Республика в энциклопедиях
(от лат. res publica, буквально — общее дело) — форма государственного устройства (или самое государство, в котором господствует такая форма), обыкновенно противополагаемая монархии (см.). По обычному представлению, республика — государство, в котором суверенитет принадлежит народу и поэтому лицо или лица, облеченные властью, пользуются ею не по собственному праву, как в монархиях, а по праву делегированному им народом. Однако, такое определение верно только относительно современных цивилизованных Р., и то далеко не вполне.
В прошлом формы Р. были весьма разнообразны, так что обнять их все одним стройным определением весьма трудно. Во всяком случае, необходимо точно отграничить республиканский строй от первобытного анархического состояния при родовом быте, где нет никакой организованной власти, а следовательно нет и государства. Те человеческие общежития, которые возникают на ранних ступенях культуры и могут уже быть названы государствами, представляют полное смешение элементов монархии и Р. Таковы, например, государства, изображенные в Илиаде и Одиссее, таково еврейское государство в первые столетия после исхода из Египта, таков Рим в первые столетия исторического его существования, таковы кельтские и германские государства, таковы Новгород, Псков, Киев после появления в них первых исторически известных князей. Обыкновенно подобные государства считаются монархиями, но в действительности власть народного собрания так велика, влияние его на выбор главы государства, который в первое время не является даже наследственным, так значительно, а роль монарха, за исключением военного времени, так ограничена, что такая номенклатура представляется совершенно произвольной. Из подобных неопределившихся государственных форм на древнем Востоке образовались монархии, в Греции и Риме — Р., у славян — монархии, у германцев и кельтов, после великого переселения народов — феодальный строй, с крайне слабой монархической властью.
Древние (греческие и римская) Р. были двух видов, настолько отличных друг от друга, что творец первой научной классификации государств, Аристотель, поставил их отдельно, как самостоятельные государственные формы, наряду с третьей, монархией. Эти две формы — аристократия и демократия (см.); рядом с ними самостоятельное значение имела олигархия (см.), по Аристотелю — выродившаяся форма аристократии. Римские писатели по государственному праву (Полибий) также не проводили границы между Р. и монархией, довольствуясь исправленной Аристотелевской классификацией, а на обиходном языке слово Р. означала просто государство. В демократических Р. суверенитет принадлежал народу, т. е. всем свободным взрослым гражданам мужского пола, пользовавшимся правами гражданства; верховная законодательная и контролирующая власть была в руках всенародного собрания, которое избирало, без правильной баллотировки, всех важнейших должностных лиц в государстве; фактически при таких условиях властью пользовались наиболее искусные ораторы, умевшие увлекать толпу (демагоги). В аристократиях и олигархиях власть принадлежала только привилегированным сословиям. Совершенно чистых форм ни демократической, ни аристократической Р. не было; существовали государства с преобладанием того или иного элемента, между которыми на всем протяжении истории греческих и римской Р. шла ожесточенная борьба; сначала преобладали аристократии, в которых демократический элемент отвоевывал себе все большее значение. Республиканский строй древности характеризуется в особенности следующими тремя чертами, резко отличающими их от Р. нового времени: 1) все они были построены на рабстве; политические и даже гражданские права принадлежали только свободным гражданам. Промежуточное положение между рабами и свободными занимали иностранцы, находившиеся обыкновенно в весьма приниженном положении. 2) Личность вполне поглощалась государством; даже в наиболее свободных и демократических Р. личная свобода была чрезвычайно ограничена, притязания государства на человеческую личность чрезвычайно велики; как член народного собрания, отдельный человек был властелином, но сам по себе он не пользовался никакими неотъемлемыми правами. 3) Древние Р. были непосредственными (в противоположность нынешним представительным), т. е. государственные дела решались на собраниях всех граждан.
После гибели древних Р. в культурной Европе установился строго монархический режим, но в средние века вновь возникли довольно многочисленные Р., как, например, швейцарские общины, вольные города в Германии; к ним можно причислить итальянские государства, даже те (Венеция, Генуя), в которых, в лице дожа, был избираемый пожизненно глава исполнительной власти; там властвовала безраздельно аристократия. Демократическими Р. были только некоторые швейцарские общины или кантоны (Цюрих и др.). Из всех этих Р. до настоящего времени сохранили свое республиканское устройство только швейцарские кантоны, объединенные в швейцарскую федеративную Р., три германских вольных города (Гамбург, Бремен, Любек), вошедшие в состав Федеративной Германской империи, и две совершенно незначительные по объему и значению Р. — Андорра и Сан-Марино.
В новое время возникло много новых Р.; такими явились прежде всего английские колонии в Америке, во внутренних делах имевшие характер Р. еще при английском господстве, а в XVIII в. отделившиеся от Англии и образовавшие свободный республиканский союз Соединенных Штатов. После великой революции, Франция обратилась в Р., вторично сделалась ею в 1848 г., в третий раз — в 1870 г. В течение XIX в. вся Южная и Средняя Америка, с островом Гаити, обратилась в ряд Р. Республиканским способом управляются также Канада, Капландия и английские колонии в Австралии, хотя исполнительная власть принадлежит назначаемым английским правительством губернаторам, почему они и не могут быть признаны настоящими Р. К Р. принадлежат также Оранжевая и Южно-африканская Р. боеров (Трансвааль), негритянская Р. Либерия в Африке и Гавайи в Полинезии. Все перечисленные Р., за немногими исключениями (Гамбург, Бремен, Сан-Марино, африканские и полинезийские, отчасти Андорра и Любек) являются демократическими, т. е. верховная власть принадлежит в них всему народу без предоставления каких-нибудь привилегий тем или иным классам, по крайней мере в теории. На практике, однако, в Р. Южной и Средней Америки народ при выборах является орудием общественных групп, сосредоточивающих в своих руках богатство, а вместе с ним и власть. Р., равно как и монархии, могут быть либо простыми (Франция), либо федеративными (Швейцария, Соединенные Штаты), либо, наконец, они могут входить в состав больших государственных союзов как республиканских (отдельные кантоны, штаты), так и монархических (Гамбург, Любек, Бремен); они могут быть либо независимыми, либо зависимыми (Андорра, Гавайи). Главная отличительная черта нынешних Р., в сравнении с Р. древности — та, что они все являются государствами конституционными, т. е. основой государственной жизни в них признаются неотъемлемые права личности на свободное слово, свободное передвижение, личную неприкосновенность и т. д. Вместе с тем нынешние Р. — все государства представительные. Исключение составляют только два швейцарских кантона (Ури, Гларус) и четыре полукантона (два в Аппенцеле, два в Унтервальдене), где все законодательные вопросы решаются на ежегодных всенародных собраниях, избирающих также должностных лиц. Институт референдума (см.) сближает отчасти и другие швейцарские кантоны, а также самый Швейцарский союз с типом непосредственных Р. Рабство, после отмены его в Соединенных Штатах, Бразилии и на Кубе, безусловно исключено из современных Р., как, впрочем, и из монархий.
Система управления в современных Р., в общем, та же, что и в современных конституционных монархиях со всеобщей подачей голосов; нельзя указать ни одной черты, которая, существуя в Р., не допускалась бы принципом государственного устройства конституционных монархий, или обратно, за исключением того, что во главе исполнительной власти в Р. стоит избранное на срок лицо, в большинстве Р. называемое президентом. Объем власти президента, также как объем власти монарха, различается в зависимости от того, является ли данное государство парламентарным или только представительным (дуалистическим), т. е. ответственны ли министры перед парламентом, или только перед главой государства. Из Р. к последнему типу принадлежат Соединенные Штаты, к первому — Франция (см. Ответственность министров). Следовательно, принципиального различия в пределах компетенции монарха и президента Р. нет; было бы неправильно сказать, что власть президента Р. уже или шире власти монарха. Единственное существенное отличие между ними заключается в срочности и избираемости первого; правда, президент Р. за совершенное им преступление может быть отдан под суд, а монарх — нет, но на практике это не имеет значения, разве что установлен принцип политической безответственности. Вместе с конституционным характером нынешних Р. это приводит к тому, что различие между конституционными монархиями и Р. значительно меньше, чем различие между монархиями конституционными и неограниченными. Вследствие этого в настоящее время правильнее было бы различать государства самодержавные и конституционные, чем монархии и Р. Так и сделал Кант, деливший государства на деспотии и Р.; в последних подданные суть вместе с тем граждане, т. е. субъекты политических прав, в первых — они только подданные. Кантовская классификация неудобна только по необычному употреблению терминов. Глава государства в отдельных американских штатах называется губернатором; в Швейцарии и отдельных швейцарских кантонах главой Р. является не особое лицо, а президент совета министров. Президент или вообще глава Р. избирается либо всеобщим голосованием (в Соединенных Штатах — двухстепенным), либо парламентом. Глава государства управляет через посредство назначаемых им чиновников (министров и других).
Законодательная власть (за исключением Р. непосредственных) принадлежит парламенту, состоящему либо из двух палат, либо из одной; в обоих случаях палата депутатов избирается всеобщей подачей голосов; верхняя палата избирается каким-нибудь особенным способом, но тоже находится в зависимости от всеобщей подачи голосов. Важнейшие вопросы в Швейцарии и в некоторых из американских штатов решаются референдумом (см.). Судебная власть отделена от исполнительной и законодательной. Так управляется громадное большинство современных Р. В Гамбурге и Бремене дума (Bürgerschaft) избирается только плательщиками податей, притом разделенными на классы, так что фактически вся законодательная власть находится в руках зажиточных классов. Сенат, играющий роль исполнительной власти и отчасти верхней палаты, избирается думой при участии наличных членов сената. Бургомистры, являющиеся президентами этих Р., избираются сенатами. В Любеке дума избирается всеобщим голосованием, но при выборе сената предоставлены некоторые привилегии зажиточным классам. В Андорре законодательная власть принадлежит генеральному совету, избираемому главами только некоторых семей Р.: президент совета есть вместе с тем президент Р. Совершенно оригинальный обломок старины — не то олигархическая, не то аристократическая Р. Сан-Марино, в которой законодательная власть принадлежит генеральному совету (Generale Consiglio Principe) из 60 пожизненных членов, из которых 20 принадлежат к дворянству, 20 к гражданам города, 20 к сельским землевладельцам. Освободившиеся места замещаются самим советом, посредством кооптации. Исполнительная власть принадлежит двум Capitani Reggenti, избираемым на 6-месячный срок советом из своей среды: один из них должен быть дворянином. В Гавайях и двух южно-африканских республиках избирательное право основывается на имущественном, национальном и религиозном цензе. Под "красной" или социальной Р. (преимущественно во Франции, но также и в Германии) разумеется Р., составляющая идеал социалистов, в которой не было бы классовых различий. Во враждебном лагере она полушутливо называется "красным призраком" (название брошюры Ромье: "Spectre rouge de 1852", П., 1852).
См. Bernatzik, "Republik und Monarchie" (Лейпциг, 1892).
В. Водовозов.
(лат. respublica, от res — дело и publicus — общественный, всенародный)
форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентами). Исторически Р. возникла в античную эпоху как антипод монархии (например, рабовладельческая демократия в Афинах (См. Афины)). Различают два основных вида буржуазной Р.: президентские и парламентарные. Отличительной чертой президентских Р. является соединение в руках выборного президента полномочий главы государства и главы правительства (США, Аргентина, Бразилия). Жёсткое разграничение компетенции между высшими органами государственной власти и организационное их обособление обусловило и др. характерные черты президентских Р.: внепарламентский порядок избрания президента и формирования правительства, отсутствие института парламентской ответственности правительства и право президента на досрочный роспуск парламента.
Парламентарная Р. основывается на формальном принципе верховенства Парламента, перед которым правительство несёт коллективную политическую ответственность за свою деятельность. Это означает, что правительство остаётся у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства, в случае утраты этой поддержки оно либо уходит в отставку, либо через главу государства распускает парламент и назначает досрочные парламентские выборы. В парламентарной Р. правительство формируется только парламентским путём из числа депутатов, как правило, ведущих деятелей правящей партии или нескольких партий (так называемое коалиционное правительство). В парламентарной Р. премьер-министр, возглавляющий правительство, является обычно лидером правящей партии (см. также Парламентаризм).
Р. является единственно возможной формой социалистического государства; независимо от вида социалистической Р. (советская республика, народная республика, народно-демократическая республика, демократическая республика) все они строятся на единых социалистических принципах. См. также Государство.
жен., лат. народное правленье, народоправленье, земля, управляемая без государя, самим народом, чрез выборных. Республиканское правленье Швейцарии, Американское. Республиканец муж. -канка жен. гражданин республики:
| противник коронной власти, защитник народоправленья.
РЕСПУ́БЛИКА, -и, жен.
1. Форма государственного правления, при к-рой верховная власть принадлежит выборным представительным органам. Буржуазная р.
2. Страна с выбранными на определённый срок представительными органами власти.
| прил. республиканский, -ая, -ое. Республиканские партии (название нек-рых партий).
-и, ж.
1.
Форма государственного правления, при которой высшие органы власти избираются на определенный срок или формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентами), а также сама страна с такой формой правления.
2.
Советское социалистическое государство, входящее в состав Советского Союза.
Автономная республика. Союзная республика.
советская социалистическая республикаформа государственного правления, при которой вся власть принадлежит народу в лице Советов народных депутатов, составляющих политическую основу государства.
форма государственного правления, при которой вся власть принадлежит народу в лице Советов народных депутатов, составляющих политическую основу государства.
[лат. respublica]
РЕСПУ́БЛИКА, республики, жен. (лат. respublica, букв. общественное дело) (полит.).
1. Форма государственного устройства, при которой верховная власть принадлежит лицу или нескольким лицам, или органам, выбираемым населением на определенный срок. Античная республика. Буржуазная республика. Советская республика.
2. Страна, государство с такой формой правления. «Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое государство рабочих и крестьян.» Конституция СССР. Франция и США - буржуазные республики.
ж.
Форма правления, при которой законодательная власть принадлежит выбранным на определённый срок органам власти, а глава государства избирается населением или специальной избирательной коллегией.
Государство с такой формой правления.
РЕСПУБЛИКА (лат. respublica - букв. - общественное дело), форма правления, при которой глава государства (напр., президент) избирается населением или специальной избирательной коллегией. Законодательная власть принадлежит выборному представительному органу (парламенту). Большинство современных государств являются республиками.
"РЕСПУБЛИКА" - российский информационно-издательский центр, Москва. Образован в 1992 на базе Политиздата (основано в 1918 в Москве как партийное издательство "Коммунист", с 1931 Партиздат, с 1941 Госполитиздат, с 1963 Политиздат). Издает официальные документы и материалы высших органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, социально-экономическую, художественную, детскую и другую литературу, а также учебные пособия, календари и др.
РЕСПУБЛИКА (латинское respublica, буквально - общественное дело), форма правления, при которой глава государства (например, президент) избирается населением или специальной избирательной коллегией. Законодательная власть принадлежит выборному представительному органу (парламенту). Большинство современных государств являются республиками.
респу́блика начиная с Петра I и Кантемира; см. Христиани 10; Смирнов 262 и сл. Из лат. rēs рūbliса. См. речь посполитая.
жен. republic Доминиканская Республика ≈ Dominican Republic Южно-Африканская Республика, ЮАР ≈ Republic of South Africa автономная республика ≈ autonomous republic, autonomy банановая республика ≈ (о малой латиноамериканской стране) banana republic пренебр. Центральноафриканская Республика ≈ Central African Republic демократическая республика ≈ democratic republic народная республика ≈ people's republicж. republic; демократическая ~ democratic republic; буржуазная ~ bourgeouis republic.
ж
Republik f
Федеративная Республика Германия — Bundesrepublik Deutschland
республика ж Republik f c Федеративная Республика Германия Bundesrepublik Deutschland
république f
народная республика — république populaire
буржуазная республика — république bourgeoise
república f
демократи́ческая респу́блика — república democrática
repubblica
банановая республика — repubblica delle banane
союзная / автономная республика — repubblica federata / autonoma
демократическая республика — repubblica democratica
= Государство
共和国
(лат. res publica - достояние народа, общественное дело) форма государственного правления, при которой верховная государственная власть осуществляется избранными на определенный срок органами. Все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентами), а граждане обладают личными и политическими правами. В настоящее время из 190 государств мира более 140 являются Р. Республики разделяются на парламентские, президентские и т.н. полупрезидентские (республики смешанного типа) и т.ж. т.н. суперпрезидентские республики.
(лат. respublica от
res - дело и publicus - общественный) - форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентами), а граждане обладают личными и политическими правами. Р. - обязательно государство: другие общины, хотя бы и управляемые на выборных началах (города, районы, провинции, графства и т.п.). не считаются Р. С другой стороны. Р. может быть и государственная единица, не обладающая полным суверенитетом и входящая в состав другого государства (например, Р. в составе РФ, Аджария в составе Грузии, Каракалпакия в составе Узбекистана).
Республиканская форма правления известна с древнейших времен, с момента возникновения самого государства. В античном мире классическим образцом рабовладельческой Р. была Афинская Р.
Многими сходными чертами обладали торгово-феодальные Новгородская и Псковская Р. на северо-западе Руси (XII-XV вв.). Их система правления включала собрания (обычно знатных) граждан - вече, посадников, а также выборного князя - военного руководителя.
На севере Центральной Европы - во Фландрии и отчасти в Германии - возникали республиканские общины с демократическим уклоном и более мягким режимом управления: здесь сказывалось преобладание промышленной буржуазии, имевшей больше общего с ремесленниками, цеховыми и городскими низами, нежели представители торгового и банковского капитала средиземноморских Р. Эти государства являются как бы переходной ступенью к современным демократическим Р., возникновением которых в Америке и Европе отмечен конец XVIII в. Следует также вспомнить о первых буржуазных республиках - голландской (XVI-XIX вв.) и английской (1649-1660). Во Франции первая Р. была провозглашена в 1793 г, и существовала до 1804 г. Окончательно республиканизм утвердился здесь только в 1870-х гг. Россия была объявлена Р. 3 сентября 1917 г.Германия стала Р. в результате ноябрьской революции 1918 г. Италия выбрала республиканскую форму правления на референдуме в 1946 г.
В настоящее время из 190 государств мира более 140 являются Р. В рамках республиканской формы правления принято различать президентскую республику, парламентарнуюреспублику и республику смешанного типа (полупрезидентскую). Особой разновидностью Р. является Советская республика.
Додонов В.Н.
РЕСПУ́БЛИКА -и; ж. [лат. respublica]
1. Форма государственного правления, при которой высшие органы власти избираются на определённый срок; страна с такой формой правления. Буржуазная р. Парламентская республика. Социалистическая р. Советская р. Р. Советов (ист.; СССР).
2. В СССР: Советское социалистическое государство, входившее в состав Советского Союза (1917 - 1991). Автономная р. Союзная р.
◁ Республика́нский, -ая, -ое. Р-ая форма правления. Р-ое правительство. Р-ое министерство. Р-ое издательство. Р. конкурс.
* * *
(лат. respublica, буквально — общественное дело), форма правления, при которой глава государства (например, президент) избирается населением или специальной избирательной коллегией. Законодательная власть принадлежит выборному представительному органу (парламенту). Большинство современных государств — республики.
(лат. respublica, от res - дело и publicus - общественный, всенародный) - форма правления, при к-рой высшие органы гос. власти избираются на определ. срок. Респ. гос. строй не определяет клас. типа гос-ва. Р. существовала во всех клас. общественно-экономич. формациях. Уже в античности известны аристократич. (Спарта 6-4 вв. до н. э., Рим конца 6-1 вв. до н. э.) и демократич. (Афины 5 в. до н. э.) Р.; эти Р. отличались в основном степенью участия граждан в избрании органов гос. власти (рабы в число граждан не включались). В нек-рых странах Др. Востока (напр., Индии) также существовали гос-ва с респ. формой правления. В ср. века развиваются феод. гор. Р. (города Сев. и Средней Италии 12-15 вв., Новгород 12-15 вв., Псков 14-15 вв. и др.), власть в к-рых находилась в руках богатых торг.-ростовщич. элементов (напр., Венеция 12-15 вв., Флоренция 13-15 вв.), а также в руках крупных феодалов и верхушки купечества (Новгород в 12-15 вв., Псков в 14-15 вв.). Города-Р. в ср. века возникали в результате борьбы горожан против феод. сеньориального режима (см. Коммунальное движение). Исторически прогрессивный характер имели также бурж. Р., установление к-рых следовало за свержением самодержавно-феод. строя. В 1609 возникла бурж. Голл. Р. (т. н. Р. Соединенных провинций), в 1649-60 существовала Р. в Англии, в 70-80-х гг. 18 в. оформился респ. строй в США, в 1792 Р. была провозглашена в революц. Франции. В большинстве стран Лат. Америки бурж.-респ. форма правления постепенно утверждается после освобождения (в 10-20-е гг. 19 в.) народов этих стран от исп. колон. господства. С утверждением бурж. строя в странах Европы и Америки возникают и оформляются две осн. формы бурж. Р.- парламентарная Р., где пр-во ответственно перед парламентом (напр., Франция до 1958), и президентская, где оно ответственно перед президентом и, как правило, возглавляется президентом (напр., США). Однако все формы бурж. Р. являются формами господства буржуазии. Принципиально новым типом Р. является гос-во рабочих и крестьян - социалистич. Р., к-рая имеет форму сов. Р. (возникла в России в результате Окт. революции) и нар.-демократич. Р. (возникла в ряде стран Европы и Азии после 2-й мировой войны); к социалистич. Р. относятся также Монг. Нар. Республика и Республика Куба. В отличие от сов. Р., нар.-демократич. Р. сложилась в большинстве стран на многопарт. политич. основе, что объясняется существованием и особой ролью в системе нар. демократии нар. фронта, возникшего в качестве массового объединения демократич. сил еще в период антифаш. борьбы и продолжавшего существовать в условиях окончат. утверждения диктатуры пролетариата как форма взаимодействия партий и обществ. организаций, признавших руководящую роль марксистско-ленинской партии. После 2-й мировой войны большинство освободившихся от колониального и империалистич. гнета стран Азии и Африки избрали Р. в качестве политич. формы правления (Индонезия в 1945, Индия в 1950, Египет в 1953, Ирак и Гвинея в 1958, Йемен в 1962, Кения и Танзания в 1964 и др.).
Лит.: Маркс К., Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, Соч., 2 изд., т. 8; Ленин В. И., О задачах пролетариата в данной революции, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 31 (т. 24); его же, Первоначальный набросок Апрельских тезисов, там же, т. 31 (т. 36); его же, О государстве. Лекция в Свердловском университете 11 июля 1919, там же, т. 39 (т. 29); Бузескул В. П., История Афинской демократии, СПБ, 1909; Утченко С. Л., Идейно-политическая борьба в Риме накануне падения Республики, М., 1952; Бонгард-Левин Г. М., Республики в Древней Индии, "ВДИ", 1966, No 3; Scott J., The Republic as a form of government, L., 1890; Steeg J., Organisation républicaine, P., 1886; Laski H. J., The state in theory and practice, L., 1935; его же, Parliamentary government in England, L., 1950; Butler N. M., The Republican form of government, N. Y., 1931; Jellinek G., Allgemeine Staatslehre, 3 Aufl., Darmstadt-B., 1921. См. также лит. при статье Конституции социалистических государств.
А. М. Чиперис. Ашхабад.
(от лат. respublica - всенародное дело) - англ. republic; нем. Republik. Одна из форм госуд. управления, при к-рой органы власти избираются на определенный срок и в определенном порядке.
Большой Энциклопедический словарь. 2000.