Франции. Ещё в 1740 был напечатан трактат Ю. Ле-Блана "В защиту басовой виолы от посягательств скрипки и притязаний виолончели". Применение С. в проф. иск-ве вызвало к жизни новые инстр. жанры - сольную сонату и концерт, возникшие в 17-18 вв. именно как скрипичные жанры. С. уже с нач. 17 в. применялась в оркестре (впервые введена К. Мон-теверди в опере "Орфей" под назв. "violino piccolo alla franзese", 1607). К сер. 18 в. наряду с др. инструментами скрипичного семейства она стала основой классич. состава симф. оркестра и струн. квартета. Самые ранние сольные произв. для С. появились в Италии в нач. 17 в. - сонаты с basso continuo Б. Марини, М. Уччелини, Дж. Легренци, Дж. Б. Витали. Первые произв. концертирующего стиля создали А. Яжембский (1627), позднее - Дж. Торелли. Первые произв., основанные на принципах concerto grosso, написал А. Страделла (Sinfonia, 1676), первые совершенные образцы принадлежат А. Корелли (ок. 1680). Расцвет сольного скрипичного исполнительства приводит в 17-18 вв. к формированию ярких нац. скрипичных школ - итальянской (А. Вивальди, Ф. Джеминиани, П. Локателли, Дж. Тартини, Г. Пуньяни), французской (Ж. Б. Люлли, Ж. М. Леклер, П. Гавинье, Дж. Б. Виотти), польской (А. Яжембский, Ф. Дурановский, Ф. Яневич), чешской (Ф. Бенда, Я. Стамиц и его сыновья, П. и А. Враницкие), немецкой (И. Вальтер, И. Вестхоф), австрийской (Г. И. Ф. Бибер, К. Диттерсдорф). Форма смычка и слабо натянутый волос давали возможность скрипачам 17-18 вв. исполнять на С. многогол. аккорды (в т.ч. в соч. И. С. Баха).

    В 19 в. огромную роль в развитии скрипичного исполнительства сыграло иск-во Н. Паганини. Он расширил образную сферу скрипичных произв., ввёл новые приёмы игры, заложил основы совр. скрипичной техники. Выдающиеся скрипачи 19 в. - П. Роде, Р. Крейцер, П. Марсик, П. Байо (Франция), К. Липиньский, Ап. Контский, Г. Венявский, И. Лотто, С. Барцевич (Польша), Й. Славик, Ф. Лауб, Ф. Ондржичек (Чехия), Г. Эрнст (Моравия), Л. Шпор, Ф. Давид, Й. Иоахим, А. Вильгельми (Германия), Ш. Берио, А. Вьетан, Э. Изаи (Бельгия), П. Сарасате (Испания), У. Булль (Норвегия), Й. Майзедер, Г. Хельмесбергер, Я. Донт (Австрия).

    Главой рус. скрипичной школы в 18 в. был крупнейший исполнитель и композитор И. Е. Хандошкин; в 19 в. выдвинулись Г. А. Рачинский, А. Ф. Львов, Н. Д. Дмитриев-Свечин, Н. Я. Афанасьев, А. Д. Бродский, В. В. Безекирский, И. И. Котек. В России развернулась педагогич. деятельность поляка Г. Венявского, чехов Ф. Лауба и И. Гржимали. Из скрипичного класса Петерб. консерватории, возглавляемого Л. Ауэром, в нач. 20 в. вышла плеяда выдающихся исполнителей - Я. Хейфец, Е. А. Цимбалист, М. Эльман, М. Б. Полякин, Л. М. Цейтлин. На основе плодотворного развития и продолжения прогрессивных рус. и заруб. традиций сложилась сов. скрипичная школа. Победы сов. скрипачей на междунар. конкурсах выдвинули скрипичную школу СССР на одно из первых мест в мире. Крупнейшие сов. скрипачи - М. Г. Эрденко, Полякин, Цейтлин, Б. О. Сибор, Д. Ф. Ойстрах, М. И. Фихтенгольц, Л. Б. Коган, И. С. Безродный, М. И. Вайман, В. А. Климов, И. Д. Ойстрах, Б. Л. Гут-ников, В. В. Третьяков, О. В. Крыса, С. И. Снитковский, В. А. Пикайзен, В. Т. Спиваков.

    Выдающиеся заруб. исполнители 20 в. - Л. Капе, Ж. Тибо, Ж. Невё, З. Франческатти (Франция), Ф. Крейслер (Австрия), Я. Кубелик, Я. Коциан, В. Пшигода, Й. Сук (Чехословакия), Дж. Энеску (Румыния), Б. Губерман, П. Коханьский, Г. Бацевич, В. Вилкомирская, А. Кулька (Польша), Хейфец, Цимбалист, Эльман, H. Мильштейн, И. Менухин, Р. Риччи, И. Стерн (США), Г. Шеринг (Мексика), Ё. Хубаи, Ф. Вечей, Й. Сигети (Венгрия), К. Флеш, А. Буш, В. Бурместер, Г. Куленкампф (Германия), А. Грюмьо (Бельгия), Ф. Гулли (Италия) и др.

    В течение более трёх столетий для С. создавались многочисл. сольные и камерные произв. В совр. репертуаре и педагогич. практике из произв. 18 в. сохранялись сонаты и партиты для С. соло и концерты И. С. Баха, концерты А. Вивальди, Дж. Тартини, сонаты Г. Генделя, сонаты и концерты И. Гайдна и В. А. Моцарта; лучшие скрипичные произв. 19 в. - сонаты и концерты Л. Бетховена, И. Брамса, концерты Ф. Мендельсона, А. Дворжака, К. Сен-Санса, Э. Лало, М. Бруха, сонаты Э. Грига, виртуозные произв. Н. Паганини, А. Вьётана, Г. Венявского, П. Сарасате и др.; среди сочинений для С. композиторов 20 в. - концерты Я. Сибелиуса, К. Шимановского, Э. Элгара, У. Уолтона, Б. Бриттена, Д. Мийо, А. Онеггера, П. Хиндемита, А. Шёнберга, А. Берга, Б. Бартока, И. Ф. Стравинского, С. Барбера, А. Копленда и др.; сонаты М. Равеля, К. Дебюсси, Онеггера, Э. Блоха, Э. Изаи, Б. Бартока и др. Рус. скрипичная лит-ра в репертуаре совр. скрипачей представлена концертами П. И. Чайковского, А. К. Глазунова, А. С. Аренского, Г. Э. Конюса, С. М. Ляпунова, конц. сюитой С. И. Танеева, "Фантазией на русские темы" Н. А. Римского-Корсакова, сонатами Н. К. Метнера, А. Ф. Гедике, Г. Л. Катуара, пьесами Чайковского, Глазунова, С. В. Рахманинова; мировой популярностью пользуются концерты сов. комп. С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна, часто исполняются также концерты Т. Н. Хренникова, Д. Б. Кабалевского, сонаты Прокофьева, Шостаковича, М. С. Вайнберга, А. А. Бабаджаняна, А. И. Хачатуряна, К. С. Хачатуряна, А. Я. Эшпая и др. Образцы нац. скрипичных концертов создали Б. Д. Дварионас, А. Д. Мачавариани, К. А. Караев, А. А. Бабаджанян, А. Г. Рзаев и др.

    Литература: Зеленский Д., Итальянские смычковые инструменты, Полтава, 1886; Леман A., Книга о скрипке, М.-Лейпциг, 1893, 1903; его же, Акустика скрипки, М.-Лейпциг, 1903; Mихель A., Краткая энциклопедия смычковых инструментов, М., 1894; Пруха М., Скрипка, её история и алфавитный указатель скрипичных мастеров..., Орёл, 1902; Сб. работ Комиссии по музыкальному инструментоведению, вып. 1, М., 1926; Современные смычковые инструменты, М., 1926; Леонтьев A., Правда о скрипке, Рига, 1939; Гинзбург Л., История виолончельного искусства, кн. 1, М.-Л., 1950; его же, Исследования, статьи, очерки, М., 1971; Ямпольский И., Русское скрипичное искусство, т. 1, М.-Л., 1951; Витачек Е., Очерки по истории изготовления смычковых инструментов, под ред. Б. Доброхотова, М.-Л., 1952, 1964; Струве Б., Процесс формирования виол и скрипок, М., 1959; Подгорный Т., Из записок мастера, М., 1960; Rаабен Л., Скрипка, М., 1963; Стахов В., Скрипка и её мастера в наши дни, Л., 1978; Аgriсо1а М., Musika Instrumentalis deudsch, Wittenberg, 1528, 1545, hrsg. von R. Eitner, Lpz., 1896 (Publikationen дlterer praktischer und theoretischer Musikwerke, Jahrg. 24, Bd 20); PraetoriusM., Syntagma musicium, Bd 2, Wolfenbьttel, 1619; Dubоurg G., The violin..., L., 1852; Fйtнs F. J., Antoine Stradivari, P., 1856; Abele H., Die Violine, ihre Geschichte und ihr Bau, Neuburg, 1864, 1874; Davidson P., The violin, Glasgow, 1871; Fо1egatti E., Storia del violino a dell'archetto, Bologna, 1873; Hart G., The violin, L., 1875, 1909; Fleming J. M., Old violins..., L., 1883; Engel С., Researches into the early history of the violin family, L., 1883; Drцgemeyer H. A., Die Geige, Bremen, 1892, 1903; Hill W. H., Hill A. F., Hill A. E., Antonio Stradivari, L., 1902, 1963; их же, The violin makers of the Guarneri family, L., 1931, 1965; Armstrong R. В., Musical instruments, Edin., 1904; Lьtgendorff W. L. von, Die Geigen- und Lautenmacher von Mittelalter bis zur Gegenwart, Fr./M., 1904, 1922; Niederheitmann F., Cremona, Lpz., 1922; Wasi1ewski W., Die Violine und ihre Meister, В., 1927; Moser A., Geschichte des Violinspiels, В., 1923; Sachs C., Die modernen Musikinstrumente, Breslau, 1923 (рус. пер. - Современные оркестровые музыкальные инструменты, М., 1932); его же, Geist und Werden der Musikinstrumente, В., 1929; eго же, Handbuch der Musikinstrumentenkunde, Lpz., 1930; eго жe, The history of musical instruments, N. Y., 1940; Pincherle M., Feuillets d'histoire du violon..., P., 1927; Mоdr A., Hudebnн nбstroje, Praha, 1938, 1961 (рус. пер. - Mодр A., Музыкальные инструменты, M., 1959); Roussel A., Traitй du lutheriс, P., 1950; Szu1с Z., Slownik lutnikуw polskich, Poznan, 1953; Zanier F., Il violino. Principi tecnici costrutivi, Gen., 1959; Lockhart D., The old violin, L., I960; Nelson S., The violin family, L., 1964; Jaloveс К., Italian violin makers, L., 1964; eго же, Enzyklopдdie des Geigenbaues, Bd 1-2, (Praha), 1965; Воyden D., The history of violin playing, from its origins to 1761..., L.-N. Y.-Toronto, 1965; Mцсkе1 О., Die Kunst des Geigenbaues, Hamb., 1966; Кaminski W., Skrzypce polskie, Kr., 1969; его же, Instrumenty musyczne na ziemiach polskich, (Kr., 1971).В. Ю. Григорьев.

  37. Источник: Музыкальная энциклопедия



  38. Музыкальный словарь

    Королева оркестра -- скрипка -- самый распространенный струнный смычковый инструмент. «Она в музыке является столь же необходимым инструментом, как в человеческом бытии хлеб насущный», говорили о ней музыканты еще в XVII веке. Скрипки делали во многих странах мира, но лучшие скрипичные мастера жили в Италии, в городе Кремоне. Скрипки, сделанные кремонскими мастерами XVI -- XVIII веков Амати, Гварнери и Страдивари, до сих пор считаются непревзойденными. Свято хранили итальянцы секреты своего мастерства. Они умели делать звук скрипок особенно певучим и нежным, похожим на человеческий голос. Знаменитых итальянских скрипок сохранилось до нашего времени не так уж много, но все они -- на строгом учете. Играют на них лучшие музыканты мира. Корпус скрипки очень изящен: с плавными закруглениями, тонкой «талией». На верхней деке красивые, в виде f вырезы, которые так и называются -- эфы. И размер, и форма корпуса, и все мельчайшие его детали, даже качество лака, которым он покрыт, тщательно продуманы. Ведь все влияет на звук капризного инструмента. К корпусу скрипки прикреплен гриф, который заканчивается завитком. Перед завитком в желобке отверстия, в которые вставлены колки. Они натягивают струны, с другой стороны плотно закрепленные у подгрифка. В середине корпуса, приблизительно между эфами, на двух ножках стоит подставка. Через нее проходят струны. Их четыре. Они носят название тех звуков, на которые настроены: ми, ля, ре и соль или басок, считая от самой высокой струны. Общий диапазон скрипки -- от соль малой до соль четвертой октавы. Скрипач изменяет высоту звука, прижимая струну к грифу пальцами левой руки. Чтобы было удобно играть, он кладет скрипку на плечо и придерживает ее подбородком. В правой руке он держит смычок, которым водит по струнам. Смычок -- это тоже важная деталь. От него во многом зависит характер звучания. Состоит смычок из трости или древка, на нижнем конце которого прикреплена колодочка. Она служит для натягивания волоса, который с другой стороны прикреплен к трости неподвижно. Если мы зацепим струну пальцем, а затем отпустим, звук быстро угаснет. Смычок же можно вести по струне непрерывно в течение долгого времени, и звук будет тянуться также непрерывно. Поэтому скрипка очень певуча. На ней можно исполнять длинные плавные мелодии, как иногда говорят, «на одном дыхании», то есть не прерывая их паузами или цезурами. Говорят, что скрипка поет. И правда, звучание ее похоже на трепетный человеческий голос. Но она умеет не только петь. Есть много различных способов, так называемых штрихов, которые применяют при игре на скрипке. Можно играть не на одной, а на двух соседних струнах сразу. Тогда звучат две мелодии. Больше чем два звука одновременно извлечь нельзя, так как струны расположены не плоско, а на закругленной подставке. Однако скрипачи играют аккорды из трех и четырех нот особым приемом -- арпеджиато, беря звуки не одновременно, а один за другим, быстро скользнув по струнам смычком. В оркестре скрипки -- главные инструменты. Им поручают ответственные эпизоды. Вспомните, как часто в оркестровых пьесах слышится пение скрипок; иногда широкое и спокойное, иногда взволнованное, а порою и драматически напряженное. А в Польке-пиццикато братьев Иоганна и Иозефа Штраусов и некоторых других произведениях скрипки использованы совсем необычно: исполнители играют на них не смычком, а защипывая струны пальцами, как на щипковых инструментах. Этот прием называется пиццикато. Очень широкое распространение получила скрипка как сольный инструмент. Для нее созданы разнообразные произведения -- от виртуозных этюдов Паганини до лирических пьес Прокофьева. Многими композиторами написаны концерты для скрипки с оркестром. Вы, наверное, слышали концерты Бетховена, Мендельсона, Брамса, Чайковского, Глазунова, Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна. История музыки знает имена прославленных скрипачей. Легендами окружено имя гениального Паганини. Его обвиняли в колдовстве, потому что в те времена, когда он жил -- в первой половине XIX века, не верилось, что обыкновенный человек сам, без помощи волшебной силы, может так великолепно играть на скрипке.

  39. Источник: Музыкальный словарь



  40. Словари и энциклопедии на Академике

  41. Источник:



  42. Большой Энциклопедический словарь

    СКРИПКА
    СКРИПКА - 4-струнный смычковый музыкальный инструмент. Самый высокий по регистру в скрипичном семействе, которое составило основу симфонического оркестра классического состава и струнного квартета. Классический тип создали крупнейшие североитальянские скрипичные мастера 16-18 вв. брешанской (Гаспаро да Сало, Дж. Маджини,) и кремонской (А. и Н. Амати, Дж. Гварнери, А. Страдивари) школ. В 18-20 вв. один из главных сольных инструментов.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  43. Источник: