Словарь Брокгауза и Ефрона

    этим именем (βάρβαροι) греки называли всех, не принадлежавших к их народности, придавая ему оттенок пренебрежения. Римляне в том же смысле употребляли это выражение, называя всех неримлян и негреков barbari; но в конце империи, ввиду частых столкновений с германцами, этот термин преимущественно прилагался к последним. Он настолько вошел в жизненный оборот, что сами германцы стали называть себя barbari, как можно видеть из их юридических памятников. Впоследствии германцы и другие народы Запада, желая обозначить грубость, жестокость и вообще низкое культурное развитие восточных народов, называли их тем же именем. В настоящее время это слово сделалось вполне нарицательным и нередко употребляется в общежитии; необходимо, однако, иметь в виду, что правильное словоупотребление не позволяет смешивать это выражение с термином "дикие, дикари".

    С. С.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (греч. bárbaroi, лат. barbari)

    звукоподражательное слово, которым древние греки, а затем и римляне называли всех чужеземцев, говоривших на непонятном им языке и чуждых их культуре. В начале н. э. название «В.» особенно часто применяли к германцам (См. Германцы) (в новое время в исторической науке вторжения германских и др. племён в первые века н. э. получили название варварские завоевания; королевства, основанные ими на территории Римской империи, — варварские королевства; запись обычного права германских племён — Варварские правды). Варварские завоевания сыграли большую роль в уничтожении рабовладельческого строя и в формировании феодальных отношений на территории Римской империи (см. также Великое переселение народов, Феодализм).

    В переносном значении В. — невежественные, грубые, жестокие люди, разрушители культурных ценностей.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    ВАРВАРЫ (греч. barbaroi) - у древних греков и римлян название всех чужеземцев, говоривших на непонятных им языках и чуждых их культуре (германцев и др.). В переносном смысле - грубые, некультурные, жестокие люди.

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Современная энциклопедия

    ВАРВАРЫ, у древних греков и римлян название всех чужеземцев, говоривших на непонятных им языках и чуждых их культуре (германцев и др.). В переносном смысле - грубые, некультурные, жестокие люди.

  7. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  8. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  9. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  10. Энциклопедический словарь

    ва́рвары

    (греч. bárbaroi), у древних греков и римлян название всех чужеземцев, говоривших на непонятных им языках и чуждых их культуре (германцев и др.). В переносном смысле — грубые, некультурные, жестокие люди.

    * * *

    ВАРВАРЫ

    ВА́РВАРЫ (греч. barbaroi), у древних греков и римлян название всех чужеземцев, говоривших на непонятных им языках и чуждых их культуре (германцев и др.). В переносном смысле — грубые, некультурные, жестокие люди.

  11. Источник: Энциклопедический словарь



  12. Библейская энциклопедия Брокгауза

    Варвары (греч. барбарой). Изнач. "варварами" греки называли представителей всех других племен и народов, язык к-рых был для них непонятен и казался неблагозвучным. Позднее с этим словом стало ассоциироваться представление о более низком уровне образования и культуры. Но для Павла, к-рый был призван исполнить Божье поручение, разницы между греками и варварами не существовало: он был послан ко всем людям (Рим 1:14). Перед Богом и в Церкви все равны; "нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского" (Гал 3:28; см. также Кол 3:11). В Деян 28:2,4 гостеприимные мальтийцы названы барбарой, что в Синод. пер. передано как "иноплеменники".

  13. Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза



  14. Советская историческая энциклопедия

    (греч. Bapbaroi - не греки, чужеземцы; лат. barbari) - звукоподражат. слово, к-рым древние греки, а затем и римляне называли всех чужеземцев как людей, говорящих на непонятном яз. и чуждых "настоящей" эллинской культуре. В начале нашей эры название "В." особенно часто применяли к германцам. От римлян это слово перешло и к другим народам Европы. В новое время термин "В." был перенесен и в ист. науку для обозначения совокупности народов, вторгавшихся в пределы Рим. империи (варварские завоевания) и основавших на ее терр. ряд самостоят. королевств (варварские королевства); записи обычного права этих народов известны под назв. варварских правд. Варварские завоевания сыграли большую роль в уничтожении рабовладельч. строя и в формировании новых, феод. отношений на терр. Рим. империи (см. статьи Феодализм, Великое переселение народов, а также статьи об отд. варварских племенах и гос-вах (бургунды, вестготы, остготы, вандалы, лангобарды, франки, Франкское государство и др.)).

    В обиходе термины "В." и "варварство" употребляются как синонимы отсталости, некультурности и пренебрежения к культурным ценностям (варварские завоевания сопровождались разрушением антич. культуры).

  15. Источник: Советская историческая энциклопедия



  16. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    (Рим.1:14, Кол.3:11 ) - означенное слово первоначально означало все земные народы, кроме Греков. Вследствие сего народонаселение всего шара разделялось на Греков и варваров. Посему слово: варвар означает чужестранца, не говорящего языком туземной страны. В книге Деяний (282), в послании к Римлянам (Рим.1:14 ) и к Колоссянам (Кол.3:11 ), словом варвар означается лицо, которое не принадлежало ни к Иудеям, ни к Грекам.

  17. Источник: Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.



  18. Реальный словарь классических древностей


    • Barbări,

    βάρβαροι. Это название относилось первоначально только к языку и обозначало человека иноязычного; так, карийцы, Il. 2, 867, называются βαρβαρόφωνοι. Египтяне также всех говорящих по-чужеземному называли В. (Hdt. 2, 158). Понятно, что с этим названием легко соединялось выражение некоторого презрения. Это противоположение неварвара В. особенно обнаружилось при более самобытном развитии народного духа и более высоком самосознании эллинов сравнительно с другими народами и особенно жителями Востока. Самой природой грек назначен был господствовать над В. Arist. Polib. 1, 2. διό φασιν οί ποιηταί βαρβάρων δ' 'Έλληνας αρχειν εικός (Eur. Iph. Aul. 1379), ως ταυτο φύσει βάρβαρον και δουλον ον. ср. также 7, 6, где он приписывает европейским В. мужество (θυμός), но отрицает в них ум, проницательность (διάνοια), В. азиатских наделяет умом, но не признает за ними мужества, тогда как, утверждает он, в греках соединяется и то и другое, так что если бы они образовали одно государство, то могли бы господствовать над всеми. От обозначения чужеземного характера слово перешло мало-помалу к обозначению недостаточного развития, меньшей степени образованности. Таким образом, для греков все негреки — В., до завоевания Греции римлянами, которые после этого также выделились из В.: все, что не было образовано по-гречески и по-римски, обозначалось общим именем barbari; immanitas и barbaria противополагались римской humanitas, причем не совсем утратилось и противоположение относительно языков, как показывает одно место у Цицерона. Verr. 2, 4, 50. Позднее еще галлы и испанцы были причислены к неварварам, и имя В. осталось особенно за германцами и народами по ту сторону Евфрата, т. к. они упорно сопротивлялись римлянам и не поддавались их влиянию. Производство слова от санскритского barbara-s наводит на сомнение даже касательно существования такой формы слова; а слово varvara-s «косматый» обозначает только негра с его шерстевидными волосами, производное varvara-tв — лишь суровость произношения буквы r. ср. также βορβορύζειν — ворчать и персидское barbar — болтливый, чудак.

  19. Источник: Реальный словарь классических древностей



  20. Словари и энциклопедии на Академике

  21. Источник:



  22. Большой Энциклопедический словарь

  23. Источник: