Петр Амьенский в словарях и энциклопедиях
(Ambianensis), или Пустынник (Heremita), — аскет, которому приписывалась организация первого крестового похода. П. род. около 1050 г. в Амьене, был военным, потом удалился от света и сделался монахом, пустынником. В то время весь Запад всколыхался, воодушевленный идеей крестовых походов. Папа был главным двигателем этого движения, в котором ярко отразилось аскетическое настроение целой эпохи; но по преданиям, записанным у Альберта Ахенского и Вильгельма Тирского, во главе крестового похода стоял не папа, а П., своим воодушевлением увлекший даже папу. Небольшого роста, имея жалкую наружность, он таил в себе великую доблесть. Он был ума "быстрого и проницательного, говорил приятно и свободно". Прибыв в Палестину, П. был глубоко опечален, познакомившись с бедственным положением христиан. Во время беседы с иерусалимским патриархом Симоном П. посоветовал ему обратиться за помощью "к владыке-папе и римской церкви, королям и князьям Запада", а сам выразил готовность идти к ним, умолять их о помощи. Уверенность в успехе возникла у "жалкого, бедного и лишенного всяких средств пилигрима" вследствие помощи самого Христа Спасителя. Он явился П. во сне, ободрил его и предписал крестовый поход. В Риме П. обратился с призывом к папе Урбану II. Тот смиренно и радостно выслушал воззвание, благословил П. на проповедь и обещал свое ревностное содействие. П. направился в Верчелли, оттуда в Клермон, прошел все страны, призывая их к борьбе за Спасителя. Народ окружал его толпами, приносил ему дары и прославлял его святость. "Все, что он ни говорил, ни делал — обнаруживало в нем божественную благодать". Все признавали его власть. Никто лучше его не умел улаживать несогласия и мирить самых жестоких врагов. Многие выдергивали, как святыню, шерсть из его мула. Хлеба он не ел, питаясь вином и рыбой. Собрав многочисленную армию, П. решился направить свой путь через землю венгров. Тогда поднялись все земли и все князья и рыцари во всей Франции на освобождение Гроба Господня. По этому преданию, П. сделал уже половину дела, когда прибыл в Клермон папа Урбан с призывом к походу (1095). Легенда в устах Вильгельма Тирского, аббата Гвиберта Ножанского, Анны Комнены, отодвинула папу на второй план, выдвинув П. Однако, современники не знают П., не приписывают ему почина крестовых походов, не говорят о нем, как о посланнике Божьем, взволновавшем Запад. На С Франции П. известен был лишь как один из многих народных проповедников; англичанам и итальянцам он совсем был неизвестен. Современникам он представлялся обыкновенным фанатиком-аскетом, собравшим ополчение из крестьян, нищих, крепостных, бродяг. Вождями этих полчищ были П. и Готье Нищий. Плачевна была судьба первого ополчения. Постоянные стычки, битвы в Венгрии и Болгарии, общая беспорядочность лишили вождей влияния на массы. Венгры и болгары уничтожали крестоносцев. После переправы в Азию П. покинул ополчение, которое вскоре было истреблено турками, и присоединился к армии Готфрида Бульонского. Когда крестоносцы (1098) были осаждены в Антиохии эмиром Кербогой, настал такой голод, что многие бежали толпами, другие спускались на веревках со стен и уходили в леса. В числе "веревочных беглецов" был и П., но ему не удалось бежать, так как его поймал Танкред и заставил присягнуть, что он не убежит. Его имя упоминается во время переговоров с Кербогой под Антиохией. После взятия Иерусалима П. возвратился на родину, прибыл в Пикардию и основал в Гюи (1099) августинский монастырь, настоятелем которого он умер в 1115 г. См. Sybel, "Geschichte des ersten Kreizzuges", где рассмотрены легенды крестового похода.
П. Конский.
Пустынник (Pierre l'Ermite; лат. Petrus Heremita) (около 1050, Амьен,— 1115, Нёфмутье), французский монах, предводитель наиболее крупного отряда бедноты в первом крестовом походе (См. Крестовые походы). Проповеди П. А. способствовали притоку бедноты в ряды крестоносцев. После разгрома первых толп крестоносцев сельджуками в Малой Азии бежал в Константинополь, затем присоединился к рыцарским ополчениям. После взятия Иерусалима (1099) возвратился во Францию; незадолго до смерти основал монастырь Нёфмутье.
ПЕТР АМЬЕНСКИЙ - Пустынник (Petrus Eremita) (ок. 1050-1115), французский монах, один из руководителей первого крестового похода. После взятия Иерусалима (1099) возвратился во Францию, где основал монастырь Нефмутье.
ПЕТР АМЬЕНСКИЙ
ПЕТР АМЬЕ́НСКИЙ, Пустынник (Petrus Eremita) (ок. 1050—1115), французский монах, один из руководителей первого крестового похода. После взятия Иерусалима (1099) возвратился во Францию, где основал монастырь Нефмутье.
Пустынник (Pierre l'Ermite; в лат. источн. Petrus Heremita) (ок. 1050-1115), - франц. монах, предводитель наиболее крупного сев.-франц. отряда крестоносной бедноты, выступление к-рой в марте 1096 послужило началом крестовых походов. Родом из Амьена. Происходил, по-видимому, из рыцарства. Был богословски образован, отличался выдающимся ораторским талантом и фанатизмом. Пылкие проповеди связанного с папством П. А. в сер. 90-х гг. 11 в. в Сев. и Средней Франции во многом способствовали притоку бедняков в ряды крестоносцев. Бежал в Константинополь после разгрома первых толп крестоносцев сельджуками в М. Азии, затем присоединился к рыцарским ополчениям первого крестового похода и участвовал в его главнейших событиях. По взятии Иерусалима в 1099 возвратился во Францию, в 1115 основал монастырь Нёфмустье, где и умер. Согласно сложившейся к нач. 12 в. легенде, П. А. приписывалась осн. инициатива первого крестового похода. Несостоятельность этой легенды была доказана Г. Зибелем.
Лит.: Hagenmeyer H., Peter der Eremite, Lpz., 1879; Le Febvre Y., Pierre l'Ermite et la croisade, Amiens, 1946; Dereine Ch., Pierre l'Ermite..., "La Nouvelle Clio", 1953, t. 5, No 7-10.
M. A. Заборов. Москва.