«Гимн»

Гимн в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Гимн»

Источники

  1. Словарь Брокгауза и Ефрона
  2. Большая Советская энциклопедия
  3. Словарь форм слова
  4. Толковый словарь Даля
  5. Толковый словарь Ожегова
  6. Малый академический словарь
  7. Толково-фразеологический словарь Михельсона
  8. Толковый словарь Ушакова
  9. Толковый словарь Ефремовой
  10. Большой энциклопедический словарь
  11. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
  12. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
  13. Большой англо-русский и русско-английский словарь
  14. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  15. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  16. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  17. Большой французско-русский и русско-французский словарь
  18. Большой испано-русский и русско-испанский словарь
  19. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  20. Литературная энциклопедия
  21. Энциклопедический словарь
  22. Музыкальная энциклопедия
  23. Реальный словарь классических древностей
  24. Юридическая энциклопедия
  25. Большой Энциклопедический словарь
  26. Толковый словарь Даля

Поделиться

    Словарь Брокгауза и Ефрона

    (греч. от γιμνεο — петь, славить, хвалить). У древних в Г. прославлялись боги и герои; пелись при жертвоприношениях и торжествах. У евреев Г. встречаются в собраниях псалмов Давида. У христиан Г. — хвалебная песнь Богу или святым. Христианский Г. ведет свое начало от первых времен христианства, когда хвалебные песни пелись в катакомбах и пещерах. В христианское богослужение вошли Г. как Ветхого Завета — напр. гимны Захария и Симеона — так и Нового Завета. К прекрасным образцам христианских Г. принадлежат амвросианский "Те Deum" и "Коль славен наш Господь в Сионе". У лютеран многие хоралы могут быть отнесены к разряду Г. Национальный Г. — песнь торжественного содержания, исполняемая при всех официальных случаях. Русский народный Г. — "Боже Царя храни", Львова. Из Г. других государств по музыкальным достоинствам особенно выдается английский национальный Г., вошедший в употребление и во многих других государствах, как то Пруссии, Швеции, России (до гимна Львова). Национальные гимны писали Львов, Люлли, Лист, Руже де Лиль, Гайдн, Кверульер, Гретри. Из сборников таких Г. известны: "Recueil dairs nationaux" Леона Шика (переложение для оркестра) и сборник национальных гимнов всех государств света Щуровского, для фортепиано, с пением. Г. вообще пишется в необширной форме песни, в коленном складе. Но есть Г., получившие у композиторов более широкое развитие, напр. "Те Deum" Берлиоза, "Lobgesang" Мендельсона и др.

    Н. С.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (греч. hýmnos)

    торжественная песнь на стихи программного характера. Известны Г. государственные, революционные, военные, религиозные, в честь исторических событий, героев и т.д. В Древней Греции Г. — культовая песня в честь божества (Аполлона, Диониса). В 7—5 вв. до н. э. Г. писали Алкей, Алкман, Пиндар. Под названием Г. до нас дошли поэтические произведения эпико-повествовательного характера; наиболее известны т. н. гомеровские Г. (приписывались в древности Гомеру), орфические Г. (эпоха позднего эллинизма). Утвердившееся христианство создало гимнографию, входящую в церковное богослужение и молитвенный обиход (гимны Романа Сладкопевца, Иоанна Дамаскина в восточной церкви, «Те Deum laudamus» и др. на Западе). Социально-религиозные движения 15—16 вв. породили многочисленные духовные Г.: протестантский (лютеровский) хорал в Германии (выдающийся образец — «Наш бог — наша твердыня» — «Ein' feste Burg ist unser Gott»), гуситские песни в Чехии. Великая французская революция вызвала к жизни революционные Г., в том числе «Марсельезу» (См. Марсельеза). Революционный пролетариат создал свой Г. — «Интернационал». До 1 января 1944 он был также государственным гимном СССР. В 1944 в СССР был введён новый государственный Г. (музыка А. В. Александрова), а «Интернационал» стал партийным гимном. Государственные Г. существуют во всех современных государствах; наряду с государственным гербом и государственным флагом Г. является официальным символом государства. Свои Г. имеют союзные республики СССР. Жанр Г. представлен в хоровом, оперном, симфоническом искусстве (финальные хоры 9-й симфонии Бетховена и оперы «Иван Сусанин» Глинки и др.). В духе Г. написана песня о Великой Отечественной войне — «Священная война» (слова В. И. Лебедева-Кумача, музыка А. В. Александрова).

    Лит.: Бернштейн Н., История национальных гимнов, П., 1914; Netti P., National anthems, N. Y., [1952]; Diehl K. S., Hymns and tunes; an index, N. Y., 1966.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. ги́мн;
    2. ги́мны;
    3. ги́мна;
    4. ги́мнов;
    5. ги́мну;
    6. ги́мнам;
    7. ги́мн;
    8. ги́мны;
    9. ги́мном;
    10. ги́мнами;
    11. ги́мне;
    12. ги́мнах.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Толковый словарь Даля

    муж., греч. хвалебная песнь, хвала и прославление, в стихах или в музыке, песнопением.

  7. Источник: Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.



  8. Толковый словарь Ожегова

    ГИМН, -а, муж.

    1. Торжественная песня, принятая как символ государственного или социального единства. Государственный г. России. Студенческий г.

    2. Вообще хвалебная песня, музыкальное произведение. Г. победителям.

  9. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  10. Малый академический словарь

    , м.

    1.

    Торжественная песня, принятая как символ государственного или социального единства.

    Государственный гимн Советского Союза. Интернационал — международный пролетарский гимн.

    2.

    Торжественная хвалебная песнь, а также музыкальное произведение в честь кого-, чего-л. или прославляющее кого-, что-л.

    Публика, разом поднявшаяся со своих кресел, прослушала стоя гениальный гимн Глинки и заставила его повторить. Стасов, Бюст Глинки в Мариинском театре.

    В трудах и боях возмужала Советская наша земля, Ей гимны слагают поэты. Твардовский, Памяти Ленина.

    || перен.

    Восторженная хвала, славословие.

    Читал ли ты все гимны, которые мне пишут берлинские газеты? М. Антокольский, Письмо И. Гинзбургу, 20 ноября 1893.

    [греч. ‛ύμνος]

  11. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  12. Толково-фразеологический словарь Михельсона

    I.

    торжественная песнь вообще в честь богов

    Ср. В безмолвии садов, весной, во мгле ночей

    Поет под розою восточный соловей.

    Но роза милая не чувствует, не внемлет,

    И под влюбленный гимн колеблется и дремлет...

    Она не слушает, не чувствует поэта...

    А.С. Пушкин. Соловей.

    Ср. ύμνος — песнь, гимн.

    См. боже Царя храни.

    II.

    (иноск.) — у нас: "Боже Царя храни!"

    Гимн народный — небольшая музыкальная пьеса (вокальная или инструментальная), исполняемая народами в честь отечества или главы государства (восторженная песнь вообще)

  13. Источник: Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1—2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук.. М. И. Михельсон. 1896—1912.



  14. Толковый словарь Ушакова

    ГИМН, гимна, муж. (греч. hymnos).

    1. Торжественная песня, принятая как символ государственного или классового единства. Гимном СССР является Интернационал.

    2. Хвалебная песня (книжн. поэт.). Петь гимны кому-нибудь.

    || перен. Славословие, восторженная похвала, выражение преклонения (книжн.). «- Ибо кого же он будет тогда любить, человек-то? кому благодарен-то будет, кому гимн-то воспоет?» Достоевский.

  15. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  16. Толковый словарь Ефремовой

    м.

    1.

    Торжественная песня или мелодия как один из символов государства или партии.

    2.

    Музыкальное произведение или его часть - обычно финальная - торжественного характера, прославляющее кого-либо или что-либо.

    3.

    Торжественная хвалебная песня в честь богов или героев (в Древней Греции).

    4.

    Восторженная хвала; прославление.

  17. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  18. Большой энциклопедический словарь

    ГИМН (греч. hymnos) - торжественная песнь. Известны гимны государственные, революционные, военные, религиозные, в честь определенных событий.

  19. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  20. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  21. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  22. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    вероятно, через польск. hymn из лат. hymnus, греч. ὕμνος; см. Брюкнер 174; Горяев, ЭС 67.

  23. Источник: Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера



  24. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    муж. hymn;
    anthem церковный гимн ≈ hymn, processional государственный гимн ≈ national anthemм.
    1. anthem;
    государственный ~ National Anthem;

    2. (прославление) hymn (of praise).

  25. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  26. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    гимн м Hymne f c государственный гимн Staats|hymne f c исполнить государственный гимн die Staatshymne intonieren

  27. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  28. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    гимнHymne

  29. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  30. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    м

    Hymne f

    государственный гимн — Staatshymne f

    исполнить государственный гимн — die Staatshymne intonieren

  31. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  32. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    м.

    hymne m

    государственный гимн — hymne national

  33. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  34. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    м.

    himno m

    госуда́рственный гимн — himno nacional

  35. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  36. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    м.

    inno

    государственный гимн — inno nazionale

    слагать гимны — inneggiare vt уст.

    петь гимны — cantare inni, inneggiare vi(a)

  37. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  38. Литературная энциклопедия

    Гимн

    ГИМН (греческ. — «хвалебная песнь»)

    1. Жанр религиозной лирики, выделяемый по тематическим признакам — хвалебная песнь, славословие, объединяемое тождеством восхваляемого объекта. Выдвигаемый иногда в качестве характеристики жанра признак хорового исполнения, типичный для греческих Г., не покрывает всех известных нам форм Г.; так напр. ведийские Г., согласно традиции, исполнялись не хором, но отдельными певцами и рецитаторами-жрецами.

    При всей расплывчатости границ жанра (общей всем жанрам, определяемым тематически) можно установить некоторые его общие признаки: форма чистой лирики гимнов обычно слагается из обращений и воззваний к восхваляемому объекту, хвалебных сравнений и описаний, зачастую представляющих расширенные тавтологии; перечисление подвигов и чудес объекта Г. и его предков позволяет вводить в изложение эпические намеки, обычно не раскрываемые полностью, но иногда (напр. в античных гимнах) развертываемые в фабульное повествование; часто в конце гимна вводится молитва (см.) или заклинание (см.). Словесное выражение Г. обычно богато образами, метафорами, сравнениями, эпитетами; особенное значение приобретает также гипербола. Эмоциональная насыщенность выражается в преобладании восклицательных и вопросительных оборотов, воззваний, обращений, многочисленных нарастаний, риторических накоплений и повторений.

    Исторически расцвет Г., как и религиозной лирики в целом, связан или с эпохами господства жречества (духовенства, церкви, монастыря) как наиболее мощной экономически и культурно общественной группы, или же с эпохами экономической и общественной депрессии, вызывающей нарастание мистических, «потусторонних» настроений. Отсюда — широкое место гимна в литературах древнего Востока. Так в индийской поэзии Г. к богам являются не только древнейшим памятником художественного слова вообще (см. Веды), но занимают огромное место и в литературе позднейших эпох — как санскритской, так и на средне- и новоиндийских языках (так наз. «стотра»); место богов в буддийской лит-ре заменяет, разумеется, Буддха, в джайнской литературе — Джины, в поэзии позднейших магометанских мистиков — образ единого божества.

    Не меньшее значение имеют Г. в древних литературах средиземноморского культурного круга: египетские и вавилонские. Г. к богам поражают иногда яркостью образов и эмоциональным подъемом. По тематике и стилю к вавилонским Г. близки древнееврейские гимны к Яхве, частью собранные в Псалтыри, частью разбросанные по другим (повествовательным) книгам Библии (см.).

    На Ближнем Востоке арабская литература в отношении распространения и значения гимнической поэзии сильно контрастирует с персидской. Религиозная лирика у арабов вообще развивалась слабо. Только в XIII в., в эпоху экономического и политического упадка и падения светской культуры, большую известность получает Г.-касыда Бусири в честь Мухаммеда («Бурда» — «Плащ Пророка») и мистические суфийские Г. Омара ибн-аль-Фарида.

    Несравненно богаче и художественнее литература Г. персидских суфиев (см.). Эти Г. (лучшие — Джелялэддина Руми, XIII в.), проникнутые пантеистической символикой, экстатическими и эротическими мотивами, исполняются на радениях «дервишей». Суфийский символизм окрасил с XII в. и всю светскую персидскую (потом и турецкую) лирику, так что обыкновенно нельзя провести границы между простой любовной песнью и мистико-пантеистическим Г. (напр. у Хафиза, Саади и др.).

    Своеобразны формы Г. на Дальнем Востоке. Китайская поэзия, наряду с собственно Г., содержащими обращения к небу и восхваление предков, располагает близкой к Г. формой од (дая и лоя — большие и малые оды), в к-рых описаны подвиги основателей древних династий. Эти оды дают богатый исторический материал в эпическом изложении. Некоторые из них повидимому могли служить боевыми песнями.

    В поэзии Греции и Рима — странах с господством земельной аристократии — Г. к богам занимают сравнительно незначительное место; обязательное включение Г. в композицию трагедии (как и в древнеиндийской драме) свидетельствует о культовом происхождении этой лит-ой формы. В древнегреческом гимне — в отличие от чисто лирического пафоса восточных Г. — иногда наблюдается преобладание эпического элемента, превращающего порой Г. в чисто фабульное повествование («Г. Гомера»). С другой стороны, в греческой поэзии представлена чуждая восточной поэзии форма приуроченного к общественным деятелям и празднествам Г. — энкомии (см.), эпиникии (см.), — связанного с именами Ивика, Пиндара, Симонида, Вакхилида.

    Эпоха раннего христианства, отражающая мистические настроения экономически и политически упадочной Римской империи, характеризуется расцветом гимнической поэзии. Особенно стойкой и продуктивной является эта форма в косной Византии (см. Византийская литература), где выступают такие крупные гимнические поэты, как Иоанн Дамаскин и Роман Сладкопевец. Через Византию форма Г., вместе с христианством, проникает в славянские (церковные) лит-ры. Некоторые из латинских Г. (амвросианские Г., Г. Пруденция), вошедшие в дальнейшем в культовый обряд католической церкви, оказали огромное влияние на развитие не только религиозной, но и светской лирики позднейшего средневековья Запада. Творчество Г. сперва на латинском, позднее и на народных яз., проходит через все средневековье; эсхатологические настроения эпохи находят себе выражение в торжественной мрачности «Dies irae», тогда как расслоение духовенства и образование клерикального люмпенпролетариата (см. Ваганты) порождает пародическую форму Г. (Г. вагантов-голиардов к Бахусу и вину).

    Новые мотивы в тематику гимнов вносит Возрождение — гимн св. Франциска Ассизского (см.) к «брату Солнцу» проникнут пантеистическими настроениями, тогда как в творчестве его последователей, в особенности Якопоне да Тоде, мистические образы приобретают ярко эротическую окраску.

    Городская буржуазия, выступающая в реформационных движениях, использует форму религиозного Г. на народном яз. как форму агитационной лит-ры, переделывая старые католические Г. для выражения протестантской идеологии.

    Г. Лютера (см.) «Ein feste Burg» становится боевой песнью немецких протестантов; с пением Г. шли сражаться и войска Кромвеля. Экономическая депрессия Германии после 30-летней войны и вызванный ею расцвет религиозных и мистических настроений порождают последнюю сильную волну гимнической поэзии (Ангелус Силезиус, Пауль Герхардт, Пауль Флемминг и др.). Изживание лит-ой формы сказывается (как и в позднейшем творчестве пиэтизма и теизма XVIII в.) в обращении частью к формам народной песни (имевшем и воспитательную цель — борьбу с любовной песней), частью же к формам светской эротической поэзии (пастораль). В лит-ре XIX в. форма религиозного Г. является уже мертвой формой — достоянием немногочисленных эпигонов (Герок).

    2. Использование религиозного Г. как боевой песни порождает явление так наз. «национального Г.» — торжественной песни нерелигиозного содержания, исполняемой при всех официальных случаях. Некоторые из произведений этого рода являются, действительно, отражением националистических («Die Wacht am Rhein», «Deutschland, Deutschland uber alles», «Rule Britannia») и даже революционных («Марсельеза») настроений буржуазии, тогда как другие — образцы антихудожественной продукции так называемой «придворной» поэзии («God save the King»).

    Полное освобождение от мистических и авторитарных мотивов, сменяющихся революционным пафосом, представляют возникающие в противовес официальному «национальному» Г. — революционные Г. («Рабочая песня» П. Дюпона, «Интернационал» Потье, см.), приобретающие иногда в условиях угнетенных колониальных народов и национальных меньшинств оттенок национально-революционной патетики («Bande Mataram» — в бенгальской поэзии, «Варшавянка» — в царской России и др.).

    3. В начале XIX в. романтики пытаются воскресить форму Г. как эмоционально насыщенной (патетической) и метрически свободной лирической формы — «Hymnen an die Nacht» Новалиса (см.); подражание этой форме Гейне (см.) — «Ich bin das Schwert, ich bin die Flamme» — представляет уже подлинное «стихотворение в прозе» (см.).

  39. Источник: Литературная энциклопедия



  40. Энциклопедический словарь

    ГИМН -а; м. [греч. hymnos]

    1. (чего, какой). Торжественная песня или мелодия, принятая как символ государственного или социального единства, исполняемая обычно во время торжественных официальных собраний, спортивных состязаний, национальных праздников и т.п. Г. России. Государственный г. Студенческий г. Звучат гимны стран - участниц Олимпийских игр.

    2. Торжественная хвалебная песнь (первоначально - в честь богов или героев); музыкальное произведение или часть его (обычно финал) торжественного характера, прославляющее кого-, что-л. Слагать г. Г. воспевает величие родной природы. Вдохновенный г. былой мощи русского государства.

    3. кому-чему. Восторженная хвала; прославление. Г. Весне и Труду земледельца. Петь гимны кому-л. (восхвалять кого-л.).

    Гимни́ческий, -ая, -ое. Муз. Г-ая песнь. Г-ая кантата.

    * * *

    гимн

    (греч. hýmnos), торжественная песнь. Известны гимны государственные, революционные, военные, религиозные, в честь определенных событий.

    * * *

    ГИМН

    ГИМН (греч. hymnos), торжественная песнь. Известны гимны государственные(см. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГИМН), революционные, военные, религиозные, в честь определенных событий.

  41. Источник: Энциклопедический словарь



  42. Музыкальная энциклопедия

    (греч. ymnos) - торжественная песнь. Г. существуют государственные, революционные, военные, религиозные, в честь к.-л. историч. события, героя и др. Понятие "Г." в процессе историч. развития менялось. Г. занимают большое место в общественно-политич. жизни, являясь одним из средств массовой агитации, мобилизующей и организующей силой. Рассчитанные на массовое восприятие и исполнение, Г., как правило, отличаются образностью лит. текста, широкой, легко запоминающейся мелодией, ясным, размеренным (чаще маршевым) ритмом и общим величавым характером музыки. Древнейшие дошедшие до нас Г. - молитв. песнопения лирич. характера были сложены в Египте и Месопотамии. Г. как поэтич. и муз. форма получил широкое развитие в Др. Греции. Исполнялся хором, под аккомпанемент кифары; нередко пение сопровождалось танцами. Существовало также сольное исполнение. Первые сохранившиеся Г. Др. Греции относятся ко 2 в. до н. э. Понятие "Г." служило обобщённым наименованием различных культовых песнопений (дифирамб, просодия, проомия, пайяна и др.). В эпоху эллинизма Г. приобрёл самостоятельное значение как особый род торжеств. песнопения, связанного с религ. обрядами. Среди авторов Г. - Анакреон, Гомер, Пиндар и др. В период раннего христианства развитие гимнич. формы происходило под влиянием разл. нац. культур - сирийской, греческой, византийской, еврейской; заметную роль в этом процессе играли также еретич. секты. В странах Бл. Востока Г., как правило, слагались на тексты библии, иногда перефразированные. Сохранились христианские Г., относящиеся к концу 3 в. н. э. (обнаружены на территории Сирии). Одним из авторов христ. Г. был сириец Ефрем Сирин (4 в.). Его сольные Г. - мадраске оказали значит. влияние на последующую визант. гимнодию и на развитие Г. в зап.-европ. странах. Визант. церковь культивировала Г. как составную часть литургич. пения. История визант. духовного Г. охватывает несколько столетий (5-11 вв.) (см. Византийская музыка).

    В странах Зап. Европы в годы раннего христианства Г. называлась любая духовная строфич. песня. Позднее это название относилось лишь к новым песням, с определённым ритмом, структурой. Первым известным автором лат. Г. был Исидор Севильский, оставивший 3 фрагмента Г. в строфич. форме, близких к светской лирич. песне. Исполнение Г. в богослужении зап. христ. римской церкви было введено миланским епископом Амвросием (4 в.). Ему принадлежало неск. Г., быстро распространившихся во всех странах Зап. Европы. Уже в 5-6 вв. практика богослужебного исполнения Г. становится повсеместно признанной, хотя в результате сопротивления консервативных церк. деятелей Г. получил право гражданства только в 13 в. В 7-8 вв. Г. распространяется в Испании, Галлии, Англии, а позже - в Германии, Италии. Начиная с 7 в. создаются спец. книги-сборники - гимнодии. Создание Г. продолжалось вплоть до 19 в., гл. обр. в обособленных монастырях.

    Импровизац. практика времён средневековья привела к зарождению многоголосных Г. Первые образцы гимнич. многоголосия появляются в конце 14 в. Г. объединялись в циклы и исполнялись на протяжении всего церк. года. Первым значит. автором многоголосных Г. был Г. Дюфаи, написавший ок. 20 трёхголосных Г. с колорированной хоральной мелодией, гл. обр. в дисканте (в отд. случаях средние голоса исполнялись инструментами). Влияние Дюфаи было особенно сильным в юж. части Зап. Европы, где создавались новые Г. и делались обработки ранее известных. Социально-религ. сдвиги 15-16 вв. приводят к созданию новых форм Г., не связанных так тесно с церк. обрядами. Таковы протестантские Г.: гуситские песни в Чехии, нем. протестантский хорал "Господь твердыня наша", ставший, по выражению Ф. Энгельса, "Марсельезой" крестьянской войны. Особой разновидностью Г. в музыке слав. народов были торжественные канты, распространённые в 16 в. в Польше, позже на Украине и в России.

    В 19 в. понятие "Г." видоизменяется и приобретает иной характер. Г. становится по преимуществу торжеств. песней светского содержания, к-рая предназначалась, как правило, для большого состава исполнителей - оркестра, хора и солистов. Нередко такого рода Г. входили составной частью в крупные симфонич. и кантатно-ораториальные сочинения (напр., в хор. финал 9-й симфонии Бетховена, в 8-ю симфонию Малера, сочинения Листа, Верди и др. композиторов); образцом подобного Г. является также финальный хор "Славься" из оперы "Иван Сусанин". Гимнич. начало, присущее мн. муз. произв. 19 в., придавало им приподнятый, возвышенный характер.

    Особой ветвью развития гимнич. начала в музыке являются песни, возникшие в процессе революц. и нац.-освободит. борьбы народов. К числу таких песен относятся "Марсельеза" Руже де Лиля, "Гимн свободе" Ф. Госсека, "Гимн разуму" Э. Мегюля и мн. др. песни времён Великой франц. революции, а также "Гимн Гарибальди" А. Оливьери в Италии, "Гимн Риего" Ф. Уэрты в Испании, "Ракоци-марш" в Венгрии и др.

    Возникшая во Франции революц. песня "Интернационал" П. Дегейтера стала Г. солидарности междунар. пролетариата. Появление многих нац. или гос. Г. тесно связано с нац.-освободит. борьбой и формированием независимости гос-в (напр., песня "Вильгельм ван Нассауве", созданная в 1568 в честь Вильгельма Молчаливого, воглавлявшего освободит. восстание против испан. владычества, позднее была официально признана нац. Г. Голландии). В др. странах гос. Г. возникали значительно позже и происхождение их было различно. Основой для Г. чаще всего являлись уже существовавшие тексты, иногда слова Г. писались на бытовавшую мелодию. По характеру музыки Г. также различны. Так, напр., старыми королевскими Г. Испании и Португалии были воен. марши, исполнявшиеся без текста. Один из старейших Г. - Г. Великобритании ("Боже храни короля") был написан комп. Г. Кэри как вставная патриотич. песня для одной из театр. постановок и утвердился лишь постепенно, в соперничестве с др. патриотич. песней "Правь, Британия" комп. Т. Арна. Песня Г. Кэри с небольшими модификациями (мелодии и вариантов текста) стала основой Г. Дании (1750) и Пруссии (1793), в 1871 - Германии, в 1830 - Швейцарии. За основу Г. Австро-Венгрии была взята тема из струн. квартета No 3 ор. 76 Гайдна, а в совр. Австрии музыкой Г. служит одна из мелодий Моцарта, текст к к-рой написала П. фон Прерадович. Гос. Г. неск. слав. стран возникли на основе патриотич. песен. В 20 в. в большинстве стран Г. - официально принятая звуковая эмблема гос-ва. В СССР до 1943 гос. Г. был "Интернационал". Новый Г., написанный А. В. Александровым на основе его песни "Гимн Партии большевиков", впервые прозвучал по радио в ночь на 1 января 1944 и начал повсеместно исполняться с 15 марта 1944. Все союзные республики СССР имеют также гос. Г. (см. Государственные гимны союзных республик). "Интернационал" остаётся Г. Коммунистической партии Советского Союза.

    Получили широкое распространение Г. разл. междунар. организаций, политич. партий, спортивных федераций, объединений и др. Гимнич. характер присущ мн. революционным и массовым песням, в т. ч. патриотич. песням сов. композиторов ("Гимн демократической молодежи" А. Новикова, "Пролетарии всех стран, соединяйтесь" В. Белого, "Партия - наш рулевой" В. Мурадели, "Песня о Родине" И. Дунаевского, и др.). Им, как правило, присущи широкая напевность, приподнятая торжественность, они часто исполняются во время праздников, митингов, шествий.

    Литература: Бернштейн Н. Д., История национальных гимнов, П., 1914; Tillуаrd H. J. W., Byzantine music and hymnography, L., 1923; Stдblein В., Die mittelalterlichen Hymnenmelodien, Erlangen, 1946; Wellesz Е., A history of Byzantine music and hymnography, Oxf., 1949, 1961; Nettl P., National anthems, N. Y., 1952; Gerber R., Rцmische Hymnenzyklen des spдten 15. Jahrhunderts, AfMW, 1955, XII; rосknee С. E., The French Diocesan hymns and their melodies, L., 1954; Hymni et sequentinae, в издании: Melodiarium Hungariae medii aevi 1, Bdpst, 1956; Shaw M., Coleman H. (ed.), National anthems of the world, L., 1960; Gerber R., Zur Geschichte des mehrstimmigen Hymnus, Musikwissenschaftliche Arbeiten, XXI, Kassel, 1965.М. М. Яковлев.

  43. Источник: Музыкальная энциклопедия



  44. Реальный словарь классических древностей


    • Hymnus,

    см. Lyrici, Лирики.

  45. Источник: Реальный словарь классических древностей



  46. Юридическая энциклопедия

    Гимн - официально принятая торжественная песнь в честь государства

    Источник: ПИСЬМО Минобразования России от 01.03.2002 № 30-51-131/16

    <О РЕКОМЕНДАЦИЯХ "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ИСТОРИЕЙ И ЗНАЧЕНИЕМ ОФИЦИАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СИМВОЛОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИХ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ">

  47. Источник: Юридическая энциклопедия



  48. Большой Энциклопедический словарь

  49. Источник:



  50. Толковый словарь Даля

  51. Источник: