Тетрахорд в энциклопедиях
(греч., от tetras — четверка, chorde — струна) — название звукоряда из четырех нот. Многие Т. греческой теории (см. Греческая музыка) перешли в христианскую музыку (см. Лад, Церковные лады). В настоящее время в основе построения диатонических мажорных гамм лежит ионийский Т., называвшийся у греков лидийским: до, ре, ми, фа, в котором расстояние между соседними ступенями = 1 тон, 1 тон, 1/2 тона. Современная, так назыв. ионийская, мажорная гамма состоит из двух сопоставленных Т. одинакового построения. Две мажорные гаммы, находящиеся в квинтовом или доминантовом отношении, т. е. те, которых тоники отстоят на чистую квинту вверх или вниз, имеют всегда один общий Т., напр. гамма до мажор и гамма соль мажор имеют общий Т. соль, ла, си, до, который в гамме до является верхним Т., а в гамме соль — нижним. Последование таких гамм, находящихся в квинтовом отношении, образует квинтовый круг (см. Квинта). Каждой мажорной гамме соответствует минорная, отстоящая на малую терцию от тоники мажорной гаммы: она имеет в ключе те же знаки, начинаясь и кончаясь шестой ступенью мажорной гаммы. Такая неискусственная или натуральная минорная гамма имеет два Т. неодинакового построения. В первом или нижнем Т. ступени отстоят на 1 тон, полутон и 1 тон, напр. в гамме ла — ла, си, до, ре. Во втором Т. или верхнем ступени отстоят на полутон, 1 тон, 1 тон, напр. в той же гамме ла — ми, фа, соль, ла. Первый Т. у греков назывался фригийским, а второй — дорийским. Перейдя на Запад, эти Т. получили другие названия, а самая гамма ла с такими Т. стала называться эолийской. Второй, или верхний, Т. как в мажорной искусственной гамме, так и в минорной искусственной, меняется. В мажорной вследствие понижения шестой ступени Т. заключает в себе 1/2 тона, 1 1/2 тона и 1/2 тона, напр. в гамме до — соль, ла бемоль, си, до. В минорной искусственной гармонической гамме, вследствие повышения седьмой ступени, второй Т. заключает в себе 1/2 тона, 1 1/2 тона, 1/2 тона, напр., в гамме ла минор — ми, фа, соль диез, ла. В восходящей искусственной минорной гамме второй Т. заключает в себе 1 тон, 1 тон, 1/2 тона, напр., в гамме ла минор — ми, фа диез, соль диез, ла.
Н. С.
(греч. tetráchordon, от tetra-, в сложных словах — четыре и chordé — струна)
в музыке, четырёхступенный Звукоряд в пределах кварты. Т. являлись основой ладов и всего звукоряда древнегреческой музыки (см. Древнегреческие лады). Древнегреческие названия диатонических Т., как и названия соответственных ладов, сохранились и в современной теории музыки, но относятся к иным по интервальному составу ладам (см. Средневековые лады).
ТЕТРАХО́РД [тэтрархорд], тетрахорда, муж. (от греч. tetra- - четырех- и chorde - струна) (муз.). Звукоряд из четырех идущих подряд ступеней диатонической гаммы, расположенный в пределах кварты.
ТЕТРАХОРД (от тетра... и греч. chorde - струна) - музыке - 4-струнный звукоряд в объеме кварты.
тетрахо́рд
(от тетра... и греч. chordē — струна) (музыкальн.), 4-ступенный звукоряд в объёме кварты.
* * *
ТЕТРАХО́РД, музыке — четырехструнный звукоряд(см. ЗВУКОРЯД) в объеме кварты.
(греч. tetraxordon, букв. - четырёхструнник, от tetra, в сложных словах - четыре и xordn - струна) - четырёхступенный звукоряд в диапазоне чистой кварты (напр., g - а - h - с). Особое положение Т. среди монодич. ладовых структур определяется взаимодействием 2 первичных факторов ладообразования - линейного (связанного с движением по тонам гаммы от устоя) и гармонического (соответственно - с противопоставлением консонантных и диссонантных отношений). Роль консонанса как регулятора мелодич. движения раньше всего приобрёл самый узкий из консонансов - кварта, "первый" консонанс (Гаудентий; см. Janus С., "Musici scriptores graeci", p. 338). Благодаря этому Т. (а не октахорд и пентахорд) прежде других звукорядов становится осн. ячейкой ладовой системы. Такова роль Т. в др.-греч. музыке. Образующие остов Т. консонирующие краевые тоны ("неподвижные" - estotes, "гестуты") являются в нём устоями, а подвижные (xinoumenoi - "кинэмены") могут изменяться, образуя в пределах 4 ступеней разл. звукоряды диатонич., хроматич. и энгармонич. родов (см. Древнегреческие лады). Сочетание Т. друг с другом привело к возникновению более сложных ладовых структур (наиболее важные среди них - октавные лады, т. н. "гармонии").
Ср.-век. ладовая система, в отличие от греческой, в качестве осн. модели имеет не Т., а более многозвучные структуры - октавный лад, гвидонов гексахорд. Однако роль Т. остаётся в них чрезвычайно важной. Так, совокупность финалисов средневековых ладов образует T. DEFG (= defg в совр. системе нотации); в рамках октавного лада Т. остаётся осн. структурной ячейкой.
Гвидонов гексахорд представляет собой переплетение всех трёх разл. по интервалике диатонич. Т.
Большой Энциклопедический словарь. 2000.