(Αίακός) — сын Зевса и дочери бога (реки) Асопа Эгины, основатель рода Эакидов, распространенного в Фессалии, на Саламине и Эгине и, вероятно, переселившегося в эти местности из Додонской области, где он имел близкое отношение к культу Зевса (так, Ахилл призывает пеласгического Зевса из Додоны, как своего племенного бога). Сказание гласит, что Зевс похитил Эгину, представ перед ней в образе орла, и унес ее на остров Ойнопию (или Ойнону), который с этого времени стал называться Эгиной. Так как этот остров, на котором родился Э., был безлюден, то Зевс обратил, по просьбе сына, муравьев в людей, называвшихся мирмидонянами (от μυρμηξ — муравей). По другому сказанию, Зевс создал жителей Эгины из земли. Э. был известен благочестием; по его молитве, когда Грецию за вероломное убиение Пелопом Стимфала (по другим — за убиение Эгеем Миносова сына Андрогея) посетила засуха, Зевс послал обильный дождь. В воспоминание об этом эгинетяне построили в честь Э. святилище, названное по имени героя Эакием. Кроме того, на острове Эгине в честь Э. было установлено празднество (Эакии), на котором происходили гимнастические состязания. По сказанию, сообщаемому Пиндаром, Э. вместе с Посейдоном и Аполлоном участвовал в постройке троянских стен. Когда работа была окончена, на стену вползли три змеи, из которых две, попав на части стен, построенные богами, бездыханные упали вниз; третья же через часть стены, сооруженную Э., проникла в город. Это знамение было истолковано в том смысле, что потомки Э. в первом и четвертом поколении возьмут в этом месте город Трою. Судя по свидетельствам некоторых мифографов, Э. основал в Фессалии город Дию и даже был царем Фессалии; последнее подтверждается родословной связью потомков Э., аттических Филаидов, с фессалийскими Лапифами. От Эндеиды Э. имел сыновей Теламона (отца Эанта) и Пелея (отца Ахилла); от Нереиды Псамафы у него был сын Фок, убитый сводным братом Теламоном, за что последний с Пелеем должен был оставить Эгину. По смерти Э. сделался одним из трех судей подземного царства.
Н. О.
(иноск.) — о человеке справедливом
Ср. — Скорей же в рай его! — "Как! где же справедливость?"
Меркурий тут вскричал, забывши всю учтивость.
"Эх, братец! — отвечал Эак:
- Не знаешь дела ты никак.
Не видишь разве ты? Покойник был дурак".
Крылов. Вельможа.
Эак, сын Юпитера, любимец богов, — за справедливость свою. Он был судьей в преисподней вместе с Миносом и Радамантом.
См. затем-то и попал он в рай.
в греческой мифологии, сын Зевса и Эгины, царь мирмидонян. Был отцом Теламона и Пелея и дедом Ахилла, предводителя мирмидонян во время Троянской войны. Эак славился своей справедливостью и после смерти стал судьей в подземном царстве (вместе с Миносом и Радаманфом).
ЭАК
ЭА́К, в греческой мифологии царь о. Эгины, один их трех судей в царстве мертвых. Сын Зевса и речной нимфы Эгины, от дочери Скирона имел сыновей Пелея(см. ПЕЛЕЙ) и Теламона(см. ТЕЛАМОН), от нереиды Псамафы — Фока. Эак слыл самым справедливым и благочестивым среди греков, поэтому во время поразившей Элладу засухи к нему от всех поселений прибыли посланцы, чтобы уговорить его просить у Зевса дождей (сюжет картины, находившейся в святилище Эака на о. Эгина). За свою справедливость и был Эак сделан судьей в Аиде. Считался одним из строителей троянских стен вместе с Аполлоном и Посейдоном.
I.
• Αιάκης,
1. отец тирана Поликрата Самосского, см. Polycrates, Поликрат;
2. сын Силосонта, племянник Поликрата, тиран самосский; изгнанный Аристагором милетским, он отправился к персам и уговорил самосцев покинуть ионийских греков в морской битве против персов при Ладе. Персы в награду за это предательство сделали его опять властителем Самоса. Hdt. 4, 138. 6, 13 слл.
II.
• Aeăcus,
Αίακός, сын Зевса и Эгины, дочери флиасийского речного бога Асона, предок знаменитого своими героическими доблестями рода Эакидов. Зевс унес Эгину на остров Ойнопу (Ойнопию), который оттого впоследствии и назывался будто бы именем Эгины; там она родила Эака. Э. стал царем этого острова и за свое благочестие и кротость — любимцем богов. По сказанию, передаваемому Овидием, население острова совершенно вымерло от чумы; тогда Э. помолился Зевсу, и тот превратил рой муравьев в людей, которых Э. по их происхождению (от μύρμηκες, муравьи) назвал мирмидонами (Ov. met. 7, 520). Он же будто бы во время засухи, усердно помолясь и принеся жертву, упросил богов послать дождь, за что благодарные эгинцы построили ему святилище Αίάκειον. Сам он построил тогда храм Зевсу Панелленскому на горе Панеллении. Вместе с Аполлоном и Посейдоном Э. построил стены Трои; на ту часть стены, которую построил смертный человек — Э., впоследствии взошли Теламон и Пирр, герои из Эакова рода. Pind. ol. 8, 30. По смерти Э. за свою справедливость был сделан судьей в подземном мире (см. Orcus, Орк) наравне с Миносом и Радаманфом. На Эгине и в Афинах Э. чтили как героя. Сыновьями Э. и Ендеиды были Пелей и Теламон; от Псамафен у него был сын Фок. Последний был убит своими сводными братьями, которых Э. за это изгнал. Теламон отправился на Саламин к Кихрею, который выдал за него дочь свою Главку, а умирая, завещал ему и свое царство. От второй жены своей, Перибойи, дочери Пелонида Алкафоя, Теламон имел сына Эанта; а Гесиона, дочь троянского царя Лаомедонта, родила ему Тевкра. На Лаомедонта Теламон ходил войной, как верный друг и спутник Геракла (см. Hercules, Геркулес, 11); тогда-то, по взятии Трои, он получил Гесиону, как долю из военной добычи. Участвовал он также в калидонской охоте и в походе аргонавтов вместе с братом Пелеем. Этот последний, после изгнания с Эгины, удалился в Фию в Фессалии к Евритиону, который женил его на своей дочери Антигоне и дал ему третью часть своего царства. Позднее на горе Пелии он сочетался с нереидой Фетидой. На свадебном торжестве, на которое явились и боги (Il. 24, 59), Посейдон подарил ему бессмертных коней, Ксанфа и Балия, а друг Хейрон — тяжелое пелийское копье. Этим копьем и конями пользовался сын Пелея Ахилл в Троянскую войну. ср. Acastus, Акаст.
I.
• Αιάκης,
1. отец тирана Поликрата Самосского, см. Polycrates, Поликрат;
2. сын Силосонта, племянник Поликрата, тиран самосский; изгнанный Аристагором милетским, он отправился к персам и уговорил самосцев покинуть ионийских греков в морской битве против персов при Ладе. Персы в награду за это предательство сделали его опять властителем Самоса. Hdt. 4, 138. 6, 13 слл.
II.
• Aeăcus,
Αίακός, сын Зевса и Эгины, дочери флиасийского речного бога Асона, предок знаменитого своими героическими доблестями рода Эакидов. Зевс унес Эгину на остров Ойнопу (Ойнопию), который оттого впоследствии и назывался будто бы именем Эгины; там она родила Эака. Э. стал царем этого острова и за свое благочестие и кротость — любимцем богов. По сказанию, передаваемому Овидием, население острова совершенно вымерло от чумы; тогда Э. помолился Зевсу, и тот превратил рой муравьев в людей, которых Э. по их происхождению (от μύρμηκες, муравьи) назвал мирмидонами (Ov. met. 7, 520). Он же будто бы во время засухи, усердно помолясь и принеся жертву, упросил богов послать дождь, за что благодарные эгинцы построили ему святилище Αίάκειον. Сам он построил тогда храм Зевсу Панелленскому на горе Панеллении. Вместе с Аполлоном и Посейдоном Э. построил стены Трои; на ту часть стены, которую построил смертный человек — Э., впоследствии взошли Теламон и Пирр, герои из Эакова рода. Pind. ol. 8, 30. По смерти Э. за свою справедливость был сделан судьей в подземном мире (см. Orcus, Орк) наравне с Миносом и Радаманфом. На Эгине и в Афинах Э. чтили как героя. Сыновьями Э. и Ендеиды были Пелей и Теламон; от Псамафен у него был сын Фок. Последний был убит своими сводными братьями, которых Э. за это изгнал. Теламон отправился на Саламин к Кихрею, который выдал за него дочь свою Главку, а умирая, завещал ему и свое царство. От второй жены своей, Перибойи, дочери Пелонида Алкафоя, Теламон имел сына Эанта; а Гесиона, дочь троянского царя Лаомедонта, родила ему Тевкра. На Лаомедонта Теламон ходил войной, как верный друг и спутник Геракла (см. Hercules, Геркулес, 11); тогда-то, по взятии Трои, он получил Гесиону, как долю из военной добычи. Участвовал он также в калидонской охоте и в походе аргонавтов вместе с братом Пелеем. Этот последний, после изгнания с Эгины, удалился в Фию в Фессалии к Евритиону, который женил его на своей дочери Антигоне и дал ему третью часть своего царства. Позднее на горе Пелии он сочетался с нереидой Фетидой. На свадебном торжестве, на которое явились и боги (Il. 24, 59), Посейдон подарил ему бессмертных коней, Ксанфа и Балия, а друг Хейрон — тяжелое пелийское копье. Этим копьем и конями пользовался сын Пелея Ахилл в Троянскую войну. ср. Acastus, Акаст.