Каиафа в словарях и энциклопедиях
прозвище иудейского первосвященника, собственное имя которого, по свидетельству И. Флавия, было Иосиф ("Antiq." XVIII, 2, 2). Это был высокомерный саддукей, обязанный своим положением римской власти и выше всего ценивший свои личные интересы; поэтому он выступил ярым врагом Христа, в котором видел опасного возмутителя. Он первый подал совет пожертвовать этим Галилейским Учителем, чтобы "не погиб весь народ", т. е. чтобы не произошло возмущения, которое повлекло бы жестокую расправу со стороны римлян (Иоан. XI, 49, 50). Крайне несправедливым заявил он себя и во время суда над Христом, да и позже яростно преследовал апостолов. Он смещен был римским консулом Вителлием, после 10-летнего управления.
А. Л.
Каиафа, прозвище Иосифа, к-рого в 18 г. по Р.Х. рим. прокуратор Валерий Грат назначил первосвященником. К. был зятем Анны (см. Анна) (Ин 18:13) и первосвященником в то время, когда Иоанн Креститель начал свое служение (Лк 3:1 и след.). Именно К. предложил убить Иисуса (Ин 11:47-53; 18:14); в его дворце собрался синедрион для суда над Иисусом (Мф 26:57; Ин 18:24), и К. председательствовал на этом суде. После того как показания лжесвидетелей не подтвердились, К. своим вопросом "Ты ли Христос, Сын Благословенного?" побудил Иисуса ответить положительно, в результате чего Его обвинили в богохульстве (Мк 14:59-64). В Деян 4:6 К. вновь упоминается в связи с разбират-вом в синедрионе дела ап. Петра и Иоанна. В 36 г. по Р.Х. Каиафа был смещен Вителлием, рим. наместником в Сирии. В Иерусалиме, в верхнем городе, туристам и паломникам обычно показывают место, где, по преданию, стоял дом Каиафы.
(вероятно с Арамейского языка, смирение, но по другим, исследователь) (Мат.26:3, Иоан.11:49 ) - первосвященник Иудейский, во время общественного служения Господа, а также во время Его страданий и смерти. О нем упоминает Флавий под его полным именем. Иосиф Каиафа (Древ., кн.XVIII, гл.II, §2). Анна, или Анан (Иоан.18:13 ) был его тестем и, как видно, каким-то незаконным образом разделял вместе с ним правление (см. <<Анна). Вскоре после того, как Понтий Пилат был лишен правительства над Иудеею, Каиафа (около 36 по Р.Х.) также был лишен звания первосвященника и замещен Ионафаном. По сходству имени некоторые церковные писатели смешивают его с историком Иосифом Флавием, обратившимся будто бы впоследствии в Христианство; но едва ли это правдоподобно. Его замечательные слова, приведенные в Ев. от Иоанна (Иоан.11:50 ) содержат в себе, так сказать, невольное из уст его пророчество об истинных, бесценных для человеческого рода плодах смерти Богочеловека. На совете первосвященников и фарисеев, собранном для решения вопроса - какие принять меры против Иисуса, который много чудес творит и в которого многие из Иудеев уверовали, Каиафа сказал: "Вы ничего не знаете и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей нежели чтоб весь народ погиб. Сие же он сказал не от себя, но будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ; не только за народ, но чтоб и рассеянных чад Божиих собрат во едино". Как в истории Валаама, и некоторых других лиц, св. Дух невольно побудил его засвидетельствовать истину, хотя он лично вовсе не имел такого намерения, и сам мало разумел те знаменательные слова, которые в качестве первосвященника и вестника воли Божией, должен был произнести при означенном случае.
Каи’афа (подавление, подавленность) (Мат.26:3,57; Лук.3:2; Иоан.11:49; Иоан.18:13,14,24,28; Деян.4:6 ) — первосвященник в год страданий и смерти Христа. Не сознавая, он высказал о Нем великое пророчество (Иоан.11:49 -50).