Словарь Брокгауза и Ефрона

    (1817—1887) — архитектор; 10-ти лет от роду определен в воспитанники Имп. акд. худ., где по зачислении своем на архитектурное отделение состоял учеником проф. К. А. Тона. В бытность академистом в награду за прилежание и блестящие успехи получил серебр. медали в 1830, 31 и 37 гг. Окончив академический курс со званием художника XIV кл. и с больш. золот. медалью, присужденной ему за проект театрального училища, приобрел право на поездку за границу в качестве пенсионера академии, но прежде чем отправиться в путь в течение 31/2лет находился помощником при своем бывшем учителе, Тоне, главном архитекторе сооружавшихся тогда храма Спасителя, большого Кремлевского дворца и Малого театра в Москве. Уехав, наконец, в чужие края, Р. сначала изучал любопытные памятники зодчества в разных местах Италии, а потом вместе со своими товарищами Н. Бенуа и А. Кракау занялся капитальным трудом — реставрацией Орвиетского собора, которая впоследствии была издана и доставила авторам почетную известность среди специалистов во всей Европе. За эту работу и за множество чертежей и рисунков, исполненных Р. в Италии, академия признала его в 1848 г. академиком. По возвращении своем в Россию за проект православной церкви для кладбища он получил в 1852 г. титул профессора. С поступлением в 1854 г. преподавателем архитектурного черчения и строительного искусства в училище землемеров началась педагогическая деятельность Р., продолжавшаяся в Акд. худ., куда он три года спустя был приглашен преподавать теорию строительного искусства с званием профессора. С 1871 г. по конец своей жизни занимал в академии пост ректора архитектуры. Кроме различных менее значительных работ по должностям, которые он имел в различных ведомствах и в разных комиссиях, он был постоянно занят составлением более или менее важных строительных проектов, которые приводились в исполнение им самим или другими зодчими по его указаниям. Как на замечательнейшие из произведений Р. можно указать на несколько церквей в Вильне (соборный храм Пречистыя Девы, известный под названием "Митропольного", црк. св. Параскевы, црк. св. Николая Чудотворца, часовня св. Александра Невского в память русск. воинов, павших при усмирении польского мятежа 1863 г.), на часовню на месте кончины цесаревича Николая Александровича в Ницце, на дворцы государыни императрицы в Ливадии, вел. кн. Владимира Александровича в СПб. и вел. кн. Сергия Александровича в Ильинском, под Москвой. Самым важным строительным трудом Резанова было довершение московского храма Христа Спасителя, которое было поручено ему как самому даровитому из здравствовавших учеников первого соорудителя этого монументального здания, Тона, — здания, которое он отделал и привел в полное благолепие, сколь возможно ближе держась стиля своего бывшего наставника.

    А. С—в.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большой энциклопедический словарь

    Реза́нов Александр Иванович (1817—1888), архитектор. Работал в Москве (в том числе в 1872—83 как помощник и заместитель К. А. Тона на строительстве храма Христа Спасителя) и Санкт-Петербурге; с 1870 председатель петербургского Общества архитекторов. В постройках сочетал стилизацию внешнего облика здания в духе итальянского Возрождения и пышность внутреннего убранства с рациональностью планировочных и градостроительных решений (дворец великого князя Владимира Александровича в Санкт-Петербурге, 1867—72; ныне Дом учёных).

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    Реза́нов Александр Иванович

    (1817—1888), архитектор. Работал в Москве (в том числе в 1872—83 как помощник и заместитель К. А. Тона на строительстве храма Христа Спасителя) и Санкт-Петербурге; с 1870 председатель петербургского Общества архитекторов. В постройках сочетал стилизацию внешнего облика здания в духе итальянского Возрождения и пышность внутреннего убранства с рациональностью планировочных и градостроительных решений (дворец великого князя Владимира Александровича в Санкт-Петербурге, 1867—72; ныне Дом учёных).

    * * *

    РЕЗАНОВ Александр Иванович

    РЕЗАНОВ Александр Иванович (22 августа 1817 – 30 ноября 1887), русский архитектор.

    В возрасте 10 лет был отдан в Императорскую Академию Художеств, в которой его учителем стал К. А. Тон(см. ТОН Константин Андреевич). В бытность студентом в награду за успехи в 1830, 1831 и 1837 гг. награждался серебряными медалями. Окончил университет с большой золотой медалью, присужденной Резанову за проект театрального училища, и званием художника 4 класса.

    Был премирован поездкой в Италию, где изучал различные архитектурные памятники; впоследствии совместно с Н. Бенуа(см. БЕНУА Николай Леонтьевич) и А. Кракау отреставрировал Орвиетский собор. За эту работу в 1848 получил звание академика Академии Художеств. В 1952 получил титул профессора за проект православной церкви для кладбища.

    Состоял помощником при своем учителе К. А. Тоне, помогал в сооружении Большого Кремлевского дворца и Малого театра в Москве. В 1872 – 1883 вновь был главным помощником и заместителем Тона на строительстве Храма Христа Спасителя.

    С 1854 стал преподавателем архитектурного черчения и строительного искусства в Училище землемеров, с 1857 — строительного искусства в Академии Художеств. С 1870 стал председателем петербургского Общества архитекторов, с 1871 до конца жизни занимал в Академии Художеств пост ректора архитектуры.

    Среди наиболее значительных архитектурных произведений Резанова: дворцы великого князя Владимира Александровича (ныне Дом ученых, 1867 – 1872) в Санкт-Петербурге, Государыни Императрицы в Ливадии, великого князя Сергия Александровича в Ильинском, под Москвой, церкви святой Параскевы и святого Николая Чудотворца, храм Пречистой Девы в Вильнюсе и др.

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Большой Энциклопедический словарь

    Резанов Александр Иванович

    Реза́нов Александр Иванович (1817—1888), архитектор. Работал в Москве (в том числе в 1872—83 как помощник и заместитель К. А. Тона на строительстве храма Христа Спасителя) и Санкт-Петербурге; с 1870 председатель петербургского Общества архитекторов. В постройках сочетал стилизацию внешнего облика здания в духе итальянского Возрождения и пышность внутреннего убранства с рациональностью планировочных и градостроительных решений (дворец великого князя Владимира Александровича в Санкт-Петербурге, 1867—72; ныне Дом учёных).


    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  7. Источник: