Пауза в словарях и энциклопедиях
лат. — pausa, от греч. Παυσις, прекращение) — в музыкальном письме знак, точно определяющий длительность молчания или перерыва, прекращения звука. П. бывают следующие:
Молчание на большое число тактов сокращенно обозначается двумя косвенными параллельными чертами с цифрой над ними, показывающей число тактов. Например:
Точка, поставленная за П., увеличивает длительность на ее половину, следующая за ней точка — на четверть. Например: .
Н. С.
(лат. pausa, от греч. páusis — остановка, прекращение)
1) в музыке — перерыв в звучании одного, нескольких или всех голосов музыкального произведения, а также знак в нотном письме, обозначающий этот перерыв. В современном нотном письме применяются П.: целая, половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая, тридцать вторая, шестьдесят четвёртая. Более короткие П. редки, более протяжённые обычно обозначаются особым знаком — длинной чертой с цифрами над ней, соответствующими числу тактов паузы. Первоначально П. обозначали главным образом членение мелодических голосов, затем начали применяться и внутри мелодических образований, став важным выразительным средством. 2) В речи — перерыв в течении речи. Различаются П. смысловая (логическая), целиком определяемая синтаксисом, и П. ритмическая, от синтаксиса не зависящая и определяемая ритмическим импульсом (см. Ритм). Первая наличествует во всякой речи, вторая — только в стихотворной. В метрическом, квантитативном стихосложении П. может быть структурным элементом стиха (хоровая лирика греков): она имеет твёрдую длительность и замещает некоторое число слогов, имеющих ту же длительность. В тоническом стихосложении (например, русском), где длительность слогов не регулируется, П. может быть лишь разделительным элементом стиха, отмечающим те или иные обязательные словоразделы (например, на конце строки, на цезуре (См. Цезура) и пр.), то есть она относится к области не стихосложения, а декламации (См. Декламация)(см. также Художественное чтение). Тем не менее некоторые стиховеды (Г. А. Шенгели, А. П. Квятковский, С. В. Шервинский) считают возможным рассматривать П. как структурный элемент и в тоническом стихе (главным образом в дольниках).
Лит.: Шенгели Г., Техника стиха, М., 1960; Шервинский С., Художественное чтение, М., 1935; его же, Ритм и смысл, М., 1961; Квятковский А., Поэтический словарь, М., 1966.
М. Л. Гаспаров (пауза в речи).
жен., греч., муз. молчок, вымолчка, выдержка, знак молчанья и внезапная остановка. Паузировать, паузовать, делать паузу, молчать, выстоять. ПАУЗА? яросл., костр. заплатка? Паузить или паузы паузить, платить, чинить, вставлять в одежде заплатки. Паузина жен., ряз., влад. переметина, ветреница, хворостина для охраны стога; паузник муж., собир., влад. то же. Паузни муж., мн. у пчеловодов, жердочки в улье, для поддержки сотов.
ПА́УЗА, -ы, жен.
1. В музыке: краткий перерыв в звучании. Знак паузы (в нотном письме).
2. перен. Перерыв, приостановка в речи, работе, каких-н. действиях.
| прил. паузный, -ая, -ое (к 1 знач.).
-ы, ж.
1.
Временная остановка, перерыв в речи.
Нина Федоровна стала говорить все тише, с долгими паузами. Чехов, Три года.
Но вот Беляев сделал минутную паузу. Собрание с напряжением ожидало, что скажет он дальше. Марков, Строговы.
|| перен.
Промежуток, перерыв между чем-л., в чем-л.
Паузы между выстрелами были тягостнее самих выстрелов, и хотелось, чтоб стреляли чаще, непрерывней, не мучили бы людей, которые ждут конца. М. Горький, Жизнь Клима Самгина.
Кидая письма в камин, я сожалел о них и не сразу бросал их, а делал паузу. Станиславский, Художественные записи.
2. муз.
Ритмически упорядоченный перерыв в звучании.
||
Значок для обозначения этого перерыва в нотах.
[От греч. παύσις — прекращение]
ПА́УЗА, паузы, жен. (от греч. pauo - прекращаю, заставляю молчать).
1. Временная приостановка, задержка, перерыв в речи, беседе. Паузы в речи отмечаются знаками препинания. Наступила тягостная пауза. «Я присоединился к Сусанне и, выждав первую минутную паузу, спросил ее, так же ли она любит музыка, как ее батюшка.» А.Тургенев.
|| перен. Вообще промежуток, перерыв (разг.). Пауза в переписке друзей. «Для быстролетной любви этой началась краткая, но мучительная пауза.» Лесков.
2. Ритмически упорядоченный перерыв в звучании (муз.). Пауза в два такта. Знак паузы.
|| Значок для обозначения этого перерыва в нотах (муз.).
3. В некоторых теориях стихосложения - пропуск неударяемого слога в стихотворном размере, преим. трехдольном (лит.), напр. в первых двух стопах стиха Фета: изму|ч+ен жи|знью, к+овар|ств+ом надежды.
ж.
Временная приостановка, временный перерыв в речи.
2.
Перерыв в звучании музыкального произведения или какой-либо его части.
отт. Значок для обозначения такого перерыва в нотах.
3.
Промежуток, перерыв в чем-либо.
отт. Перерыв в действии, в речи действующих лиц как средство речевой и сценической выразительности (в сценическом искусстве).
4.
Пропуск неударного слога в стихотворном размере (обычно трехдольном).
ПАУЗА (лат. pausa - от греч. pausis - прекращение, остановка), 1) в музыке - перерыв в звучании одного, нескольких или всех голосов музыкального сочинения; знак в нотном письме, обозначающий этот перерыв.
2) Перерыв в течение речи. Различаются паузы смысловая и ритмическая (в стихе).
па́уза Через нем. Раusе из лат. pausis от греч. παῦσις "прекращение, перерыв": παύω "кончаю, прекращаю".
жен. pause, interval; rest муз. выдержать паузупауз|а - ж. pause (тж. муз.); делать ~у pause; наступила ~ в разговоре there was a pause in the conversation.
blank, time gap, gap связь, silent interval, interval, pause, silence, stand, wasting
ж
Pause f
делать паузу — innehalten(непр.) vi; eine Pause machen, pausieren vi (тж. муз.)
пауза ж Pause f c делать паузу innehalten* vi; eine Pause machen, pausieren vi (тж. муз.)
pause f
сделать паузу — faire une pause
pausa f
сде́лать па́узу — hacer una pausa, pausar vi
pausa f(в речи, во времени); sosta f; intervallo(в работе, движении)
сделать паузу — pausa / intervallo
ПАУЗА — остановка голоса, членящая речевой поток на те или иные части. Расположение физиологических П. в речевом потоке может не совпадать с установленным членением речи на слова и даже на предложения. С одной стороны, паузы обычно отсутствуют между группами тесно связанных слов («ходил-я-так со-дня-на-день» — между словами, соединенными дефисами, П. отсутствуют), с другой — при подчеркнутом эмфатическом произнесении слов П. делается в середине слова («это у||жа`сно!»). Однако для синтаксического и смыслового членения речевого потока значение имеют лишь те П., которые совпадают с границами слов и предложений. Паузы этого типа — в соединении с различиями интонации (см.) — передают в произносимой речи весьма тонкие различия смысловых отношений между частями сочиненного бессоюзного предложения и членами предложения. Ср. различия в предложениях типа: «придешь домой — ляжешь спать» (с отношением условной или временной связи между предложениями) и «придешь домой, ляжешь спать» (с простой последовательностью не связанных предложений); или различия в связи членов предложения типа: «платок был||запачкан,||в крови» и «платок был||запачкан в крови». На выделении П. отдельных членов предложений основано значение инверсии (см.).
В письменной речи наличие П. (или возможность ее) сигнализируется различными знаками препинания — см. Пунктуация.
В художественной речи пауза имеет чрезвычайно большое значение как в отношении ее интонационной организации, так и в отношении организации чисто ритмической; именно пауза регулирует смысловое и тем самым интонационное движение речи, что чрезвычайно увеличивает богатство всякого рода смысловых оттенков, подчеркиваний, умолчаний и т. д.
«Постой, постой! Ты выпил... без меня» (Пушкин).
П., обозначенная в этом примере многоточием, раскрывает (в обращении Сальери к Моцарту, выпившему яд), «договаривает» то, что словами не было сказано.
В то же время в стихе расстановка П. отражается на ритме, выделяя напр. те ударные слоги, после к-рых стоит П., превращая отрезок речи между двумя П. в ритмическую единицу. Отсюда число П. в стихе определяет его ритмический характер: поскольку П. свидетельствует о законченности данного речевого отрезка, постольку данная система П. в значительной мере определяет и систему ритма. Например для многих русских дворянских поэтов XIX в. характерно размещение постоянных П. в конце стихотворной строки и отсутствие П. в середине, что определяет значительную ритмическую монотонию, напр.:
«Вдали огонек за рекою,
Вся в блестках сияет река,
На лодке весло удалое,
На цепи не видно замка» (Фет).
Самое постоянство в размещении П. имеет уже определенный ритмирующий характер, благодаря чему сдвиг П. в середину или начало следующей строки дает новый ритмический — и следовательно опирающийся на смысловой — ход, например:
«Никто мне не скажет: Куда ты
Поехал? Куда загадал? » (Фет).
Наоборот, у Маяковского встречаем исключительную насыщенность П., к-рая разбивает его стих на ряд законченных речевых отрезков и создает совершенно своеобразный ритм:
«Это было (П.)
Было в Одессе (П.)
Приду в четыре (П.) сказала Мария (П.)
Восемь (П.)
Девять (П.)
Десять (П.)
Вот и вечер (П.)».
На этом в частности основан принцип печатания Маяковским стихов, определяемый разбивкой строк на законченные благодаря П. речевые отрезки.
На примере П. чрезвычайно четко можно проследить единство словесной структуры произведения с его идейным содержанием: являясь результатом определенного смыслового выделения слова, П. в то же время определяет (и сама является одним из его моментов) характер данного речевого построения. Отсюда — обусловленность данной системы паузирования, а следовательно и интонирования, и ритма, и т. д., конкретно историческим содержанием произведения.Библиография:
Фоника.
ПА́УЗА -ы; ж. [от греч. pausis - прекращение]
1. Временная остановка, перерыв в речи. Говорить с длинными паузами. Делать между словами паузы. // Промежуток, перерыв между чем-л., в чём-л. Делать паузы в работе. П. между выступлениями, номерами. Поэт выпустил книгу, и затем - долгая п.
2. Муз. Ритмически упорядоченный перерыв в звучании одного, нескольких или всех голосов музыкального сочинения. П. для первых скрипок в оркестре. Аккорды разделены паузами.
◁ Па́узный, -ая, -ое (2 зн.). П. знак.
* * *
(лат. pausa, от греч. páusis — прекращение, остановка), 1) (муз.) перерыв в звучании одного, нескольких или всех голосов музыкального сочинения; знак в нотном письме, обозначающий этот перерыв.2) Перерыв в речи. Различаются паузы смысловая и ритмическая (в стихе).
ПА́УЗА (лат. pausa, от греч. pausis — прекращение, остановка),
1) в музыке — перерыв в звучании одного, нескольких или всех голосов музыкального сочинения; знак в нотном письме(см. НОТНОЕ ПИСЬМО), обозначающий этот перерыв.
2) Перерыв в течение речи(см. РЕЧЬ (вид общения)). Различаются паузы смысловая и ритмическая (в стихе).
(от греч. pausis - прекращение, остановка; лат. silentium или pausa, итал. pausa, франц. silence или pause, англ. silence или rest) - длящийся определённое время перерыв в звучании одного, нескольких или всех голосов муз. произведения, а также нотный знак, обозначающий этот перерыв в звучании. В крупных инстр. сочинениях, ансамблях, хорах и в оперных массовых сценах общий перерыв звучания называется генеральной паузой.
Понятие П. представлено уже в античной муз. теории, к-рая рассматривала все неправильные стихотворные строки как укороченные паузами правильные; П. обозначалась знаком ^ (с дополнит. знаками для более долгих пауз); были известны и П., нарушающие определённый метр. В невменной (см. Невмы) и хоральной нотации знаков П. не существовало, однако на определённом этапе развития хоральной нотации грани частей мелодии стали обозначаться разделительной чертой. С возникновением многоголосия эта черта стала знаком короткой паузы неопределённой длины. Дифференцированное по длительности обозначение пауз принесла с собой мензуральная нотация. Ещё в ранний её период (12-13 вв.) для всех употреблявшихся нотных длительностей были введены соответствующие знаки П.: pausa longa perfecta (трёхдольная), pausa longa imperfecta (двухдольная), pausa brevis и semipausa, равная semibrevis; начертания нек-рых из них впоследствии претерпели изменения.
С введением более мелких нот - minima, semiminima, fusa и semifusa - знаки П., равные их долготе, были заимствованы из табулатурной системы.
В 16 в. система обозначений пауз приобрела следующий вид:
В совр. нотном письме употребляются П.: целая, половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая, тридцатьвторая, шестьдесятчетвёртая и изредка - бревис, по длительности равная двум целым нотам. Для увеличения длительности П. на 1/2, 1/2 + 1/4, 1/2 + 1/4 + 1/8 и т. д., как и для увеличения длительности ноты, применяются точки. Пауза в целый такт, независимо от его размера, обозначается знаком П., равной целой ноте. П. в 2-4 такта обозначаются с помощью заимствованных из мензуральной нотации знаков, П., равные большему числу тактов,- через последования этих знаков или же с помощью особых знаков протяжённой паузы с проставленными над ними цифрами соответственно числу тактов паузы.
Если первоначально П. по преимуществу обозначали членение мелодич. голоса, постепенно они начали применяться и внутри мелодич. образований, став важным выразит. средством. Как указывал X. Риман, такая пауза имеет не "нулевое", а "отрицательное" значение, существенно влияя на выразительность предшествующих и последующих муз. построений. Примерами выразит. пауз могут служить многие образцы классич. музыки, напр. "тема судьбы" из 1-й части 5-й симфонии Бетховена, где П. углубляет драматич. характер музыки, или мелодия романса "Средь шумного бала" Чайковского, где оттенок взволнованного прерывистого дыхания во многом связан с использованием пауз. См. Мензуральная нотация, Ритм.
В др.-рус. муз. теории в период перехода от крюковой нотации к квадратной существовала своя система обозначения пауз: една - целая, ес (или эс) - половинная, полъес (полъэс)- четвертная, сеп или сема - восьмая; друга - два такта; третья - три такта, чварта - четыре такта и т. д.
О различных звуках, о свойствах музыкального звука вы, наверное, многое прочли на страницах этой книжки. Однако музыка, музыкальные произведения состоят не только из звуков. Очень важной их частью являются паузы. Греческое «pausis» означает прекращение, перерыв. Так называется временное молчание, прекращение звучания, возникающее между частями произведения, между разделами внутри одной части, или в каком-то элементе музыкальной ткани. Например, в партии одного или нескольких инструментов в оркестровом произведении; в партии певца или, напротив, в аккомпанементе романса или песни; в одном из голосов полифонического произведения и т. п. Как и длительность звуков, длительность пауз измеряется и изображается в нотах условными значками: Так же, как у ноты, точка справа от значка паузы увеличивает ее длительность в полтора раза. Если пауза длится больше одного такта, над ним ставится соответствующая цифра, например: Одновременная пауза всех участников ансамбля или оркестра продолжительностью не менее целого такта называется генеральной паузой и обозначается сокращенно латинскими буквами G. р.
spacing (interval), break, quiescent interval
бесто́ковая па́уза — no-current condition
spacing interval
pausa f, sosta f; физ. riposo m; вчт. interruzione f
техн.
па́уза;(во времени - ещё) пере́рва
- бестоковая пауза
техн. па́уза