Брянский Яков Григорьевич в словарях и энциклопедиях
известный актер, род. в 1790 г. О его молодости ничего не известно. Сначала Б. был предназначен к гражданской службе, но непреодолимая страсть к театру взяла свое. В конце июля 1811 г. был вечер у знаменитого в летописях русской сцены кн. Шаховского. Были здесь и И. А. Крылов, писавший иногда для театра и мечтавший когда-то сделаться актером, П. А. Катенин и др. На этом вечере Григорьев (фамилия Б. до поступления на сцену) прочел роль Полиника (из трагедии Озерова "Эдип в Афинах") и вызвал шумное одобрение присутствовавших. Участь Григорьева была решена — он был принят в так называемую "молодую труппу" князя А. А. Шаховского. В то время, когда русская драматическая труппа, во главе которой находился знаменитый Яковлев, господствовала на нашей Императорской сцене, князь Шаховской из воспитанников Театрального училища составил другую, "молодую труппу", в которой образовывались будущие известные русские актеры и актрисы. Труппа эта играла в Кушелевском театре (где ныне Главный штаб), и в нее вступил и Б., всегда игравший с Ширяевой (впоследствии жена Яковлева) первые роли. Переменив свою фамилию на Б., Григорьев 11 сентября 1811 г. дебютировал в роли "Влюбленного Шекспира" (в переводной комедии Д. Языкова, того же названия). Комедия эта была написана Дювалем для знаменитого Тальма, а у нас роль Шекспира исполнял Яковлев. Естественно, какое смущение должен был испытывать молодой актер, еще значительно увеличивавшееся присутствием самого Яковлева. Б. вышел победителем. Яковлев, чуждый интриги и зависти, не только беспристрастно оценил игру новичка, но и поощрил его к дальнейшей сценической деятельности. По совету И. А. Крылова, кн. Шаховской выводил Брянского преимущественно в комедиях и драмах, не давая ему трагических ролей, к которым молодой актер питал сильную страсть. Надо было на время покориться. Вскоре Б. выступил в роли Безрассудова в возобновленной комедии Ефимьева "Преступник от любви, или братом проданная сестра", в "Казаке Стихотворце" князя Шаховского и других комедиях и водевилях. Но Б., все еще не переставал мечтать о трагедии. Князь Шаховской уступил наконец просьбам Б. и написал для него трагедию "Абуфар" (перев. с французского). Б. с К. Семеновой играл первые роли. Трагедия имела успех, и Б. впервые насладился торжеством трагического артиста, обнаружив много души и естественности, что тогда было новостью. В то время немыслимо было актеру явно отказаться от усвоенной псевдоклассической манеры читки нараспев; естественное, хотя бы и мастерское чтение стихов считалось унижением искусства. Сам кн. Шаховской, принадлежавший к высшему кругу общества, деятельно следивший за успехами литературы и театра, не мог явно противоречить требованиям классицизма, которые сообщил и своему ученику. Едва ли не в первый раз пришлось учителю встретить возражение со стороны его ученика Б., которому художественное чутье подсказывало неестественность распевания ролей. Верным чтением и истинной игрой Б. желал победить вековые предрассудки, перешедшие к нам от французов. Во второй раз Брянский играл в трагедии Вольтера "Китайская сирота", в которой прекрасно и рельефно очертил характер главного лица. Но вот умирает Яковлев (в 1817 г.), и Б. открывается широкая дорога: он с успехом начал исполнять некоторые роли покойного, и в "Отелло" был признан достойным преемником Яковлева. Только артист с недюжинным дарованием мог решиться играть "Танкреда", в котором Яковлев, по свидетельству современников, был неподражаем. — Исполнение "Танкреда" упрочило за ним симпатии публики, шумно и радушно его приветствовавшей. Но в 1820 году появился знаменитый трагик Василий Андреевич Каратыгин, выступивший в "Фингале". Пришлось, после нескольких лет борьбы со счастливым соперником, уступить ему часть ролей в трагедиях и перейти на старшие роли — благородных отцов, царей и резонеров, все же продолжая изредка дублировать Каратыгина. И на этом амплуа у Б. было много блестящих ролей, как, напр., роли: Филиппа в "Дон Карлосе", Христиерна в "Иоанне Финляндском" и многие друг. Помимо дарования своего, Б. был незаменимым артистом в силу своего обширного репертуара: знаменитый Тальма играл только 13—15 ролей, Рашель — 20—25 ролей, а Б. исполнял с лишком 30 крупных ролей, изучение которых стоило ему огромных усилий и трудов: Яго (в "Отелло"), Кизляр-Ага (в "Роксолане"), Франц Моор (в "Разбойниках"), Миллер (в "Коварстве и Любви"), Эдип (в "Эдипе в Афинах"), Стерн (в "Фингале") и т. д. Б. пробовал не без успеха исполнять и комические роли, играя Фамусова в "Горе от ума", в "Домашнем спектакле" Загоскина, "Эзопе у Ксанфа" Шаховского и др. В 1841 году Б. оставил сцену, но страсть и привычка к театру вскоре заставили его вернуться к нему. Он вышел в бенефис г-жи Дюр, в ком. "Эзоп у Ксанфа", и был встречен громом аплодисментов. Дирекция предложила ему выгодные условия, и он остался служить, пробыв на сцене до самой смерти, последовавшей 20 февраля 1853 г. от припадка холеры, совершенно неожиданно, так как его имя в день смерти значилось на афише: он должен был играть роль Квазимодо в "Эсмеральде".
Ср. "Репертуар и Пантеон" (1853, № 6), а также воспоминания его дочери, А. Я. Головачевой-Панаевой: "Русские писатели и артисты" (СПб., 1890, стр. 1—30).
А. Ум.
Брянский Яков Григорьевич (настоящая фамилия Григорьев) [6(17).10.1790, Петербург, — 20.2(4.3).1853, там же], русский актёр. Ученик А. А. Шаховского. Один из последних представителей русского классицизма. Дебютировал в 1811 на петербургской сцене. Исполнял роли в трагедиях: Отелло и Яго («Отелло» Шекспира), Франц Моор («Разбойники» Шиллера), Уголино («Уголино» Полевого), Танкред («Танкред» Вольтера) и др. Играл и в комедиях. Б. обладал мощным, хорошо поставленным голосом, хорошими внешними данными, тщательно работал над ролями. Однако игра его была холодна и рассудочна. Человек передовых общественных взглядов, Б. старался обогатить репертуар русского театра лучшими произведениями литературы. В 1831, в свой бенефис, впервые полностью осуществил постановку «Горе от ума» (исполнил роль Платона Михайловича). Выступал также как переводчик (У. Шекспира и др.). Преподавал в Петербургском театральном училище (1828—37).
БРЯНСКИЙ (наст. фам. Григорьев) Яков Григорьевич (1790-1853) - российский актер. С 1811 на петербургской сцене. Представитель русского классицизма.
Бря́нский Яков Григорьевич
настоящая фамилия Григорьев, (1790—1853), актёр. С 1811 на Петербургской сцене. Представитель русского классицизма.
* * *
БРЯНСКИЙ Яков ГригорьевичБРЯ́НСКИЙ Яков Григорьевич (наст. фам. Григорьев) [6 (17) октября 1790, Санкт-Петербург — 4 марта (20 февраля) 1853, там же], российский актер, крупнейший представитель русского театрального классицизма.
Родился в семье мелкого чиновника, юношей поступил на службу копиистом в Сенат, увлекался театром. В 1811 на домашнем вечере у князя А. А. Шаховского(см. ШАХОВСКОЙ Александр Александрович) с большим успехом продекламировал роль Полиника из трагедии В. А. Озерова(см. ОЗЕРОВ Владислав Александрович) «Эдип в Афинах» и был принят на петербургскую сцену в так называемую «Молодую труппу», организованную Шаховским. Дебютировал в комедии «Влюбленный Шекспир» А. Дюваля в заглавной роли. В первые годы Брянский играл в основном роли любовников, иногда дублировал роли, исполняемые первым трагиком русской сцены А. С. Яковлевым, после смерти которого в 1817 занял место ведущего трагического актера. Среди ролей: Отелло, Яго («Отелло» Шекспира), Франц Моор («Разбойники» Ф. Шиллера), Танкред («Танкред» Вольтера), Уголино («Уголино» Н. А. Полевого). Брянский обладал прекрасными внешними данными, мощным и красивым голосом, игра его отличалась благородством, но ему не хватало темперамента, необходимого для трагического актера, игра его была холодна и рассудочна. С приходом на сцену В. А. Каратыгина(см. КАРАТЫГИН Василий Андреевич) (1820) Брянский уступил ему первые роли в трагедиях, перейдя на амплуа резонеров и благородных отцов, выступая часто в мелодрамах, драмах и комедиях. Играл Ломоносова и Езопа в комедиях Шаховского «Ломоносов, или Рекрут-стихотворец» и «Притчи, или Езоп у Ксанфа»; Альцеста (Крутона) в комедии Мольера «Мизантроп» и др.
При постановке пьес Брянский нередко брал на себя обязанности режиссера. В 1831 в свой бенефис Брянский поставил (впервые целиком) «Горе от ума» Грибоедова и сыграл Фамусова, особо подчеркивая его барственность. При его содействии в 1832 была осуществлена постановка «Моцарта и Сальери» А. С. Пушкина, где Брянский сыграл роль Сальери. В 1833 для своего бенефиса он перевел и «приспособил» для русской сцены пьесу Шекспира «Ричард III», назвав ее «Жизнь и смерть Ричарда III».
В 1828—1837 руководил драматическим классом Петербургского театрального училища. В 1842 оставил сцену, но в 1845 вернулся вновь и оставался на ней до своей смерти.
(наст. фам. Григорьев; 1790–1853) – рус. актер. С 1811 на петербургской сцене. Предст. рус. классицизма.