Дони в словарях и энциклопедиях
(Антонио-Франческо Doni, 1503—74) — итал. писатель. Из его многочисленных соч. имеют значение лишь "Prima libraria" (1550) и "Seconda libraria" (1551—55; оба соч. вместе — 1557), содержащие много литературных заметок и представляющие первый опыт итал. библиографии. Собрание его "Novelle" изд. Gamba (1815, нов. изд. 1863) и Bongi (1852, с подробной биографией).
(Doni)
Антон Франческо (16.5.1513, Флоренция, — сентябрь 1574, Монселиче), итальянский писатель, один из ранних социалистов-утопистов, предшественник Т. Кампанеллы (См. Кампанелла). Из семьи ремесленника. В своих сочинениях, написанных на итальянском языке, Д. критикует общественный строй своего времени, обрушиваясь на социальное неравенство, паразитизм, невежество. В произведении «Миры» Д. изобразил справедливый общественный порядок, основанный на коллективной собственности, всеобщем равенстве и обязательном для всех труде. Нарисованная им картина идеальных общественных отношений утопична, носит печать мелкобуржуазной уравнительности, ограничения материальных и духовных потребностей людей.
Соч. в кн.: Новеллы итальянского Возрождения, [пер. с итал.], М., 1913, с. 191—203; I Mondi, Vinegia, 1552—53; I Marmi, Vinegia, 1552—53; La Zucca, Vinegia, 1551—52.
Лит.: Чикодини Л. С., Социальная утопия Антонио Франческо Дони, в сб.: Средние века, в. 17, М., 196.
Л. С. Чиколини.
(Doni), Антон Франческо (16.V.1513 - сент.1574) - итал. писатель, один из ранних социалистов-утопистов, предшественник Кампанеллы. Род. во Флоренции в семье ремесленника, много скитался по Италии, занимался издательским и лит. трудом, умер в крайней бедности. Первым в Италии издал "Утопию" Томаса Мора. В своих соч. "Тыква" (1551-52), "Миры" (1552-53), "Мраморы" (1552-53) и др., написанных на итал. языке для простого люда, Д. критикует общественный строй своего времени, обрушиваясь на социальное неравенство, паразитизм, невежество. В одной из частей "Миров" Д. изобразил "Мудрый мир" - справедливый обществ. порядок, основанный на коллективной собственности, всеобщем равенстве и обязат. для всех труде. В утопич. гос-ве Д. введено обществ. распределение, строго проводится принцип "кто не работает, тот не ест", ликвидированы пороки и преступления (воровство, обжорство и т. п.), навсегда покончено с войной. В фантастич. "Мудром мире" Д. предвосхитил нек-рые черты коммунистич. об-ва. Однако в целом Д. оставался идеалистом и фантастом. Нарисованная им картина идеальных обществ. отношений утопична, носит печать мелкобурж. уравнительности, аскетизма, ограничения материальных и духовных потребностей людей (одинаковая для всех пища и одежда, отсутствие семьи). Социальные взгляды Д. своеобразно и противоречиво отражали настроения широких нар. масс и особенно плебейской части об-ва Италии 16 в.
Соч.: I Mondi, Vinegia, 1552-1553, I Marmi, Vinegia, 1552-1553; La Zucca, Vinegia, 1551-1552
Лит.: Чиколини Л. С., Социальная утопия Антонио Франческо Дони, в сб.: Ср. века, вып. 17, М., 1960; Bertana E., Un socialista del Cinquecento, Genova, 1892; Utopisti e riformatori sociali del cinquecento. A cura di Carlo Curcio, Bologna, 1941; Utopisti italiani del cinquecento scelti ed annotati da Carlo Curcio, Roma, 1944.
Л. С. Чиколини. Киев.