Егоров Алексей Егорович в словарях и энциклопедиях
- исторический живописец (1776-1851), по происхождению калмык; род. в улусе орды, ушедшей из-за Волги в китайские владения. Будучи захвачен казаками, преследовавшими орду, он, 6-ти лет от роду, попал в московский воспитательный дом, откуда в 1782 г. был переведен в ученики спб. академии художеств. Наставниками его в ней были профессора Акимов и Угрюмов. По окончании курса в 1797 г. Е. был оставлен при академии пенсионером, и в 1798 году определен преподавателем в ее классах. В 1803 г. отправлен за границу, в Италии изучал произведения Рафаэля. По возвращении своем в 1807 г. в СПб. был назначен адъюнкт-профессором исторической живописи в академии и вскоре затем возведен в звание академика за эскиз картины "Положение во гроб". Впоследствии преподавал рисование императрице Елизавете Алексеевне. В 1812 г. удостоен звания профессора. В 1814 г. окончил лучшее свое произведение "Истязание Спасителя" (находится ныне в Императорском Эрмитаже). Пользуясь громкой известностью как превосходный рисовальщик, он написал множество картин, преимущественно религиозного содержания; его образа и целые иконостасы украшают строившиеся или обновлявшиеся в его время храмы столицы и многие иногородние церкви. С годами кисть его более и более утрачивала свои достоинства, и это обстоятельство, равно как и появление молодых, более даровитых живописцев, каковы: К. Брюллов, П. Басин и Ф. Бруни, были причиной того, что в 1840 г., император Николай I, недовольный образами, написанными Е. для Екатерининской церкви в Царском Селе, уволил его от службы при академии. Е. не упал духом и продолжал работать до конца своей жизни. Его работы отличаются строгой, академической правильностью рисунка, но холодны по замыслу и экспрессии и страдают безжизненным, хотя и гармоничным колоритом. Но Е. оставил по себе память как отличный преподаватель, имевший влияние на образование нескольких поколений художников. Он занимался также гравированием крепкой водкой и издал серию исполненных этим способом гравюр, изображающих различные события священной истории. Работы Е. находятся во многих спб. церквах, как, например, Казанском и Троицком соборах, в церкви Таврического дворца, в Конюшенной церкви, а также в Царском Селе и Новгороде.
А. А. С.
Егоров Алексей Егорович [1776 ‒ 10(22).9.1851, Петербург], русский живописец и рисовальщик. Калмык по происхождению. Учился в петербургской АХ (1782‒97) у И. А. Акимова и Г. И. Угрюмова; пенсионер АХ в Риме (1803‒06). Представитель классицизма. Писал картины главным образом на религиозные и мифологические темы, а также портреты. Участвовал в росписи Казанского собора в Петербурге. Мастер рисунка, отличающегося лиризмом и графическим изяществом. Преподавал в АХ (1798‒1803 и 1807‒40, профессор с 1812; уволен из АХ по приказу Николая I). Ученики: Ф. А. Бруни, К. П. Брюллов и др. Произведения: «Сусанна» (1813, Третьяковская галерея); «Истязание Спасителя» (1814), портрет А. Р. Томилова (1831) ‒ оба в Русском музее в Ленинграде.
Лит.: Мроз Е., А. Е. Егоров, М. ‒ Л., 1947.
ЕГОРОВ Алексей Егорович (1776-1851) - российский живописец. Представитель классицизма. Мастер лирического изящного рисунка. Картины на религиозные и мифологические темы, росписи, портреты ("Голова юноши", 1812).
Его́ров Алексей Егорович
(1776—1851), российский живописец. По происхождению калмык. Представитель классицизма. Мастер лирического изящного рисунка. Картины на религиозные и мифологические темы, росписи, портреты («Голова юноши», 1812).
* * *
ЕГОРОВ Алексей ЕгоровичЕГО́РОВ Алексей Егорович (1776—1851), русский живописец. Представитель классицизма(см. КЛАССИЦИЗМ). Мастер лирического изящного рисунка. Картины на религиозные и мифологические темы, росписи, портреты («Голова юноши», 1812).